Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-112/2023 ~ М-29/2023 от 19.01.2023

К делу № 2-112/2023;

УИД 75RS0031-01-2023-000072-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    9 марта 2023 года                                                          п. Ясногорск

    Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре А.А. Каменскас,

с участием помощника прокурора С.Б. Милова,

представителя администрации МР «Оловяннинский район» В.В. Жамбал-Доржиева,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Золотореченская средняя общеобразовательная школа» и администрации муниципального района «Оловяннинский район» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

          Прокурор Оловяннинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к МБОУ «Золотореченская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МБОУ «Золотореченская СОШ») об обязании оборудовать объект системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», поддерживать их в исправном состоянии, обеспечить оснащение объекта (территорию) системой наружного освещения; оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим и осуществлять контроль за функционированием; привести ограждение к соответствующему классу защиты.

           Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» организовать финансирование вышеуказанных мероприятий на основании заявок МБОУ «Золотореченская СОШ» в объеме заявленных средств, путем перечисления на расчетный счет образовательной организации.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму. По результатам, которой установлено, что муниципальное образовательное учреждение «Золотореченская СОШ» в <адрес> оказывает услуги в сфере образовательной деятельности. Согласно паспорта безопасности образовательное учреждение относится к объектам 4 категории опасности.

Установлено, что в учреждении не созданы безопасные условия для жизни и здоровья обучающихся, а именно: помещение учреждения не обеспечено каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», не достаточное оснащение объектов (территории) системой наружного освещения, объекты (территории) не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим и не осуществляется контроль за их функционированием, ограждение не приведено к соответствующему классу защиты.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматривать средства, направленные на исполнение указанных расходных обязательств.

Имеющиеся в образовательных учреждениях района средства предупреждения преступных посягательств нельзя признать достаточными. Образовательные учреждения района являются объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Исполнение требований по антитеррористической защищенности объектов (территорий) является одной из мер превентивного характера, наряду с принятием мер противопожарной безопасности и других мер, необходимость осуществления которой направлена на достижение конституционно значимых целей государства по противодействию терроризму.

МБОУ «Золотореченская СОШ» является образовательным учреждением, которая по характеру своей деятельности обязана оказывать образовательные услуги каждому, кто обратиться к ней с соблюдением установленного нормативными актами порядка. Предельная общая численность обучающихся в конкретной образовательной организации не предопределяет ни действительную общую численность таких обучающихся, ни их персональный состав. Оба эти элемента могут измениться в любой произвольно взятый, момент времени в результате поступления обучающегося в образовательную организацию или отчисления из нее.

В судебном заседании помощник прокурора Милов С.Б. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

         Представитель ответчика директор МБОУ «Золотореченская СОШ» Шубина Е.М. в судебном заседании участия не принимала, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель администрации МР «Оловяннинский район» по доверенности Жамбал-Доржиев В.В. в судебном заседании с требованиями к администрации района не согласился, просил отказать.

           Суд, заслушав участников процесса, показания свидетеля Безъязыкова Д.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

           Согласно ст. ст. 20,41,38 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

      В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

           Согласно п.1 и п.7 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ст. ст.2, ч.4 ст.3, 20, вышеуказанного Закона основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основным прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских; социально-экономических, правовых, специально и иных мер противодействия терроризма, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причине и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц подвергающихся террористической опасности.

            В соответствии со с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

           Кроме того, ч.7 ст.28 Закона об образовании в РФ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Согласно ч.2 ст.41 Закона «Об образовании в РФ» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

           В п.8 ч.1 ст.41 Закона об образовании в РФ закреплено, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

          На основании п.1 и 2 ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей.

         Согласно пп. «д» п.11 Концепции обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

        Согласно п. «е» п.21 Концепции организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

           Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

В соответствии Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2487-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

            Согласно ст.1.1 настоящего закона пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).

Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от                   ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Согласно п. 24 Постановления в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:

обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием ( п. в);

оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии (п.г);

оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (п.д);

оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения (п.м);

Из Устава МБОУ "Золотореченская СОШ" следует, что создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения отнесено к компетенции учреждения.

Согласно паспорту безопасности МБОУ "Золотореченская СОШ" утвержденному директором и главой администрации МР «<адрес>» в 2023 г., названное образовательное учреждение относится к объектам 4 категории опасности; среднее количество находящихся на объекте (территории) в течение дня 165 человек, 26 работников; среднее количество находящихся на объекте (территории) в нерабочее время, ночью, в выходные и праздничные дни, работников, обучающихся – 1 человек.

Также при согласовании паспорта безопасности межведомственная комиссия установила необходимость проведения ряда мероприятий в МБОУ "Золотореченская СОШ", а именно: привести ограждение к соответствующему классу защиты; обеспечить оснащение объекта (территории) системой достаточного наружного освещения; осуществлять пропускной и внутриобъектовый режим осуществления контроля за их функционированием; привести ограждение к соответствующему классу защиты; оборудовать систему передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации

    Согласно требованиям п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, что согласно информации Отделения вневедомственной охраны по <адрес> - филиал федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании образовательного учреждения МБОУ "Золотореченская СОШ" выявлены недостатки: отсутствует на объекте (территории) системы передачи тревожных сообщений в подразделения ВНГ РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; необходимо обеспечить оснащение объекта (территории) системой достаточного наружного освещения; привести ограждение к соответствующему классу защиты; отсутствует система оповещения и управления эвакуаций либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; в целях обеспечения пропускного режима недопущения беспрепятственного проникновения на объект, необходимо установить турникет.

Согласно сведениям МБОУ "Золотореченская СОШ" наружное освещение имеется, наличие системы передачи тревожных сообщений, система оповещения и управления эвакуацией отсутствует, пропускной и внутри объектовый режим осуществляется штатными работниками (сторожами).

       Согласно сведениям МКУ РКО и ДМ в МБОУ "Золотореченская СОШ" средства передачи связи тревожных сообщений в подразделения ВНГ РФ (подразделения вневедомственной охраны ВНГ РФ) отсутствует. Охранная сигнализация и договор охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ отсутствует. Система видеонаблюдения, наружное освещение имеется, контрольно-пропускной режим осуществляется.

В целях устранения нарушений антитеррористической безопасности объекта МБОУ "Золотореченская СОШ" разрабатывает локально-сметный расчет для монтажа охранной сигнализации и средства передачи связи тревожных сообщений в подразделения ВНГ РФ (подразделения вневедомственной охраны ВНГ РФ).

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления- администрация МР «<адрес>», являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МБОУ "Золотореченская СОШ", обязана обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Более того, согласно паспорту безопасности должно было быть заложено необходимое финансирование для МБОУ "Золотореченская СОШ " в целях создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов.

          Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение, что МБОУ "Золотореченская СОШ" обязана обеспечить помещение школы системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», поддерживать их в исправном состоянии, обеспечить оснащение объекта (территорию) системой наружного освещения; оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим и осуществлять контроль за функционированием; привести ограждение к соответствующему классу защиты, а администрация МР «<адрес>» как орган местного самоуправления обязана обеспечить финансирование, поскольку осуществление деятельности учреждения не обеспечивает безопасность объекта в области антитеррористической защищенности, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, отсутствии возможности своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

Учитывая вышеизложенное, суд считает требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

             В виду того, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика МБОУ «Золотореченская СОШ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «<адрес>» в размере 300 руб. ( ст. 333.19 НК РФ).

          Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

          Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотореченская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515004538) оборудовать объект:

системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», поддерживать их в исправном состоянии;

обеспечить оснащение объекта (территорию) системой наружного освещения;

оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим и осуществлять контроль за функционированием;

привести ограждение к соответствующему классу защиты.

           Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» (ИНН 7515002604) организовать финансирование вышеуказанных мероприятий на основании заявок МБОУ «Золотореченская средняя общеобразовательная школа» в объеме заявленных средств, путем перечисления на расчетный счет образовательной организации.

Взыскать с МБОУ «Золотореченская средняя общеобразовательная школа» (ИНН7515004538) государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

        Решение в окончательной форме изготовлено 10.03.2023.

                     Судья                                 Н.В. Набережнева.

2-112/2023 ~ М-29/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Оловяннинского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация МР "Оловяннинский район"
МБОУ " Золотореченская СОШ"
Суд
Оловяннинский районный суд Забайкальского края
Судья
Набережнева Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
olov--cht.sudrf.ru
19.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2023Передача материалов судье
20.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2023Дело оформлено
04.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее