Дело № 2-747/2023
УИД 34RS0019-01-2023-000796-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2023 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Пименовой А.И.,
при секретаре Кардашевой Ю.А.,
с участием истца старшего
помощника Камышинского городского прокурора Мулдашевой А.Н.
представителя ответчика администрации
городского округа – город Камышин
Волгоградской области,
третьего лица Комитета жилищно-коммунального
хозяйства и капитального строительства
администрации городского округа –
город Камышин Волгоградской области Талановой О.В.
представителя третьего лица МБУ «Благоустройство» Гавриловой И.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области о понуждении к оборудованию уличного освещения,
УСТАНОВИЛ:
Камышинский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области, в котором с учетом изменений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд обязать администрацию городского округа - город Камышин организовать освещение проездов в границах напротив домов № 14/15, 18/19, 47, 29 в 4 мкр. г. Камышина Волгоградской области в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», Сводом правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что Камышинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о благоустройстве населенных пунктов и безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области. Установлено, что в нарушение требований действующего законодательства осветительные приборы на фонарных столбах в границах проездов напротив домов № 14/15, 47 в 4 мкр. г. Камышин отсутствуют, осветительные приборы на двух фонарных столбах, расположенных подряд, в границах проезда напротив дома № 18/19 в 4 мкр. г. Камышина также отсутствуют. Напротив д. 29 в 4 мкр. г. Камышина фонарные столбы отсутствуют. В соответствии со статьей 36 Устава городского округа – город Камышин исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа – город Камышин является администрация городского округа. Согласно пункту 3 статьи 45 Устава администрация городского округа осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, в том числе дорог местного значения городского округа – города Камышин. При этом администрация городского округа – город Камышин до настоящего времени не обеспечила выполнение работ по организации освещения проездов по вышеуказанным адресам. Отсутствие освещения в границах домов г. Камышина является недопустимым, поскольку может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористической характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по территории г. Камышина в ночное время, круг которых определить невозможно.
Старший помощник Камышинского городского прокурора Мулдашева А.Н. в судебном заседании поддержала измененные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации городского округа – город Камышин и третьего лица Комитета ЖКХ и КС администрации городского округа – город Камышин по доверенности Таланова О.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица МБУ «Благоустройство г. Камышина» по доверенности Гаврилова И.С. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев видеоматериал с диска, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования иска заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.
В силу статей 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится организация благоустройства территории городского округа.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Как предусмотрено пунктом 4 части 2 статьи 45.1 указанного Федерального закона № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава городского округа – город Камышин Волгоградской области, принятого решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 28.06.2005 № 56, к вопросу местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа.
Согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 36 Устава городского округа – город Камышин Волгоградской области, принятого решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 28.06.2005 № 56 устанавливает, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и положением о ней, утверждаемым Камышинской городской Думой.
Таким образом, администрация городского округа – город Камышин Волгоградской области обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, включая освещение улиц, расположенных в границах городского округа.
Исходя из требований пункта 8 части 1 статьи 4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа - город Камышин, утвержденных решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 31.07.2013 № 29 (далее - Правила благоустройства), перечень работ по благоустройству территории городского округа - город Камышин включает в себя, в том числе освещение улиц.
Статьей 14 Правил благоустройства к элементам наружного освещения относятся: светильники, кронштейны, опоры, провода, кабели, источники питания (в том числе сборки, питательные пункты, ящики управления)
Улицы, дороги, площади, пешеходные тротуары, жилые кварталы, дворы, территории предприятий, учреждений, организаций должны освещаться в темное время суток.
Собственники (владельцы) объектов наружного освещения или объектов, оборудованных средствами наружного освещения, а также организации, обслуживающие объекты (средства) наружного освещения, обязаны: 1) следить за надлежащим освещением улиц, дорог, качеством опор и светильников, осветительных установок, при нарушении или повреждении производить своевременный ремонт; 2) следить за исправным и безопасным состоянием и удовлетворительным внешним видом всех элементов и объектов, размещенных на опорах наружного освещения; 3) своевременно производить замену фонарей наружного освещения; 4) осуществлять вывоз сбитых и демонтированных опор наружного освещения на дорогах - незамедлительно, на остальных территориях - в течение суток.
Свод правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (далее - СП 52.13330.2016), утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7.11.2016 № 777/пр (в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Минстроя России от 20.11.2019 № 699/пр), устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных зон.
Согласно пункту 1.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» его нормы распространяются, в том числе на проектирование наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов.
Для наружного освещения селитебных территорий в настоящем своде правил нормируются освещенность и яркость дорожных покрытий для любых источников света (пункт 4.1 СП 52.13330.2016).
Освещению в соответствии с указанным Сводом правил подлежат проезды, пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд, пешеходные и велосипедные дорожки, ступени и площадки лестниц и переходных мостиков, пешеходные дорожки на площадках и в скверах.
Исходя из требований пункта 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017, стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б, а именно, доля неработающих светильников не должна составлять более 5% от их общего количества. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Из материалов дела следует, что 6 марта 2023 года помощником Камышинского городского прокурора Кузнецовым А.Е. проведен осмотр проездов напротив домов № 18/19, № 14/15, № 47, № 29 в 4 мкр. г. Камышина Волгоградской области на предмет соответствия элементов улично-дорожной сети требованиям государственных стандартов, в ходе которого выявлены следующие факты: пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. Пунктом 5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлены общие требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Исходя из требований п. 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б. 8 приложения Б, а именно, доля неработающих светильников не должна составлять более 5% от их общего количества. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Однако в ходе осмотра установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства осветительные приборы на фонарных столбах в границах проездов напротив домов №14/15, № 47 в 4 мкр., г. Камышина, отсутствуют, осветительные приборы на двух фонарных столбах, расположенных подряд, в границах проездов напротив домов №18/19 в 4 мкр., г. Камышина, также отсутствуют. Напротив дома № 29 в 4 мкр., г. Камышина, фонарные столбы отсутствуют (л.д. 45).
Согласно постановлению администрации городского округа – город Камышин от 31.12.2013 № 3248-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа-город Камышин» внутриквартальные дороги, указанные в иске, включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – город Камышин (л.д. 22-44).
Согласно пункту 7.5.1.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», классификация улично-дорожной сети городов проводится в соответствии с таблицей 7.9, исходя из которой улицы и дороги местного значения соответствуют категории объекта В. Средняя освещенность на дорожном покрытии и равномерность освещенности таких объектов нормируются согласно таблице 7.10 (пункты 7.5.1.2, 7.5.1.3 СП 52.13330.2016). Нормируемый показатель искусственной освещенности указанной территории должен составлять не менее 6 лк.
Освещение пешеходных пространств следует проектировать исходя из нормы средней горизонтальной освещенности и равномерности ее распределения на дорожном покрытии. Основные объекты пешеходных пространств классифицируются и нормируются в соответствии с таблицей 7.21.
Данные этой таблицы позволяют отнести внутриквартальные проезды в границах напротив домов 14/15, 18/19, 47, 29 в 4 мкр. г. Камышина Волгоградской области к второстепенным проездам, дворам и хозяйственным площадкам на территориях микрорайонов (П 5). Нормируемый показатель искусственной освещенности указанной территории должен составлять не менее 2 лк.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положений статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий, в том числе предусмотренных частью 2 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дела по имеющимся в деле доказательствам.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
Отсутствие освещения в ночное время суток свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и бездействии администрации городского округа – город Камышин, поскольку, исходя из содержания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток.
Поскольку администрация городского округа – город Камышин в силу статьи 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 36 Устава городского округа - город Камышин Волгоградской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, она обязана была принять необходимые меры для организации благоустройства территории города, в том числе организовать освещение проездов в границах напротив домов № 14/15, 18/19, 47, 29 в 4 мкр. г. Камышина Волгоградской области, в связи с чем заявленные Камышинским городским прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования, суд с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных на администрацию городского округа – город Камышин обязанностей по организации наружного освещения в течение 6 месяцев co дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № 14/15, 18/19, 47, 29 ░ 4 ░░░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 55706-2013. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 52.13330.2016 «░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 23-05-95*» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░