Дело № 2-479/2020
68RS0024-01-2020-000613-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года р.п. Сосновка Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,
при секретаре Щербаковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимости – гидротехническое сооружение пруда на балке <адрес>,
у с т а н о в и л:
Администрация Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области обратилась в суд с иском к администрации Сосновского района Тамбовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – гидротехническое сооружение (далее ГТС) пруда на балке <адрес>. Указала, что 28 июня 2019 года администрацией Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области было подано заявление о принятии на учёт в органы Росреестра в качестве бесхозяйного объекта недвижимости гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время администрация Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области произвела инвентаризацию гидротехнического сооружения и поставила его на кадастровый учёт. Теперь необходимо оформить право муниципальной собственности на ГТС в судебном порядке. Просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – гидротехническое сооружение, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 6028+/- 54 кв.м.
В судебном заседании глава администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области Ерохина Н.В. требования поддержала в полном объеме, дополнений от неё не поступило.
Заинтересованное лицо – представитель администрации Сосновского района Тамбовской области в суд не явился, в поданном в суд заявлении представитель Ветрова Т.В. просила рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявления.
Заинтересованные лица – представители Комитета по управлению имуществом Тамбовской области и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В суд поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и выражена позиция о возможности удовлетворения заявленных требований.
С согласия заявителя в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей заинтересованной стороны.
Выслушав представителя заявителя, оценив исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд рассматривает, в том числе, дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с положениями статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо на эту вещь.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к числу гидротехнических сооружений отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной статьей 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
На основании статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 июня 2019 года гидротехническое сооружение пруда на балке <адрес> принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не имеющего собственника или собственник которого не известен, ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый номер № (л.д. 14-18).
Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 16 мая 2019 года гидротеническое сооружение (плотина) пруда на балке <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, в Реестре государственной собственности Тамбовской области не числится (л.д. 7).
По данным МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 15 мая 2019 года в соответствии с пунктом 39 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 года №447 в Реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте недвижимости – гидротеническое сооружение (плотина) пруда на балке <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>. Одновременно указано, что отсутствие объекта в реестре федерального имущества не означает, что данный объект недвижимости не находится в собственности Российской Федерации (л.д. 6).
Согласно сообщений администрации Сосновского района Тамбовской области и администрации Отъясского сельсовета вышеуказаное гидротехническое сооружение не значится в реестре муниципального имущества Сосновского района Тамовской области и Отъясского сельсовета (л.д. 8,9).
Справкой филиала ГУПТИ Тамбовской области по Сосновскому району от 13 июня 2019 года подтверждается, что по состоянию на 01.04.1998 года право собственности на объект недвижимости – ГТС на балке <адрес> не зарегистрировано (л.д. 10).
По сведениям отдела водных ресурсов по Тамбовской области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 21 февраля 2019 года сведения на ГТС пруда на балке <адрес> отсутствуют в государственном водном реестре. Дополнительно указано, что в соответствии с Инвентаризацией гидротехнических сооружений по Тамбовской области, проведенной ОАО «Тамбовводпроект» на 01.01.2001 года вышеуказанное ГТС включено в список сооружений, расположенных на территории района, под № со следующими параметрами: длина плотины 184 м, высота 10,2 м, ширина по гребню 6 м, водоспускное сооружение – донный водоспуск d=600 мм, 1 нитка. (л.д. 11).
С момента постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества по настоящее время собственник указанного имущества не обнаружен, никто из числа возможных правообладателей не обратился с заявлением о признании права собственности на данное сооружение.
В соответствии с ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника и собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что гидротехническое сооружение пруда на балке <адрес> не имеет собственника и в установленном законом порядке принято на учет как бесхозяйное.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст.225 ГК РФ следует признать, что то орган местного самоуправления в лице администрации Отъясского сельсовета Сосновского района является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, поскольку объект расположен в административных границах Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области. Оснований для отклонения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 290-293 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за администрацией Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества: кадастровый номер: №; наименование: ГТС пруда на балке <адрес>; назначение: сооружение гидротехническое; протяженность 184 метра, высота 10,2 метра; адрес: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Тамбовской области.
Судья Е.А. Охотникова
Решение в окончательной форме составлено 17 августа 2020 года.
Судья Е.А. Охотникова