Мировой судья – Королькова Л.В. Дело № 5-451/2022-12-699/2022
УИД 53MS0009-01-2022-002080-84
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород 30 июня 2022 года
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),
с участием защитника ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» Корскова А.В.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу управляющего ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» индивидуального предпринимателя Захарова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 27 Новгородского судебного района Новгородской области от 22 апреля 2022 года, вынесенное в отношении юридического лица -
общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунальный стандарт», находящегося по адресу: <адрес>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения,
установил:
25 февраля 2022 года главным специалистом-экспертом, государственным жилищным инспектором отдела технического надзора комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Коноваловой Г.А. в отношении ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Определением заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Михайлова А.Ю. от 24 марта 2022 года материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» направлены на рассмотрение мировому судье судебного участка № 27 Новгородского судебного района Новгородской области.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Не соглашаясь с постановлением, управляющий ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» индивидуальный предприниматель Захаров А.А. обратился в Новгородский районный суд Новгородской области с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, приводя доводы о нарушении порядка привлечения к административной ответственности, отсутствии состава административного правонарушения, истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, судья считает, что срок обжалования постановления законным представителем ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» соблюден.
В судебное заседание законный представитель ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» Корсков А.В. в судебном заседании жалобу поддержала по приведенным в ней доводам.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Корскова А.В., судья приходит к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
При проверке дела об административном правонарушении в порядке пересмотра по поступившей жалобе установлено, что требования ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела мировым судьей соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2022 года главным специалистом-экспертом, государственным жилищным инспектором отдела технического надзора комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Коноваловой Г.А. в отношении ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Указанное процессуальное действие произведено без участия законного представителя и (или) защитника ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт».
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» в совершении вмененного административного правонарушения установлены мировым судьей на основании имеющихся в деле доказательств, в том числе, вышеуказанного протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья не проверил в полном объеме процедуру привлечения ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» к административной ответственности, в частности, процедуру извещения привлекаемого к административной ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 25 февраля 2022 года в 09 часов 30 минут в комитете государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» извещалось должностным лицом административного органа путем направления соответствующего уведомления посредством электронной почты по электронному адресу: №.
Признавая такой способ извещения надлежащим, мировой судья в постановлении сослался на наличие в материалах дела распечатки о направлении 22 февраля 2022 года в 16 час. 01 мин. в адрес ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» извещения по электронной почте, указанной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, и распечатки, свидетельствующей об отсутствии сообщения от <данные изъяты> по электронному адресу: <данные изъяты> о недоставке сообщения.
Однако, вывод мирового судьи о соответствии избранного должностным лицом способа направления ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении положениям части 1 статьи 25.15 КоАП РФ не обоснован сведениями об обстоятельствах фиксирования вручения данного извещения адресату.
Между тем, каких-либо доказательств, позволяющих с достоверностью установить, когда именно вышеуказанное извещение было доставлено и вручено адресату, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, следует признать, что протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» или его защитника, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Помимо изложенного, признавая ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выразившемся в том, что названое юридическое лицо при осуществлении своей деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, нарушило требования ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, пункты 3.6.1, 3.6.8, 3.6.21, 3.6.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, мировой судья сослался в числе доказательств на акт выезда на придомовые территории многоквартирных домов Великого Новгорода от 24 января 2022 года, составленный главным специалистом, муниципальным жилищным инспектором отдела жилищного хозяйства комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода Васильевым А.В., и приложенную к данному акту фототаблицу (л.д. 25, 26-31), признав эти доказательства допустимыми и достоверными.
Вместе с тем, при рассмотрении дела защитником ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» приводились доводы о невозможности использования указанных документов в качестве доказательств как полученных с нарушением требований закона.
Однако, эти доводы при рассмотрении дела мировым судьей надлежащей правовой оценки не получили.
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее- Закон N 248-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесено, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с Положением о комитете по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода, утвержденным Постановлением Администрации Великого Новгорода от 28 марта 2019 года N 1167 (далее- Положение о комитете), Комитет является структурным подразделением Администрации Великого Новгорода и выполняет исполнительно-распорядительные функции Администрации Великого Новгорода по решению вопросов местного значения в области жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта и связи, внешнего благоустройства и охраны окружающей среды Великого Новгорода, взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Новгородской области, иными государственными органами.
Среди полномочий, поименованных в разделе 3 указанного Положения о комитете, включено полномочие по организации и осуществлению муниципального жилищного контроля.
Пунктом 4.2 Положения предусмотрено, что должностные лица комитета, уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля и муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, вправе требовать соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных федеральным законодательством, законодательством Новгородской области, муниципальными правовыми актами Великого Новгорода, контроль за исполнением которых возложен на комитет, выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований, устанавливать сроки исполнения и контролировать их соблюдение.
Согласно пункту 1.5 Положения об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 28 октября 2021 года N 621 (далее- Положение о контроле), муниципальный жилищный контроль осуществляется Администрацией Великого Новгорода в лице комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о контроле должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль от имени Администрации Великого Новгорода, являются должностные лица комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода, определенные постановлением Администрации Великого Новгорода (далее - должностные лица органа муниципального жилищного контроля).
Должностными лицами органа муниципального жилищного контроля, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются: Мэр Великого Новгорода, заместитель Главы администрации Великого Новгорода в соответствии с распоряжением Мэра Великого Новгорода о распределении должностных обязанностей, председатель комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода, в случае его отсутствия - заместитель председателя комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода (далее - Уполномоченные лица).
Пунктом 4.2 Положения о контроле предусмотрено, что без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия): наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами органа муниципального жилищного контроля на основании заданий Уполномоченных лиц. Форма задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия утверждается правовым актом органа муниципального жилищного контроля.
В пункте 5.4 Положения о контроле указано, что выездное обследование проводится в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Выездное обследование проводится должностным лицом органа муниципального жилищного контроля по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения жилого помещения муниципального жилищного фонда, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Выездное обследование проводится на основании задания Уполномоченного лица.
В соответствии с пунктом 5.7 Положения о контроле для фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами органа муниципального жилищного контроля и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, время фиксации объекта. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Результаты фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Аналогичные положения относительно выездного обследования, проводимого без взаимодействия с контролируемым лицом, предусмотрены статьями 56 и 75 Закона N 248-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, имеющийся в нем акт оформлен должностным лицом комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода по результатам выездного обследования придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного 24 января 2022 года.
Вместе с тем, в деле отсутствует и по запросу судьи районного суда не представлено задание Уполномоченного лица, перечень которых приведен в пункте 1.6 Положения о контроле, на проведение в указанный день (24 января 2022 года) контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
В отсутствие названного выше задания не представляется возможным сделать вывод о соблюдении в рассматриваемом случае порядка осуществления муниципального контроля, что в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ влечет признание акта выезда на придомовые территории многоквартирных домов Великого Новгорода от 24 января 2022 года и приложенных к нему фотоматериалов, часть из которых (четыре фотоснимка) были вовсе составлены в иную дату – 25 января 2022 года, недопустимыми доказательствами.
Также следует отметить, что в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ, п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в обжалуемом постановлении мировым судьей не установлена дата совершения вмененного ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» административного правонарушения.
Таким образом, судья районного суда приходит к выводу, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности,
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 27 Новгородского судебного района Новгородской области от 22 апреля 2022 года, вынесенное в отношении ООО «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья районного суда
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 27 Новгородского судебного района Новгородской области от 22 апреля 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунальный стандарт» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья В.В. Ящихина