Дело № 5-4/2022 (№ 5-1634/2021)
УИД 55RS0005-01-2021-007138-17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Омск-33 ул. 9-я Северная д. 99 27 января 2022 года
(резолютивная часть объявлена 24 января 2022 года)
Судья Первомайского районного суда г. Омска Карев Е.П., при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Мельниковой А. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении №
от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Омской области, ДД.ММ.ГГГГ в 00:01 часов, при анализе информации о нарушении М.А.В. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в невыполнении санитарно-профилактических (противоэпидемических) мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, установлено: ДД.ММ.ГГГГ Мельникова А.В. прибыла на территорию Российской Федерации из страны <адрес>, однако не выполнила требования по размещению в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации информации о результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР на ЕПГУ, не заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инспекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации». Указанные действия являются нарушением ст. 10, 30, 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», п. 4.1 СП 3.1.3397-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-2019», п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
Данные действия (бездействие) Мельниковой А.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Мельникова А.В. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ вину в совершении административного правонарушения не признала, при этом пояснила, что постоянно проживает в <адрес>, в <адрес> выезжает в связи с осуществлением трудовой деятельности, в связи с чем, ей было разъяснено, что сдача ПЦР-теста по прибытию на территорию Российской Федерации из <адрес>, не требуется. Аналогичные разъяснения даны на сайте Роспотребнадзора, а также руководителем Роспотребнадзора – Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. Также указала на допущенные процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, в связи с ненадлежащим извещением ее о времени и месте составления протокола, номер телефона, указанный в протоколе, ей не принадлежит.
Защитник Мельниковой А.В. – Барская Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании также указала на несогласие с протоколом об административном правонарушении, не признание вины Мельниковой А.В. в совершении административного правонарушения, по изложенным ранее доводам.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Омской области Кандаскалова О.В., в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала, указав, на ДД.ММ.ГГГГ действовали нормы, предписывающие гражданам Российской Федерации сдавать ПЦР-тест и размещать информацию на ЕПГУ, протокол был составлен в связи с действовавшими в тот период нормативными актами, в связи с прибытием Мельниковой А.В. на территорию России и не размещением сведений о пройденном ПЦР-тесте на ЕПГУ. В последующем, письмом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ было разъяснено, что граждане Российской Федерации, прибывающие из Республики Абхазии, не должны сдавать ПЦР тест. Лица, прибывающие на территорию Российской Федерации из Абхазии, не сдавшие ПЦР-тест и не разместившие сведения на ЕПГУ, в настоящее время к административной ответственности не привлекаются в связи с данными разъяснениями Роспотребнадзора. На ДД.ММ.ГГГГ, документов, предписывающих не сдавать ПЦР-тест лицам, пребывающим на территорию Российской Федерации <адрес>, не было, в связи с чем, ею был составлен протокол об административном правонарушении.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Кравцова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании протокол и позицию должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, подержала, дополнительно указала, что письмо Роспотребнадзора толкуется в разных регионах, по-разному.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон
№ 52-ФЗ) граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 52-ФЗ санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года
№ 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15 утверждены Санитарные правила 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В соответствии с п. 2.1 СП 3.1.3597-20 к мероприятиям, направленным на предупреждение распространения СОVID-19, относится, в том числе мониторинг заболеваемости и эпидемиологическая диагностика.
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(п. 4.1 СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию.
В соответствии с п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции, действовавшей на дату возникновения обстоятельств, прослуживших основанием для привлечения к административной ответственности) на граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения), возложена обязанность в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как следует из материалов дела, Мельниковой А.В. в вину вменяется нарушение
п. 2.2 Постановления № 7 Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 г. «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», а именно, что 18.04.2021 г., последняя прибыла из страны <адрес> на территорию Российской Федерации, в установленные сроки со дня прибытия на территорию Российской Федерации не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР на ЕПГУ, путем заполнения соответствующей формы.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными материалами дела, а также пояснениями участников процесса.
Вместе с тем, согласно Письма Роспотребнадзора от 19.04.2021 г. № 02/7850-2021-27 «О разъяснениях положений постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.04.2021 N 12», Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с вступлением в силу с 15.04.2021 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.04.2021 № 12 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (зарегистрировано в Минюсте России от 14.04.2021, регистрационный N 63125) (далее - Постановление) разъяснено следующее.
В целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции распоряжениями Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 г. № 635 и от 27.03.2020 г. № 763 временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также движение через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Положения указанных распоряжений Правительства Российской Федерации не применяются в отношении отдельных категорий граждан, в том числе граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в Республику Абхазия, и граждан Республики Абхазия, въезжающих в Российскую Федерацию из Республики Абхазия.
Согласно внесенным Постановлением изменениям с 15.04.2021 всем гражданам Российской Федерации (за исключением членов экипажей транспортных средств), прибывающим на территорию Российской Федерации, необходимо:
- обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- в целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до прибытия в Российскую Федерацию;
- в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
На территориях Республики Северной Осетии (Алания), Краснодарского края и Ростовской области ежедневно через пункты пропуска через государственную границу проходят граждане из указанных выше иностранных государств, причем многие пересекают границу Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности, учебы и других целях с краткосрочным визитом (так называемая "маятниковая миграция").
В отношении граждан, прибывающих из указанных выше иностранных государств в целях осуществления трудовой деятельности, учебы и других целей с краткосрочным визитом, положения данного постановления могут применяться так же, как в отношении членов экипажей транспортных средств.
Как указывалось выше, положения п. 2.2. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции, действовавшей на дату возникновения обстоятельств, прослуживших основанием для привлечения к административной ответственности) предписывают гражданам, прибывающим на территорию Российской Федерации, в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
При этом, положения данного пункта не распространяются на членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения.
Согласно информации, размещенной на официальных ресурсах Роспотребнадзора, для тех, кто пересекает границу в рамках маятниковой миграции – для работающих в <адрес> и проживающих в <адрес> граждан РФ, норма по сдаче ПЦР-тестов в течение 5 дней не действует. С учетом единого эпидемиологического пространства и достаточно стабильной ситуации в <адрес>, принято решение, что после посещения этой страны, граждане России могут не сдавать ПЦР-тесты и не вносить эти данные на госуслуги.
В судебном заседании обозревалась видеозапись интервью руководителя Роспотребнадзора – Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю., данное телеканалу «Россия 24», в котором, отвечая на вопросы журналиста, руководитель Роспотребнадзора разъяснила, что у России и <адрес> единое эпидемиологическое пространство, в отношении лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации из Республики Абхазия, действуют ранее установленные положения, пересечение границы, для указанных граждан, не влечет за собой обязательных тестирований.
Согласно представленным документам, Мельникова А.В. проживает в принадлежащем ей жилом помещении № жилого <адрес> по
<адрес> в <адрес>, работает в ООО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ совершала поездку в <адрес> с рабочей целью.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, разъяснениями Роспотребнадзора, судья приходит к выводу, что доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии вины Мельниковой А.В. в форме бездействия, состоящей в невыполнении ею требований санитарно-профилактических (противоэпидемических) мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. По общему правилу установленному п. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно п. 13 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Иной подход к оценке доказательств противоречит принципу презумпции невиновности и ведет к вынесению незаконного решения.
Таким образом, поскольку Мельникова А.В. прибыла на территорию Российской Федерации из <адрес>, имеющей единое эпидемиологическое пространство с Российской Федерацией, для лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из <адрес>, установлены специальные требования о прохождении лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и размещении информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, судья приходит к выводу, что доказательств, свидетельствующих о необходимости исполнения Мельниковой А.В. требований п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», материалы дела не содержат.
Вышеуказанное исключает наличие в действиях Мельниковой А.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы Мельниковой А.В. о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, судьей отклоняются, поскольку из представленных материалов дела, ответа по запросу суда АО <данные изъяты>», нарушений при направлении уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, а также копии протокола в адрес Мельниковой А.В., не усматривается, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем указанные доводы являются несостоятельными.
В соответствии п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление, в том числе постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При установленных по делу обстоятельствах, во взаимосвязи с изложенными нормами права, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Мельниковой А.В. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья, -
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Мельниковой А. В., прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вручения или получения копии постановления через Первомайский районный суд г. Омска.
Судья Е.П. Карев