УИД № 57RS0003-01-2023-000152-14 Производство № 2-2526/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Шалаевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Редчиц Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Редчиц Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование требований указала, что с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживала и осуществляла трудовую деятельность в с. Великая Черниговка Овручского района Житомирской области Украины. Данная территория в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» относилась к зоне гарантированного добровольного отселения.
Вместе с тем, при обращении в пенсионный орган истцу было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в связи с тем, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этого государства.
Полагая принятый ответчиком отказ в назначении пенсии неправомерным, истец, с учетом уточнения требований, просила суд признать за ней право на назначение пенсии в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 3 года и назначить ей пенсию с 19.05.2023.
В судебном заседании представитель истца Семенова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Ковалева Н.Л. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу.
Истец Редчиц Т.А. в судебное заседание не явилась, реализовав право на участие судебном разбирательстве через представителя.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 33 данного Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.04.2023 Редчиц Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением пенсионного органа от 26.04.2023 в установлении пенсии по старости Редчиц Т.А. было отказано в связи с отсутствием права.
Принятое решение об отказе Редчиц Т.А. в назначении пенсии мотивировано тем, что гражданам, переселившимся на территорию Российской Федерации из Украины, меры поддержки могут быть предоставлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для граждан Российской Федерации, при предъявлении удостоверений о праве на льготы российского образца об отнесении к определенной категории лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданных уполномоченными Правительством Российской Федерации органами.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Редчиц Т.А. ссылалась на то, что с (дата обезличена) и до (дата обезличена) проживала вместе с семьей и работала в с. Великая Черниговка Овручского района Житомирской области Украины.
При проверке доводов истца судом установлено, что согласно сведениям паспорта иностранного гражданина, Редчиц Т.А. с (дата обезличена) по (дата обезличена) была зарегистрирована в (адрес обезличен).
Как следует из записей в трудовой книжке истца с (дата обезличена) по (дата обезличена), Редчиц Т.А. работала в качестве разнорабочей в Ленинском колхозе (адрес обезличен), с (дата обезличена) по (дата обезличена) – в должности уборщицы (информация скрыта)
(дата обезличена) в Черниговском с/с Овручского района Житомирской области между Редчиц Т.А. и Редчиц С.П. был зарегистрирован брак, расторгнутый (дата обезличена), о чем отделом регистрации актов гражданского состояния Овручского районного управления юстиции Житомирской области выдано свидетельство о расторжении брака (номер обезличен).
Сын истца ФИО7, (дата обезличена) года рождения, (дата обезличена) был зачислен в 1-й класс Общеобразовательной школы (информация скрыта) (адрес обезличен), в (дата обезличена) закончил 4-й класс.
Дочь истца ФИО8, (дата обезличена) года рождения, (дата обезличена) был зачислен в 1-й класс Общеобразовательной школы (информация скрыта) (адрес обезличен), в (дата обезличена) закончила 2-й класс.
Согласно справке от 26.06.2000, выданной Овручским РО УМВД Украины в (адрес обезличен), ФИО7 и ФИО8 зарегистрированы по месту жительства Редчиц Т.А. с (дата обезличена).
20.03.1996 истцу выдано удостоверение пострадавшей от Чернобыльской АЭС.
Содержание и подлинность представленных документов ответчиком не оспаривались.
Как установлено ст. 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статей 10 и 11 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к зоне проживания с правом на отселение относится часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. К зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом относится часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
На территории Российской Федерации при определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
Населенный пункт с. Великая Черниговка Овручского района Житомирской области Украины в данных Перечнях не был поименован, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Вместе с тем, в силу ст. 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, потерпевших впоследствии Чернобыльской катастрофы» и Постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106, территория, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на зоны:
- зона отчуждения;
- зона безусловного (обязательного) отселения;
- зона гарантированного добровольного отселения;
- зона усиленного радиоэкологического контроля.
При этом населенный пункт с. Великая Черниговка Овручского района Житомирской области Украины относился к зоне гарантированного добровольного отселения, то есть территории с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 5,0 до 15,0 Ки/км^2 или стронция от 0,15 до 3,0 Ки/км^2 или плутония от 0,01 до 0,1 Ки/км^2, а также территории с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Ки/км^2 или стронция от 0,02 до 0,15 Ки/км^2, или плутония от 0,005 до 0,01 Ки/км^2, где эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что приведенные критерии зонирования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, позволяют соотнести зону гарантированного добровольного отселения по законодательству Украины с зоной проживания с правом на отселение по законодательству Российской Федерации.
Данные выводы суда также подтверждаются сообщением Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от 21.09.2023 № 4-3-8310, из которого следует, что в соответствии с дополнением №1 к Постановлению Кабинета Министров Украины № 106 от 23.07.1991 по отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения с. Великая Черниговка Овручского района Житомирской области отнесено к зоне проживания с правом на отселение.
Оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд считает доказанным факт проживания истца в зоне проживания с правом на отселение в спорный период, в связи с чем приходит к выводу о том, что истец имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Довод представителя ответчика, о том, что место жительства истца в спорный период времени находилось за пределами Российской Федерации, не может послужить основанием к отказу в иске, поскольку подобный подход ставил бы истца в неравные условия с другими категориями граждан, пострадавшими в результате одной и той же техногенной катастрофы, в зависимости от места проживания на момент катастрофы.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом признания за истцом права на назначение пенсии в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принимая во внимание, что к ответчику Редчиц Т.А. обратилась 20.04.2023, то обязанность по выплате пенсии у ответчика возникает с 19.05.2023, поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 33 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 3 (░░░) ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 19.05.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.10.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░