Дело N2-444/2024
УИД 05RS0005-01-2024-000276-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Буйнакск 27 апреля 2024 года
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Вагидова Н.А.,
при секретаре Амировой З.С.,
с участием помощника прокурора г. Буйнакска Устаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Буйнакска Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа г.Буйнакска» (далее МБУ ДО ДЮСШ г.Буйнакска) об обязании устранения нарушений законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Буйнакска Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБУ ДО ДЮСШ г.Буйнакска об обязании устранения нарушений законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности, указав, что прокуратурой города с привлечением специалистов МОВО по г.Буйнакску – филиала ВГКУ ВНГ России по Республике Дагестан проведена проверка исполнения требований вышеназванного законодательства, а именно в МБУ ДО ДЮСШ г.Буйнакска, расположенного по адресу: Республика Дагестан г. Буйнакск улица Ленина №52.
20 февраля 2024 года в ходе проверки выявлены следующие нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006, а именно:
- в соответствии с подпунктом «д», пункта 24 Требования, объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в соответствии с пунктом 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории) о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источником бесперебойного электропитания и т.д.;
- в соответствии с подпунктом «ж» пункта 24 Требования, не проводится периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
- в соответствии с подпунктом «н» пункта 24 Требования, организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), не разработан план взаимодействия;
- в соответствии с подпунктом «з» пункта 24 Требования, не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
- в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Требования, оснащение объекта (территории) системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией (имеются камеры видеонаблюдения в количестве 11 штук, внутренних 7, по периметру 4), охранная сигнализация не имеется;
В связи с тем, что круг лиц, права и интересы которых нарушаются в результате указанных нарушений закона, непостоянен и персонально изменчив, настоящее заявление подается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В своих возражениях на иск директор МБУ ДО ДЮСШ г.Буйнакска Бегов А.М. указал, что заявленное в иске нарушение об отсутствии плана взаимодействия образовательной организации с территориальными органами не обоснованное, поскольку такой план взаимодействия согласованный с начальниками этих органов и утвержденный начальником УОГБ в августе 2023 года в образовательном учреждении имеется. Также является необоснованным довод о том, что периодический обход и осмотр объекта (территории) и их помещений не проводится. Регулярно ежедневно объект проверяется во всех отношениях состояние безопасности сдающим и принимающим дежурство охранниками ЧОО соответствующей записью в журнале сдачи-приема дежурства. Кроме того, в требуемом количестве объект оборудован камерами видеонаблюдения установленными внутри здания и на территории. Архивирование и хранение данных видеокамер сохраняется в течении одного месяца. Единственным по настоящее время не устраненным нарушением остается необходимость оборудования объекта системой оповещения и управления эвакуации людей в безопасное место при возникновении ЧС. По их ходатайству на имя главы городского округа «город Буйнакск» направлено письмо от 19 марта 2024 года о выделении финансовых средств для оборудования объектов автономной системой оповещения.
В судебном заседании представители истца – помощник прокурора г. Буйнакска Устаева А.А исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просила требования удовлетворить с учетом устраненных истцом нарушений.
Ответчик МБУ ДО ДЮСШБ г.Буйнакска в лице директора Бегова А.М. исковые требования прокурора г.Буйнакска признал и в своих пояснениях указал, что в настоящее время из всех выявленных проверкой нарушений законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности в МБУ ДО ДЮСШ г.Буйнакска осталась не устраненной только одна позиция, а именно объект по настоящее время не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации по причине отсутствия финансирования со стороны учредителя администрации городского округа «город Буйнакск», в адрес которой все образовательные учреждения г.Буйнакска обращались с ходатайством о выделении денежных средств для оборудования объектов системами оповещения. Но по настоящее время денежные средства не выделены и своими силами образовательное учреждение не в состоянии устранить данное нарушение. А все остальные нарушения, указанные в иске прокурора своими силами образовательное учреждение устранило.
Ответчик – администрация городского округа «город Буйнакск» в лице представителя по доверенности Нурмагомедова З.З. какие-либо возражения не представил и просил при вынесении решения суда отсрочит его исполнение до января 2025 года в связи с тем, чтобы на этот год финансирование данных мероприятий в бюджет не заложено.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006 (ред. от 15 марта 2022 года) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 31 вышеуказанных Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории) о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
В своих пояснениях в судебном заседании представитель ответчика МБУ ДО ДЮСШ г.Буйнакска Бегов А.М. указал, что в настоящее время действительно объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации по причине отсутствия финансирования со стороны учредителя администрации городского округа «город Буйнакск». В адрес администрации городского округа все руководители образовательных учреждений г.Буйнакска обращались с ходатайством о выделении денежных средств для оборудования объектов системами оповещения. Но по настоящее время денежные средства не выделены, в связи с чем своими силами образовательное учреждение не в состоянии устранить данное нарушение.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений.
В своих пояснениях в судебном заседании представитель ответчика МБУ ДО ДЮСШ г.Буйнакска Бегов А.М. указал, что периодический обход и осмотр объекта (территории) и их помещений не проводится. Регулярно ежедневно объект проверяется во всех отношениях состояние безопасности сдающим и принимающим дежурство охранниками ЧОО соответствующей записью в журнале сдачи-приема дежурства.
Данное обстоятельство подтверждается в судебном заседании журнала сдачи-приема дежурства.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Исследованием в судебном заседании плана взаимодействия муниципальных образовательных организаций г.Буйнакска с территориальными органами безопасности: отделом в г.Буйнакске УФСБ России по Республике Дагестан, ОМВД России по г.Буйнакску, МОВО по г.Буйнакску ФГКУ «УВО ВНГ» России по Республике Дагестан, утвержденного директором МБУ ДО ДЮСШ г.Буйнакска, согласованного начальником отдела в г.Буйнакске УФСБ России по РД, начальником МОВО по г.Буйнакску филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РД», начальником ОМВД РФ по г.Буйнакску, нашел свое подтверждение довод представителя ответчика об устранении нарушения в указанной части.
Также не нашло своего подтверждения требования истца в части устранения нарушения подпункта «з» пункта 24 Требований о не проведении учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) исследованием в судебном заседании акта проведения тренировки по антитеррористической защищенности и плана проведения практического занятия по эвакуации с персоналом и воспитанниками ДЮСШ.
При таких обстоятельствах, суд приходит, к выводу, что исковые требования прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга к МБУ ДО ДЮСШ, с учетом проведенных последними работ по устранению выявленных нарушений, подлежат частичному удовлетворению, а именно в обязании оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя прокурора г.Буйнакска Республики Дагестан в защиту неопределенного круга лиц частично удовлетворить.
Признать бездействие МБУ ДЮСШ г.Буйнакска и администрации городского округа «город Буйнакск» по исполнению требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, незаконным.
Обязать МБУ ДЮСШ г.Буйнакска устранить выявленные нарушения закона по антитеррористической защищенности, а именно
- в соответствии с подпунктом «д», пункта 24 Требования, объект оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
Обязать администрацию городского округа «город Буйнакск» в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить выделение денежных средств на финансирование мероприятий по организации и проведению обязательных требований законов в части обеспечения антитеррористической защищенности объекта МБУ ДЮСШ г.Буйнакска.
Резолютивная часть решения суда объявлена 27 апреля 2024 года. Решение суда в окончательной форме принято 2 мая 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Вагидов Н.А.