Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-408/2023 ~ М-236/2023 от 30.03.2023

                                                                                  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п.Черлак                                                  22 июня 2023 года

Дело № 2-408/2023

55RS0038-01-2023-000288-32

Резолютивная часть решения оглашена 22.06.2023 г.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.06.2023 г.

Черлакский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Околелова Ю.Л.

При секретаре Каретниковой А.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе к Муниципальному унитарному предприятию Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение», Администрации Черлакского муниципального района Омской области о признании противоправным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,

УСТАНОВИЛ:

    Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе обратился в суд к МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение», Администрации Черлакского муниципального района Омской области с настоящим иском, в котором просит признать бездействия ответчиков, выразившиеся в необеспечении условий, необходимых для использования водопроводных сооружений, в целях подачи воды населению по назначению, противоправными в отношении неопределённого круга потребителей; обязать ответчиков принять меры по осуществлению производственного контроля за качеством воды в соответствии с п. 6, 7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; принять меры на территории первого пояса ЗСО подземного источника в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области по ограждению и обеспечению охраны в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; принять меры по оборудованию скважины подземного источника водоснабжения в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; принять меры по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, в соответствии с ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; провести мероприятия по недопущению подачи в жилые дома и на объекты социального назначения питьевой воды, качество которой не соответствует требованиям законодательства, обеспечить население с. Красный Октябрь Черлакского района Омской области питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, а также обязать ответчиков опубликовать решение суда в средствах массовой информации, либо иным способом в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование доводов иска сослался на то, что 19.01.2023 г. на основании решения начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе, была проведена внеплановая выездная проверка деятельности МУП «Тепловодоснабжение» Черлакского муниципального района Омской области. В ходе проверки установлено, что бездействием ответчиков нарушается санитарно-эпидемиологическое законодательство, что создает угрозу для здоровья населения. МУП «Тепловодоснабжение» осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения и обеспечивает население питьевой водой в том числе в жилых домах с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, при этом не в полном объеме осуществляется производственный контроль в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, не в полном объеме контролируется качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а так же в местах водозабора наружной и внутренней распределительных сетей в аккредитованных лабораториях в соответствии в количеством и периодичностью установленным СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Фактически за 2022 год представлены 3 протокола испытаний воды, с местами отбора проб: скважина с.Красный Октябрь (от 04.03.2022, и от 06.09.2022), водоразборная колонка с.Красный Октябрь (от 20.10.2022); отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области; территория первого пояса ЗСО подземного источника в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области не ограждена и не обеспечена охраной; скважина в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». 21.12.2022 г. при проведении внеплановой выездной проверки МУП «Тепловодоснабжение» проведен отбор проб водопроводной воды с водоразборной колонки с.Красный Октябрь, по результатам лабораторно-инструментальных исследований, проба воды не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям. Выявленные нарушения могут привести к загрязнению водозабора, угрозе причинения вреда жизни и здоровья граждан. По итогам 2022 года истцом в адрес ответчиков были направлены уведомления по результатам социально-гигиенического мониторинга о несоответствии качества питьевой воды, для принятия соответствующих мер. При рассмотрении результатов лабораторных исследований проб воды питьевой по протоколам испытаний от 28.07.2022, от 12.08.2022, установлены нарушения санитарных правил, не соответствие по гигиеническим показателям. 19.08.2022 г. в адрес МУП «Тепловодоснабжение» было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Обязанность по исполнению требований действующего законодательства при подаче населению питьевой воды надлежащего качества возложена на ответчиков.

По мнению истца, ответчики не исполняют обязанности по обеспечению соответствия качества питьевой воды установленным требованиям, тем самым нарушают право неопределённого круга потребителей на обеспечение питьевой водой надлежащего качества, в связи с чем ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе обращается в суд с настоящим исковым заявлением.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе Шемчук Ю.В. действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям и доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Черлакского муниципального района Омской области Козлова Е.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и показала, что Администрация района осуществляет организацию работы по водоснабжению населения, при этом спорная скважина расположенная в с.Красный Октябрь Черлакского района является бесхозяйным имуществом, и в собственности Администрации Черлакского муниципального района не находится. Администрация Краснооктябрьского сельского поселения должна оформить скважину в свою собственность, а затем передать ее в собственность муниципального района. В связи с этим в настоящее время администрация района не может принимать меры по ограждению и охране данного источника водоснабжения, в противном случае это приведет к несанкционированному расходованию бюджетных денежных средств.

Представитель ответчика МУП «Тепловодоснабжение» Черлакского муниципального района Омской области Новак Н.Г. действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась и показала, что спорная скважина расположена на территории с.Красный Октябрь Черлакского района, в муниципальную собственность скважина не передана. Данная скважина МУП «Тепловодоснабжение» не принадлежит, МУП использует данную скважину для подачи воды населению, при этом получает с населения оплату за коммунальную услугу, производит обслуживание и ремонт, устраняет порывы водопровода и неисправности скважины. На скважине работает оператор МУП. В МУП имеется согласованный с истцом план мероприятий по приведению качества воды в соответствие с требованиями, проводятся работы по оборудованию скважины необходимой аппаратурой. На 2026 год запланированы работы по реконструкции инженерных сетей, башни, источника водоснабжения, с учетом необходимого объема работ, просила предоставить срок для исполнения решения до декабря 2026 года.

Представитель третьего лица Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из ч.2 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:

1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;

2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;

3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;

5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;

6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;

8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Из ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.(п.2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.(п.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.(п.5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)

В силу п.1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. (п.2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. (п.3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)

Согласно ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно п.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.(п.4 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ)

Согласно пп. 4.3 п.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

Согласно ч.1 ст.6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Из п.2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. (п.3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ)

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. (п.4 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ)

Пункт 12 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденным Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам (пункт 77); перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 79).

Согласно пункту 75 СанПиН 2.1.3684-21, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichiacoli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichiacoli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

Согласно пунктам 4, 5 "Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 5 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

По смыслу приведенных норм, обязанность осуществления производственного контроля качества воды, подаваемой абонентам, возложена на организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение (в том числе гарантирующие организации), которыми в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 416-ФЗ, являются юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенные решением органа местного самоуправления.

Кроме того, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта может получить только собственник водного объекта.

Согласно п.1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - орган государственного надзора).

Согласно п.7 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Как установлено в судебном заседании, 15.12.2022 г. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» по адресу Омская область Черлакский район с.Красный Октябрь ул.Спортивная д.15, выездная проверка проводится в сроки с 19.12.2022 г. по 30.12.2022 г.

22.12.2022 г. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе принято решение о приостановлении срока проведения указанного контрольного мероприятия с 22.12.2022 г. по 10.01.2023 г.

19.01.2023 г. Управлением Роспотребнадзора по Омской области составлен Акт выездной внеплановой проверки в отношении МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» по вышеуказанному адроесу, которая проведена в срок с 21.12.2022 г. по 19.01.2023 г. Установлено, что водозабор состоит из одной скважины (№1-372), переданной в аренду МУП «Тепловодоснабжение», который и является недропользователем. Подземная вода используется для обеспечения хозяйственно-питьевых нужд с.Красный Октябрь. В результате проверки выявлены нарушения санитарного законодательства. МУП «Тепловодоснабжение» осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения и обеспечивает население питьевой водой в том числе в жилых домах с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, при этом не в полном объеме осуществляется производственный контроль в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, не в полном объеме контролируется качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а так же в местах водозабора наружной и внутренней распределительных сетей в аккредитованных лабораториях в соответствии в количеством и периодичностью установленным СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Фактически за 2022 год представлены 3 протокола испытаний воды, с местами отбора проб: скважина с.Красный Октябрь (от 04.03.2022, и от 06.09.2022), водоразборная колонка с.Красный Октябрь (от 20.10.2022); отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области; территория первого пояса ЗСО подземного источника в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области не ограждена и не обеспечена охраной; скважина в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». 21.12.2022 г. при проведении внеплановой выездной проверки МУП «Тепловодоснабжение» проведен отбор проб водопроводной воды с водоразборной колонки с.Красный Октябрь, по результатам лабораторно-инструментальных исследований, проба воды не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям. Выявленные нарушения могут привести к загрязнению водозабора, угрозе причинения вреда жизни и здоровья граждан.

19.01.2023 г. Управлением Роспотребнадзора по Омской области в адрес МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» направлено предписание № 2312/вп об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

19.01.2023 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Омской области в отношении юридического лица МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» составлены протокола об административных правонарушениях по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ и по ст.6.5 КоАП РФ.

31.01.2023 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Омской области в отношении юридического лица МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» вынесено постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст.6.3, ст.6.5 КоАП РФ, а именно: за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, и за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

31.01.2023 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Омской области в адрес МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» вынесено представление об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно протоколу испытаний воды № 5084 от 26.12.2022 г. Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе», исследована проба воды водопроводной, отобранной из распределительной сети (водоразборная колонка Омская область Черлакский район с.Красный Октябрь ул.Спортивная д.15), не соответствует гигиеническим требованиям по массовой концентрации железа.

Согласно заключению № 25347 от 27.12.2022 г. по протоколу испытания воды №5084 от 26.12.2022 г. Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе», исследована проба воды водопроводной, отобранной из распределительной сети (водоразборная колонка Омская область Черлакский район с.Красный Октябрь ул.Спортивная д.15), не соответствует требованиям СанПиН по содержанию железа.

Согласно экспертному заключению № 2 Кч/л от 10.01.2023 г. Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе», исследована проба воды водопроводной, отобранной из распределительной сети (водоразборная колонка Омская область Черлакский район с.Красный Октябрь ул.Спортивная д.15), не соответствует требованиям СанПиН по содержанию железа.

Согласно выписке ЕГРЮЛ от 15.11.2022 г. учредителем юридического лица МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» является Черлакский муниципальный район Омской области. Одним из видов деятельности МУП является «Забор, очистка и распределение воды». Лицензируемым видом деятельности так же является «Пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности».

Согласно сообщения Администрации Черлакского муниципального района от 06.06.2023 г., в Едином банке данных объектов собственности Черлакского муниципального района отсутствует информация об объекте недвижимости: глубоководная скважина расположенная по адресу Омская область Черлакский район с.Красный Октябрь. Указанный объект недвижимости не является муниципальной собственностью Черлакского муниципального района.

Согласно сообщения Администрации Черлакского муниципального района от 15.11.2022 г., объекты централизованной системы водоснабжения села Красный Октябрь Черлакского района (водозаборная скважина, водонапорная башня, водопроводные сети) переданы в хозяйственное ведение МУП Черлакского муниципального района «Тепловодоснабжение». Данная ресурсоснабжающая организация осуществляет водоснабжение потребителей в селе Красный Октябрь Черлакского района и отвечает за качество подаваемой водопроводной воды.

Согласно Распоряжения Главы Администрации Краснооктябрьского сельского поселения от 01.12.2005 г. № 85-р, глубоководная скважина расположенная в с.Красный Октябрь, признана бесхозяйным имуществом. МУП «Тепловодоснабжение» рекомендовано организовать техническое обслуживание бесхозной скважины до момента признания ее в муниципальную собственность.

Согласно информации Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 16.06.2023 г., в отношении водопроводной скважины расположенной в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области оформляется техническая документация для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества и признания права муниципальной собственности.

Согласно уведомления Управления Росреестра по Омской области от 21.06.2023 г., в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – глубоководная скважина с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области.

Решением Черлакского районного суда Омской области от 30.04.2021 г. удовлетворены исковые требования прокурора Черлакского района Омской области, на Администрацию Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области возложена обязанность оформить бесхозяйный объект глубоководную скважину в с.Красный Октябрь в собственность.

МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» утвержден и согласован с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора Омской области, Администрацией Черлакского муниципального района план мероприятий (с изменениями) по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на 2023-2029 годы. В том числе предусмотрена работа по установке системы водоподготовки и очистке на глубоководную скважину, реконструкцию сетей централизованного водоснабжения и водонапорной башни в с.Красный Октябрь, год реализации мероприятий – 2026.

МУП Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» утверждена и согласована с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора Омской области рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды МУП «Тепловодоснабжение» на 2022-2026 годы. Из которой следует, что МУП «Тепловодоснабжение» осуществляет добычу подземных вод для водоснабжения сельских населенных пунктов, в том числе с.Красный Октябрь.

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.06.2017 г. и приложению к указанному заключению, удостоверено, что требования установленные в Проекте организации зоны санитарной охраны водозабора МУП «Тепловодоснабжение» из подземного источника расположенного в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Водозабор состоит из скважины № 1-372, на южной окраине с.Красный Октябрь, переданной в аренду МУП «Тепловодоснабжение», который и является недропользователем.

Учитывая вышеизложенное, характер заявленных исковых требований, факт ненахождения спорной скважины в собственности Администрации Черлакского муниципального района Омской области, ее нахождение в ведении МУП «Тепловодоснабжение», суд полагает, что заявленные требования обоснованно адресованы к МУП «Тепловодоснабжение», в свою очередь к Администрации Черлакского муниципального района Омской области исковые требования могут быть адресованы лишь в части.

Таким образом в судебном заседании установлено, что в настоящее время нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в непринятии мер по осуществлению производственного контроля за качеством воды, в отсутствии ограждения и обеспечения охраны на территории первого пояса ЗСО подземного источника в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, по оборудованию скважины подземного источника водоснабжения в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, в непринятии мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, а так же в необходимости проведения мероприятий по недопущению подачи в жилые дома и на объекты социального назначения питьевой воды, качество которой не соответствует требованиям законодательства, обеспечить население с. Красный Октябрь Черлакского района Омской области питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных правил.

Одновременно с этим, суд не находит оснований для обязания ответчиков опубликовать решение в средствах массовой информации, поскольку данная информация может быть донесена до населения иными способами, в том числе и истцом.

На основе анализа исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с ч. 1 ст. 107 ГПК РФ, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.

С учетом ходатайств ответчиков, учитывая что данные мероприятия требуют значительных временных затрат, суд полагает необходимым установить определенный срок, в течение которого решение должно быть исполнено - до 31.12.2024 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе – удовлетворить частично.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» Черлакского муниципального района Омской области принять меры по осуществлению производственного контроля за качеством воды в соответствии с п. 6, 7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; принять меры на территории первого пояса ЗСО подземного источника в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области по ограждению и обеспечению охраны в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; принять меры по оборудованию скважины подземного источника водоснабжения в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; принять меры по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в с.Красный Октябрь Черлакского района Омской области, в соответствии с ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области и МУП «Тепловодоснабжение» Черлакского муниципального района Омской области провести мероприятия по недопущению подачи в жилые дома и на объекты социального назначения питьевой воды, качество которой не соответствует требованиям законодательства, обеспечить население с. Красный Октябрь Черлакского района Омской области питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2,

в срок до 31.12.2024 г., в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                       Ю.Л. Околелов

2-408/2023 ~ М-236/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Террирориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребитлей и благополучия человека по Омской области в Калачинской районе
Ответчики
Администрация Черлакского муниципального района
МУП Тепловодоснабжение
Другие
Администрация Краснооктябрьского сельского поселения
Суд
Черлакский районный суд Омской области
Судья
Околелов Ю.Л.
Дело на сайте суда
cherlakcourt--oms.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее