Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1294/2023 ~ М-977/2023 от 28.04.2023

Дело № 2-1294/2023

УИД 79RS0002-01-2023-001502-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2023 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Шариповой Ю.Ф.,

при секретаре Фадеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костюченко Юрия Васильевича, Костюченко Екатерины Юрьевны к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО Еврейской автономной области о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Костюченко Ю.В. и Костюченко Е.Ю. обратились в суд с иском к ОГБУ «МФЦ в ЕАО», департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, администрации МО «Биджанское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании совершить определенные действия, указав, что они в соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>.Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: ЕАО, <адрес> признано непригодным для проживания в результате физического износа (ветхости). Решением ОГБУ «МФЦ» отказано в предоставлении поддержки по причине отсутствия права. По сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по <адрес> (Росреестр) у Костюченко Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ в собственности имелось иное жилое помещение пригодное для проживания, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, которое согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания в результате физического износа (ветхости). Жилое помещение, расположенное по адрес: Еврейская автономная область, <адрес> не включено в перечень. Однако, данное обстоятельство не может лишать истцов права на получение мер государственной поддержки как лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. В период августа - сентября 2020 года указанный жилой дом попал в зону затопления, что привело к невозможности его эксплуатации в дальнейшем и использованию в качестве жилого помещения. Согласно строительно-технического заключения определения технического состояния жилого помещения для заключения о пригодности (непригодности) для проживания в нем, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес> на дату исследования выявлено, что почти все конструкции и элементы конструкций жилого деревянного одноэтажного дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшими вследствие наводнения. Просят признать за Костюченко Ю.В., Костюченко Е.Ю. право на получение меры государственной поддержки - выплаты денежных средств на приобретение жилых помещений, взамен утраченных гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <адрес>, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать администрацию МО «Биджанское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО представить информацию о жилой квартире по адресу: ЕАО, <адрес> как об утраченном жилом помещении на территории муниципального образования в департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО для включения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <адрес>; обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО включить жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес> Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <адрес>; обязать ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» включить Костюченко Ю.В., Костюченко Е.Ю. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, и выдать свидетельство, подтверждающее право Костюченко Юрия Васильевича, Костюченко Екатерины Юрьевны на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного; обратить решение суд к немедленному исполнению.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ, процессуальный статус администрации МО «Биджанское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО изменен с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

Истцы Костюченко Ю.В., Костюченко Е.Ю., представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени слушанья дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истцов ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам иска.

Представитель ответчика ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» суду представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что спорное жилое помещение не включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ причинно-следственной связи повреждения жилого помещения с воздействием паводковых, ливневых и почвенных вод во время функционирования режима ЧС не установлено. Кроме этого, на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности Костюченко Ю.В. имелось иное жилое помещение, пригодное для проживания, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>. Поскольку у нанимателя Костюченко Ю.В. отсутствует право на получение мер социальной поддержки, то и у члена семьи нанимателя Костюченко Е.Ю. отсутствует право на получение мер социальной поддержки. Согласно п. 11 Порядка, обратиться за выплатой гражданин имеет право не позднее 1 года со дня принятия губернатором <адрес> соответствующего распоряжения об определении границ зон чрезвычайной ситуации на территории <адрес>. Вместе с тем, в установленный законодательством срок истцы за получением мер социальной поддержки в ОГБУ «МФЦ» не обратились. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ суду представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что в виду установленного законодательством строгого порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение определенных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение граждан средствами федерального бюджета может быть произведено в соответствии с Правилами № 1327 и законодательством субъектов Российской Федерации.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением главы администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 12.09.2020 № 620 на территории Ленинского муниципального района ЕАО введен режим ЧС с 09-00 часов 12.09.2020.

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14 сентября 2020 года введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утвержден Порядок и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных.

Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области. Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определенных распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».

Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти <адрес>.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом.

Частью 2 статьи 69 ЖК РФ установлено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: ЕАО, <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ передано в бессрочное владение и пользование Костюченко Ю.В.

В п. 3 договора указано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи Костюченко Е.Ю. – дочь.

Согласно отметкам в паспортах истцов Костюченко Ю.В. и Костюченко Е.Ю. зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, признано непригодным для проживания.

Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации Биджанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что жилое помещение, признано непригодным для проживания в результате физического износа, причинно-следственной связи повреждения жилого помещения с воздействием паводковых, ливневых и почвенных вод во время функционирования режима ЧС не установлено.

Вместе с тем, согласно выводам строительно-технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы" почти все конструкции и элементы конструкций жилого деревянного одноэтажного дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшими вследствие наводнения, на что указывает следующее: конструкции и элементы конструкций дома, имеющие повреждения, свидетельствуют о потере своей функциональности фундамента жилого дома:

-    в следствии подмыва грунта под домом, большей частью разрушена
отмостка вокруг здания, конструкции фундамента - (бетонного ленточного)
фундамент проседает, имеются проседания грунта, выбоины, грунтовые воды проникают внутрь под полы, происходит деформация фундаментов;

-    идет дальнейшее разрушение фундамента под стенами, о чем
свидетельствует провисание потолков, перекос оконных рам, перекос
дверных проемов, перекос полов и вспучивание;

-    происходит разрушение стен рядом с печью.

В судебном заседании также установлено, что жилые помещения, расположенные по адресу: ЕАО, <адрес>, 4/1, 5, 6/1, 6/2, 11, 15/1, включены в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории МО «<адрес>» ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, по жилым домам (распоряжение губернатора ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ N 302-рг (ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 392-рг)).

Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, утрачено и непригодно к использованию по назначению в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году. Ответчиками указанные обстоятельства не опровергнуты.

Соответственно, за истцами должно быть признано право на получение мер государственной поддержки, установленных вышеназванными нормативно-правовыми актами.

Иного жилого помещения, пригодного для проживания, истцы не имеют, что подтверждается материалами дела.

Доводы ОГБУ "МФЦ" о наличии в собственности Костюченко Ю.В. на момент ЧС иного пригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, суд считает несостоятельными, поскольку заключением межведомственной комиссии указанное жилое помещение признано непригодным для проживания в результате физического износа (ветхости).

При указанных обстоятельствах на администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО необходимо возложить обязанность предоставить информацию в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО о жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <адрес>, как об утраченном в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, а на департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО необходимо возложить обязанность включить спорное жилое помещение в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года.

Довод стороны ответчика ОГБУ «МФЦ» о том, что истцы обратились в ОГБУ «МФЦ» за получением мер социальной поддержки за пределами срока, установленного действующим законодательством, в связи с чем, у них отсутствует право на получение спорной выплаты, является несостоятельным.

Предусмотренный пунктом 11 Порядка срок подачи заявлений в ОГБУ «МФЦ» до ДД.ММ.ГГГГ не является пресекательным, поскольку порядок не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих заявлений в иной срок.

В связи с изложенным обращение истцов за получением спорной выплаты по истечению установленного срока, не может служить основанием к отказу в иске.

Пунктом 9 вышеназванного Порядка, утвержденного распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп, определено, что размер выплаты определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по субъектам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором ЕАО Перечня.

Согласно представленным документам площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес> составляет 42 кв.м. Таким образом, размер выплаты истцам при составе семьи из 2 человек должен составлять 42 кв.м.

При указанных обстоятельствах суд считает, что ОГБУ "МФЦ" необходимо обязать включить истцов в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, и выдать им свидетельство, на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчета нормы общей площади жилого помещения в размере 42 кв.м.

Суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению, принимая во внимание, что оно связано с социальными выплатами, обусловленными чрезвычайной ситуацией природного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Костюченко Юрия Васильевича, Костюченко Екатерины Юрьевны к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО Еврейской автономной области о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать за Костюченко Юрием Васильевичем, <данные изъяты> Костюченко Екатериной Юрьевной, <данные изъяты>, право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Возложить на администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО (ИНН 7904002332) обязанность предоставить информацию в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО о жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <адрес>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Возложить на департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (ИНН 7900001828) обязанность включить квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, <адрес>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года.

Возложить на областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» (ИНН 7901530648) обязанность включить Костюченко Юрия Васильевича, Костюченко Екатерины Юрьевны в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, и выдать свидетельство, подтверждающее право Костюченко Юрия Васильевича, Костюченко Екатерины Юрьевны на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного на 42 квадратных метра.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Ф. Шарипова

Мотивированное решение изготовлено 21.07.2023.

28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Подготовка дела (собеседование)
19.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Подготовка дела (собеседование)
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023Дело оформлено
06.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее