УИД 29RS0024-01-2023-000246-95
Дело № 2-692/2023
07 апреля 2023 года город Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Лукиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Ушаковой А.А.,
с участием представителя ответчика Елисеева К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коноплева Л.Г. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, денежного содержания в период нахождения в отпуске,
установил:
Коноплева Л.Г. обратилась в суд с иском к УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, денежного содержания в период нахождения в отпуске.
В обоснование заявленных требований указано, что истец проходила государственную гражданскую службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела финансового и хозяйственного обеспечения ИФНС России по г.Архангельску. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы на основании п. 8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 104 дня, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с ч.3.1 ст.37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ. Однако при расчёте указанных выплат, в том числе при расчете денежного содержания в период нахождения в отпусках ответчиком неправомерно не были включены в расчет среднего заработка начисления в виде средств материального стимулирования, материального стимулирования (Транш). Просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 201 638 руб. 32 коп., компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы в размере 227 230 руб. 56 коп., денежное содержание за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 423 руб. 33 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41997 руб. 41 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 236 руб. 30 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 73 460 руб. 17 коп.
В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит следующим выводам.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу п.4 ч. ст. 14 данного закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч.1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 ст. 50).
В соответствии с ч.5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5)ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч.10 указанной статьи гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила № 562), действующие на момент возникновения спорных правоотношений, которые определяли порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий) в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производилось в соответствии с п.6 Правил № 562.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п.6 Правил).
Как указано в п.7 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации, утверждённых Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 N 554, в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" и "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.
Таким образом, Федеральным законом № 79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в которой имеются две составляющие оклад денежного содержания, являющийся базой денежного содержания, основой материального обеспечения гражданского служащего, и зависит от должностного положения гражданского служащего, и дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим. При этом вышеуказанными Правилами № 562 установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и увольнения в связи с сокращением, которым четко установлено, какие составляющие денежного содержания гражданских служащих учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска и при увольнении в связи с сокращением.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец проходила государственную гражданскую службу с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела финансового и хозяйственного обеспечения.
Приказом ИФНС России по г.Архангельску № № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом был расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы (п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В период работы истцу выплачивались средства материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 339 522 руб. 97 коп., а также материальное стимулирование (Транш) за период с ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 429 218 руб.
Истец, полагая, что данные выплаты подлежат учету при расчете месячного содержания, учитываемого при определении размера отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в связи с сокращением должностей, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении обратилась в суд с настоящим иском.
Из служебного контракта, заключенного между истцом и ответчиком, следует, что премирование служащих ответчика осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика. Иные виды премий, что не оспаривается стороной ответчика, не предусмотрены.
Учитывая, что премии имеют стимулирующую роль и выплата материального стимулирования является премированием государственных гражданских служащих ответчика, а критериями при решении вопроса о выплате материального стимулирования, соответственно и разовых премий, исходя из вышеизложенного, являются итоги выполнения работ, связанных с выполнением задач и обеспечением функций и полномочий, возложенных в данном случае на ИФНС по г.Архангельску (т.е. те же критерии, которые учитываются при выплате премий за выполнение особо важных и сложных заданий), иных премий, кроме премий за выполнение особо важных и сложных заданий у ИФНС по г.Архангельску не предусмотрено, доказательств того, что выплачиваемая истцу разовая премия выплачивалась на основании иного закона или иного нормативного правового акта, не представлено, суд, вопреки доводам стороны ответчика считает, что разовые премии, по сути, являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика.
Принимая во внимание, что указанный вид премии учитывается при расчете месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчете компенсаций при увольнении, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, касающихся учета разовых премий (транши).
Относительно средств материального стимулирования, выплачиваемых истцу 4 раза в год в соответствии с разработанным и утвержденным ФНС России механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч.2 данной статьи при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Согласно ч.3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6 ст. 51).
Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 Указа Президента РФ № 763).
В соответствии с абз. 8 пп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование (4 раза в год) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст. 51 указанного федерального закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу о том, что выплаченное истцу материальное стимулирование (4 раза в год) в спорный период должно учитываться при расчете ее среднего заработка (денежного содержания) для расчета отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601, имеет иную правовую природу, поскольку производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка № 90н.
Представленный истцом расчет невыплаченного денежного содержания за периоды нахождения в отпуске, денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении судом проверен, признан арифметически верным. Ответчиком указанный расчет также проверен и не оспаривается.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежное содержание за периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 423 руб. 33 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41997 руб. 41 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 236 руб. 30 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 73 460 руб. 17 коп.; компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 201 638 руб. 32 коп.; компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы в размере 227 230 руб. 56 коп.
В силу ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пп.1, 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Таким образом, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Коноплева Л.Г. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, денежного содержания в период нахождения в отпуске удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901130440) в пользу Коноплева Л.Г. (паспорт №) денежное содержание в период нахождения в отпуске в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 163 117 руб. 21 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 201 638 руб. 32 коп., компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы в размере 227 230 руб. 56 коп. Всего взыскать 591 986 руб. 09 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья А.А. Лукина
Мотивированное решение изготовлено 14.04.2023