УИД 59RS0№-95
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 3 апреля 2024 года
Кизеловский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коваль А. А.,
при секретаре судебного заседания Горн Н.Л.,
с участием истца Соболевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Соболевой Е. В. к Акционерному обществу "Пермский региональный оператор ТКО" о возложении обязанности произвести списание задолженности за не предоставленную услугу по обращению с ТКО, и прекращении начислений за данную услугу,
установил:
Соболева Е. В. (Далее – Истец) обратилась в Кизеловский городской суд Пермского края с исковым заявлением к Акционерному обществу "Пермский региональный оператор ТКО" (Далее – ответчик) о возложении обязанности произвести списание задолженности за не предоставленную услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес> в размере 5 369 рублей 38 копеек и прекращении начислений за не предоставленную услугу.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного в частном секторе по адресу: <адрес>. Вблизи дома нет мусорной площадки. Скопившийся мусор, приходится сжигать. Ближайшая площадка располагается в 1 200 метрах от дома. Она обращалась в администрацию г.Кизела в июне 2022 года, но ничего не изменилось. Счета выставляет ответчик с учетом 2019 года. Просит возложить обязанность на ответчика произвести списание долга за не предоставленную услугу по обращению с ТКО в размере 5 369 рублей 38 копеек и прекратить начисления за не предоставленную услугу.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления, уточнив требования, и просит обязать ответчика произвести перерасчет задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываемую по адресу: <адрес> за период с 01 января 2019 года по 1 марта 2024 года включительно, списав задолженность в размере 5 369 рублей 38 копеек, а также прекратить начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываемую по адресу: <адрес> начиная с 01 марта 2024 года до момента её фактического предоставления. Пояснила, что её дом расположен в поселке им. Фрунзе г.Кизела, в котором вывоз ТКО ни в какой форме не организован. ТКО утилизирует в печке. Её дом находится примерно в 1 200 м. от ближайшей контейнерной площадки, которая находится в г.Кизеле. На такое расстояние относить мусор, с учётом обратного пути, считает не разумным. Кроме того, единственная дорога до ближайшей контейнерной площадки является автомобильной дорогой из поселка в город Кизел, что не безопасно.
Ответчик о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя не направил. В письменных возражениях (л.д.27-30) иск не признает, указав, что порядок оказания и оплаты коммунальных услуг регулируются положениями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354. В Пермском крае услуга по обращению с ТКО оказывается с 01 января 2019 года. В соответствии с Правилами обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. На собственнике как на потребителе лежит обязанность обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест накопления ТКО. Органы местного самоуправления создают места накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ближайшая муниципальная контейнерная площадка к жилому дому истицы, вывоз с которой осуществляется, расположена по адресу: <адрес> (920 метров). В период распутицы (в период преимущественно с октября по апрель) ближайшая общедоступная муниципальная контейнерная площадка к жилому дому истицы, вывоз с которой осуществляется, расположена по адресу: <адрес> (1 008 метров). Услуги по транспортированию ТКО с контейнерных площадок оказывает ООО «Босфор» на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключенного с ответчиком. В соответствии с п.1.1 Договора на оказание услуг по транспортированию ТКО Оператор оказывает услуги по транспортированию ТКО на территории Пермского края в границах территории оказания услуг, в том числе в границах Кизеловского городского округа.
Представитель третьего лица Администрация городского округа "Город Кизел" о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя не направил. В письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, признав возможным рассмотрение дела в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, выслушав истца, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Согласно пункту 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила № 1156).
Согласно п.9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно п.10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках,
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу п.148 (13) Правил №354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах "а" - "е" и "л" - "с" пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта и информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Согласно п.148 (26) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, определены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что ответчик с января 2019 года по настоящее является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Пермского края.
Судом установлено, что Соболева Е.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15), и ей как собственнику жилого дома начисляется плата за коммунальную услугу «Обращение с ТКО», размер задолженности по февраль 2024 года (включительно) составляет 5 369 рублей 38 копеек (л.д.16).
В спорный период ответчик осуществлял забор мусора с контейнерной площадки по адресу: <адрес> и <адрес> (ближайшие от дома истца).
Указанное обстоятельство подтверждено представленными реестрами маршрутного журнала вывоза ТКО с контейнерных площадок по указанным адресам (л.д.41-49, 32-36).
Согласно постановлению Администрации города Кизела Пермского края от 05 марта 2019 года №161 утвержден Порядок ведения Реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории города Кизела, Постановлением Администрации города Кизела от 14 марта 2019 года №182, утверждена адресная схема размещения мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Кизел" Пермского края.
Согласно указанной схеме, а также реестру размещения мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Кизел" Пермского края, жилой дом по адресу: <адрес> административно не отнесен ни к одной из размещенной в Кизеловском городском округе контейнерной площадке, в том числе указанным в письменных возражениях ответчика - по <адрес> и <адрес>.
Причем согласно письменным возражениям ответчика, картографическим данным с интернет страниц размещенных на официальном сайте Yandex.ru, следует, что минимальное расстояние от адреса: <адрес>) до места расположения контейнерных площадок на <адрес> составляет 920 метров, по <адрес> – 1,08 км.
Обстоятельства и причины отсутствия места (площадки) сбора и накопления твердых коммунальных отходов для нужд жилого дома по адресу: <адрес>, и др. частных домов указанной улицы подтверждается справками администрации г.Кизела (л.д.17-18), актом обследования территорий от 22 июля 2022 года (л.д.39 оборот).
Стороной ответчика, не представлено доказательств того, что для собственников частных домов по <адрес>, в том числе и для истца, организован иной способ для сбора и накопления ТКО, предусмотренный действующим законодательством.
Суд приходит к выводу о том, что истцу как собственнику жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в спорный период и по настоящее время не оказывается услуга по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148(22) Правил № 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела, и ответчиком не опровергнут.
Доводы письменных возражений ответчика, что истец фактически пользуется его услугами по обращению с ТКО, поскольку производит складирование ТКО в близлежащие контейнерные площадки, либо в иные места складирования противоречит изложенным выше нормам права, и фактическим обстоятельствам дела.
Суд также признает убедительными вышеприведенные доводы истца о не возможности пользования имеющимися контейнерными площадками на территории г.Кизела, в силу их значительной удаленности от места жительства истца.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств предоставления ответчиком коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику жилого дома по адресу: <адрес> Соболевой Е.В. и при таких обстоятельствах, начисление платы за коммунальную услугу по ТКО, является неправомерным.
На основании изложенного исковые требования Соболевой Е.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств предоставления ответчиком коммунальной услуги по ТКО собственнице жилого <адрес>. При таких обстоятельствах, начисление платы за коммунальную услугу с ТКО, является неправомерным.
На основании ст.103 ГПК РФ государственная пошлина 700 рублей (по требованию о возложении обязанности провести списание задолженности за не предоставленную услугу - в размере 400 рублей, и 300 рублей по требованию о возложении обязанности прекратить начисление платы за указанную услугу), от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
Иск Соболевой Е. В. (паспорт № выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) к акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН №) удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» произвести перерасчет задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываемую по адресу: <адрес> за период с 01 января 2019 года по 1 марта 2024 года включительно, списав задолженность в размере 5 369 рублей 38 копеек.
Прекратить начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываемую по адресу: <адрес> начиная с 01 марта 2024 года до момента её фактического предоставления.
Взыскать в доход бюджета городского округа "Город Кизел" с акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» государственную пошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 4 апреля 2024 года.
Судья: