Дело №
УИД 21RS0№-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года <адрес>
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Николаевой Н.С.
старшего помощника прокурора города Новочебоксарска Клычковой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сюльдеркина А.Г. к Сюльдеркиной А.О. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением в размере 2500000 рублей с целью приобретения жилья
у с т а н о в и л :
Сюльдеркин А.Г. (далее истец) обратился в суд с иском к Сюльдеркиной А.О. (далее ответчик) о компенсации морального вреда, причиненного преступлением в размере 2500000 рублей с целью приобретения жилья
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика Новочебоксарским городским судом Чувашской Республики вынесен приговор, согласно которого Сюльдеркина А.О. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей в доход государства. Истец по данному делу признан потерпевшим, помимо физической боли ему причинен моральный вред. Кроме того после решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об изменении места жительства несовершеннолетних детей истец и его старший сын вынуждены выехать из квартиры по адресу : <адрес>, поскольку осужденная продолжает заниматься провокациями, угрожает ему и сыну.
Истец Сюльдеркин А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по тем же мотивам, изложенным в тексте искового заявления и вновь привел их суду.
В судебном заседании и представленном возражении на исковое заявление ответчик иск в части заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда признала частично.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению. Результаты оценки отражает в решении.
В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу статьи 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу принципа диспозитивности гражданского процесса лица, участвующие в деле, самостоятельно выбирают способ защиты своих интересов, самостоятельно распоряжаются предоставленными им законом правами и обязанностями.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Следовательно, при рассмотрении дела, вытекающего из уголовного дела, в суде не будут подлежать доказыванию лишь два факта: имело ли место определенное действие (преступление) и совершено ли оно конкретным лицом.
Приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Сюльдеркина А.О. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей в доход государства.
Апелляционным постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ приговор Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сюльдеркиной А.О. оставлен без изменения, а апелляционная жалоба адвоката Я. - без удовлетворения.
Так, вступившим в законную силу приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что «Сюльдеркина А.О. совершила иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных ст. 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, при следующих обстоятельствах.
Сюльдеркина А.О., подвергнутая постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ к административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, который ею оплачен, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ являясь лицом, подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, около 21 часа 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, находясь по месту своего проживания по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в ходе возникшей ссоры с супругом Сюльдеркиным А.Г., умышленно, с целью причинения физической боли и телесных повреждений, нанесла ему один удар по правому плечу контейнером для стирального порошка и воды от стиральной автомашины марки «LG», причинив Сюльдеркину А.Г. физическую боль.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объективных признаков телесных повреждений у Сюльдеркина А.Г. не обнаружено. Жалобы на боль в мягких тканях в области правого надплечья при дотрагивании.
Суд признает Сюльдеркину А.О. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 116.1 Уголовного кодекса РФ, и квалифицирует ее действия как совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 Уголовного кодекса РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. На основе исследованных по делу доказательств, суд исключает из предъявленного обвинения Сюльдеркиной А.О. квалифицирующий признак ч. 1 ст. 116.1 УК РФ - «нанесение побоев». Судом установлено, что Сюльдеркиной А.О. нанесла потерпевшему один удар по правому плечу контейнером для стирального порошка и воды от стиральной автомашины, отчего потерпевший испытал физическую боль».
Данный приговор вступил в законную силу, апелляционной инстанцией судебный акт суда первой инстанции оставлен без изменения.
Судом установлено, что решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ брак, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, запись о заключении брака №, между Сюльдеркиным А.Г. и Сюльдеркиной А.О. расторгнут.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
По смыслу положений пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный преступлением, подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновным в его совершении, поэтому, по общему правилу в качестве гражданского ответчика привлекается обвиняемый (осужденный).
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу абзаца третьего пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2020 года N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу" гражданский истец обосновывает перед судом свои требования о размере компенсации причиненного преступлением морального вреда.
В соответствии пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания, устранить эти страдания либо сгладить их остроту (абзац 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 г. N 33).
По смыслу приведенного выше правового регулирования разумные и справедливые пределы компенсации морального вреда являются оценочной категорией, четкие критерии его определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд учел, что компенсация морального вреда не поддается точному денежному подсчету, она не может в полной мере возместить причиненные физическому лицу нравственные и (или) физические страдания, а признана лишь в максимальной возможной мере компенсировать последствия, понесенных данным лицом нравственных и (или) физических страданий, в данном случае истцу.
В связи с чем, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца в размере 5000 рублей.
В данном случае, суд исходит из того, что определенный размер компенсации морального вреда, согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (статьи 21 и 53 Конституции РФ), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.
В обоснование доводов иска истец предоставил суду приговор суда от ДД.ММ.ГГГГ и решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по иску Сюльдеркина А.Г. об изменении места жительства несовершеннолетнего ребенка, об освобождении от уплаты алиментов, о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Согласно апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: « решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить и направить настоящее гражданское дело в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики для объединения в одно производство с гражданским делом №.»
Другие доказательства в силу статьи 56 ГПК РФ суду стороной истца не представлено.
Ответчик не отрицала обстоятельства, установленные приговором суда, при этом суду пояснила, что ею подана кассационная жалоба на предмет отмены приговора суда и апелляционного определения.
Суд считает, что подача кассационной жалобы на вышеуказанный приговор суда не является основанием для отказа в компенсации морального вреда в пользу истца.
В подтверждение своего материального положения ответчиком представлены справка о заработной плате, задолженность по кредитным договорам.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования Сюльдеркина А.Г., суд, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив причинно-следственную связь между противоправными действиями ответчика и причиненными истцу нравственными страданиями, пришел к выводу о наличии правовых оснований для компенсации морального вреда с Сюльдеркиной А.О., как с лица виновного в совершении преступления на основании вступившего в законную силу приговора суда, определив с учетом принципов разумности и справедливости размер компенсации в 5000 рублей.
Суд отказывает истцу в части заявленного иска о взыскании морального вреда в размере 2495000 рублей с целью приобретения жилья, поскольку действующее законодательство не предусматривает компенсацию морального вреда для приобретения жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Взыскать с Сюльдеркиной А.О., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Сюльдеркина А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: Чувашская Республика, <адрес> моральный вред, причиненный преступлением в размере 5000 рублей,
В удовлетворении исковых требований Сюльдеркина А.Г. к Сюльдеркиной А.О. о компенсации морального вреда в размере 2495000 рублей с целью приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Красильникова
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2023