УИД №35RS0004-01-2022-000671-05 Гр. дело № 2-225/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 г. г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Михеева Н.С.,
при секретаре Маровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Артюшинское Белозерского района Вологодской области о возложении обязанности по соблюдению законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Белозерского района Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации сельского поселения Артюшиноское Белозерского района о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, обеспечить <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> в полном объеме пожарными водоисточниками; установить звуковую сигнализацию для оповещения людей о пожаре в <адрес>, <адрес>; оборудовать водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения в <адрес>, <адрес>, <адрес> подъездами с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее № метров для установки пожарных автомобилей в любое время года; оформить исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта в здании администрации, расположенном по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что нарушения требований пожарной безопасности со стороны администрации сельского поселения Артюшинское прокурором выявлены в ходе проведенной проверки исполнения федерального законодательства в области пожарной безопасности. Установлено, что территория целого ряда населенных пунктов сельского поселения не в полном объеме обеспечена противопожарными водоисточниками. Пожарные резервуары и искусственные водоемы надлежит размещать из условий обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов – № м, при наличии мотопомп -№ м., в зависимости от технических возможностей мотопомп. Кроме того, в нарушение требований законодательства на территории населенных пунктов <адрес> и <адрес>, подверженных угрозе ландшафтных (природных) пожаров, не принимаются меры по оповещению населения о пожаре, отсутствует звуковая сигнализация. Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения в <адрес>, <адрес>, <адрес> не имеют подъездов с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее № м. для установки пожарных автомобилей в любое время года. Также установлено, что в нарушение требований закона, в здании администрации, расположенном в <адрес> отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой районы 25 мая 2022 г. выдано представление главе сельского поселения Артюшинское, которое рассмотрено, но на настоящий момент выявленные нарушения не устранены. Выявленные нарушения создают опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц и требуют принятия мер для их скорейшего устранения.
Определением суда от 19 июля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Белозерского муниципального района Вологодской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры Белозерского района Капитонова А.Г. заявленные исковые требования уточнила: просила возложить на ответчика обязанность оборудовать в <адрес> – № водоисточников, в <адрес> и <адрес> по № водоисточника, в <адрес> – № водоисточника, в <адрес> – № водоисточников, в <адрес> – № водоисточника, в <адрес> – № водоисточник, в <адрес> – № водоисточника, в <адрес> № водоисточника, в <адрес> – № водоисточника, в <адрес> № водоисточника, в <адрес> – № водоисточника объемом не менее № кубических метра каждый. Остальные заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Артюшинское Белозерского района Вологодской области Гусева Л.Н. исковые требования прокурора признала частично. Суду пояснила, что они не оспаривают законность предъявляемых к ним требований по устранению выявленных нарушений в области пожарной безопасности, однако реальная возможность оборудовать предложенное количество водоисточников в населенных пунктах отсутствует, так как для этого отсутствуют свободные места. Кроме того, финансовое положение поселения не позволяют провести одновременно такие значительные мероприятия по устранению выявленных нарушений. Администрацией поселения проводятся мероприятия по исполнению законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории сельского поселения в соответствии с финансовыми возможностями. На 2022 г. в бюджете поселения на нужды пожарной безопасности заложено всего 287,5 тысяч рублей, что явно недостаточно для проведения всех необходимых работ. Возможность выделить дополнительные средства отсутствует. Просила установить достаточно длительный срок для исполнения решения суда.
Представитель третьего лица ОНДиПР по Белозерскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Вологодской области Якунин П.Н. исковые требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности со стороны администрации сельского поселения Артюшинское создают препятствия в борьбе с пожарами на территории населенных пунктов поселения и создают угрозу для жизни и здоровья граждан. Заявленное прокурором количество водоисточников в населенных пунктах поселения будет достаточным.
Представитель третьего лица – администрации Белозерского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Дополнительно в отзыве на иск указал, что расходов на проведение заявленных прокурором мероприятий в бюджете сельского поселения Артюшинское на 2022 г. не предусмотрено, затраты на их проведение являются значительными. В связи с этим предлагает установить достаточный срок для исполнения решения суда.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Белозерского района в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.19 указанного выше Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
Как установлено ч.ч.1,9 ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Пунктом 9 ч.1, а также ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с приложением №11 к Закону Вологодской области от 6 декабря 2004 г. №1107-ОЗ «Об установлении границ Белозерского муниципального района Вологодской области, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав», действовавшим до 1 июня 2022 г., <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> были включены в перечень населенных пунктов, входящих в состав территории сельского поселения Артюшинское.
Законом Вологодской области от 6 мая 2022 г. №5120-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Белозерского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Белозерского муниципального округа Вологодской области» преобразованы путем объединения все входящие в состав Белозерского муниципального района Вологодской области поселения: городское поселение «Город Белозерск» Белозерского муниципального района Вологодской области, сельское поселение <адрес>, сельское поселение Артюшинское Белозерского муниципального района Вологодской области, <адрес> <адрес>, <адрес> в Белозерский муниципальный округ Вологодской области с административным центром в городе Белозерске (статья 1 Закона).
Закон вступил в законную силу с 1 июня 2022 г.
Вместе с тем, в силу ст.5 указанного Закона Вологодской области, со дня вступления в силу настоящего закона области до 1 января 2023 года устанавливается переходный период (часть 1).
В переходный период до формирования органов местного самоуправления Белозерского муниципального округа Вологодской области полномочия по решению вопросов местного значения Белозерского муниципального округа Вологодской области на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Белозерского муниципального округа Вологодской области осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях (часть 3).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, ранее входящих в состав сельского поселения Артюшинское до 1 января 2023 г. возлагает на администрацию данного поселения, так как органы местного самоуправления Белозерского муниципального округа не созданы.
Частями 1 и 2 ст.62 данного Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Пунктом 7 ст.63 указанного федерального закона к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Пунктом 10.10 Свода правил 8.13130.2020, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 марта 2020 г. № к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее № метров.
Следовательно населенные пункты, входившие в состав сельского поселения Артюшинское должны быть обеспечены пожарными водоисточниками, звуковой сигнализацией и подъездами к водоисточникам администрацией данного сельского поселения.
На основании требований п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ ль 16 сентября 2020 г. руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Белозерского района с участием представителя ОНДиПР по Белозерскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Вологодской области, в мае 2022 г. в отношении администрации сельского поселения Артюшинское, установлено, что территория ряда населенных пунктов не в полном объеме обеспечена противопожарными источниками; <адрес> и <адрес> не обеспечены звуковой сигнализацией для оповещения людей о пожаре; водоемы в <адрес>, <адрес>, <адрес>, из которых производится забор воды для пожаротушения, не оорудованы специальными площадками для спец техники; отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты здания администрации в <адрес>. Выявленные нарушения были ранее зафиксированы в акте проверки от 23 декабря 2021 г. № составленным начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы в Белозерском районе. С актом должностное лицо – глава администрации сельского поселения Артюшинское была ознакомлена в тот же день.
25 мая 2022 г. прокурором района в адрес главы сельского поселения Артюшинское вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. 21 июня 2022 г. на данное представление дан ответ, из которого следует, что доводы, указанные в представлении, нашли свое подтверждение; администрацией поселения планируются мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Как следует из пояснений представителя третьего лица ОНДиПР по Белозерскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Вологодской области Якунина П.Н., а также представителя ответчика – администрации сельского поселения Артюшинское Гусевой Л.Н.., на момент рассмотрения гражданского дела выявленные нарушения не устранены.
Учитывая изложенное, в интересах неопределенного круга лиц, следует возложить на администрацию сельского поселения обязанность устранить выявленные нарушения.
Прокурором Белозерского района заявлено о необходимости обеспечения в <адрес> – № водоисточников, в <адрес> и <адрес> по № водоисточника, в <адрес> – № водоисточника, в <адрес> – № водоисточников, в <адрес> – № водоисточника, в <адрес> – № водоисточник, в <адрес> – № водоисточника, в <адрес> № водоисточника, в <адрес> – № водоисточника, в <адрес> № водоисточника, в <адрес> – № водоисточника. В судебном заседании представитель ОНДиПР по Белозерскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Вологодской области пояснил, что данного количества водоисточников в данных населенных пунктах будет достаточно.
В соответствии с п.10.4 Свода правил СП 8.13130, утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. № «Системы противопожарной защиты, наружное противопожарное водоснабжение, требования пожарной безопасности» пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - № м; при заборе воды мотопомпами - № - № м (в зависимости от типа мотопомп).
Учитывая пояснения сторон, мнение специалиста в области борьбы и профилактики пожаров, суд находит предложенное прокурором количество водоисточников, подлежащих обустройству в указанных населенных пунктах, обоснованным.
Довод представителя ответчика об отсутствии у муниципального образования достаточных денежных средств на указанные цели, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного управления возложена законом.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
Кроме того, ст. 65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.10 Закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
При определении срока исполнения решения, суд учитывает, что для обеспечения населенных пунктов достаточным количеством водоисточников, а также для оборудования водоемов площадками администрации сельского поселения потребуется проведение проектных, организационных мероприятий, установление подходящих для этого мест, согласование и т.п. В то же время предоставление необоснованно длительного срока приведет к затягиванию устранения выявленных нарушений, а, следовательно, затруднит борьбу с возможными пожарами на территории населенных пунктов. В связи с этим достаточным для исполнения решения в данной части суд полагает срок в 1 год с момента вступления решения в законную силу.
По остальной части требований прокурора суд полагает необходимым установить трехмесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу, так как устранение данных нарушений требований законодательства, не потребуют значительных временных и финансовых затрат и решение может быть реально исполнено в установленный судом срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию сельского поселения Артюшинское Белозерского района Вологодской области обязанность устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности:
в течение года с момента вступления решения в законную силу
- оборудовать в <адрес> – № водоисточников (резервуаров), в <адрес> и <адрес> по № водоисточника (резервуара), в <адрес> – № водоисточника (резервуара), в <адрес> – № водоисточников (резервуаров), в <адрес> – № водоисточника (резервуара), в <адрес> – № водоисточник (резервуар), в <адрес> – № водоисточника (резервуара), в <адрес> № водоисточника (резервуара), в <адрес> – № водоисточника (резервуара), в <адрес> № водоисточника (резервуара), в <адрес> – № водоисточника (резервуара) объемом не менее № кубических метра каждый;
- оборудовать водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения в <адрес>, <адрес>, <адрес> подъездами с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее № метров для установки пожарных автомобилей в любое время года;
в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу
- установить звуковую сигнализацию для оповещения людей о пожаре в <адрес>, <адрес>;
- оформить исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта в здании администрации, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 29 августа 2022 г.
Судья Н.С. Михеев