Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-9985/2022
№ 2а-683/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Мыльниковой Н.В., Роменской В.Н.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Администрации г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, ООО Гранд ЛТД на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 мая 2022 г. по административному делу № 2а-683/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Самары к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителя административного ответчика администрации г.о. Самара Зайцевой А.С., представителя административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самары Агаповой О.С., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, возражения представителей административного истца Данчиной В.В., Никитиной Ю.Б., которые просили решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самара с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.
В обосновании заявленных требований указал, что 01.02.2000 между Департаментом строительства и архитектуры Администрации г.о. Самара (в настоящее время Департамент градостроительства г.о. Самара) заключен договор долевого участия в проектировании и строительстве жилого дома <адрес> со 100% инвестированием ООО МЖК «Союз» проектирования и строительстве жилого дома. 15.02.2002 также заключен договор генерального подряда на строительство 3-х секционного жилого дома. В 2004 г. на основании дополнительных соглашений и соглашений и перемене лиц в обязательстве застройщик-инвестор и генеральный подрядчик заменены на ООО «Гранд ЛТД». Строительство секции 3.1 осуществлялось ООО «Гранд ЛТД» на основании разрешения на строительство, выданного Департаменту 20.08.2008, срок действия – до 01.03.2020, на земельном участке с кадастровым номером №, относящегося к муниципальной собственности и находившегося в постоянном бессрочном пользовании Департамента. Секция 3.1 завершена строительством, но не введена в эксплуатацию и эксплуатируется гражданами в отсутствие на ввод объекта в эксплуатацию. По поручению прокуратуры города прокуратурой Ленинского района г. Самара с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Самарской области, Государственной жилищной инспекции Самарской области, Государственной инспекции строительства надзора Самарской области проведена проверка на предмет безопасности проживания граждан, в ходе которой выявлены нарушения требований строительных правил и противопожарного законодательства. Прокуратурой г. Самара для устранения выявленных нарушений Главе г.о. Самара внесено представление от 09.09.2021 № № об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое рассмотрено и отклонено, указано, что Департамент градостроительства г.о. Самара не вправе осуществлять функции заказчика при строительстве объектов капитального строительства, не относящегося к объектам муниципальной собственности.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившегося в непроведении обследования с целью установления технического состояния незавершенного объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>; в непринятии мер по рассмотрению и принятию решения о предупреждении чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности по материалам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г. Саара, оформленного протоколом выездного заседания комиссии от 22.11.2017 г. № №. Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, провести обследование с целью установления технического состояния объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>, принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности незавершенного объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>; принять меры по рассмотрению и принятию решения о предупреждении чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности по материалам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г. Самара, оформленного протоколом выездного заседания комиссии от 22.11.2017 г. № №.
Решением Ленинского районного суда Самары от 23 мая 2022 г. постановлено: «Административное исковое заявление заместителя прокурора г. Самара к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным бездействия и обязании произвести действия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара по непринятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности незавершенного объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>, а также по рассмотрению и принятию решения о предупреждении чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности по материалам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, оформленного протоколом от 22.11.2017 № №.
Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности незавершенного объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>, а также по рассмотрению и принятию решения о предупреждении чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности по материалам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, оформленного протоколом от 22.11.2017№ №.» (т. 2 л.д. 65-75).
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о. Самара просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (т. 2 л.д. 84- 96).
На указанное решение подана апелляционная жалоба администрацией г.о. Самара, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (т. 2 л.д. 114-116).
С решением суда также не согласился ООО «Гранд ЛТД», подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (т. 2 л.д.136-139).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации г.о. Самара Зайцева А.С., представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самары Агапова О.С. поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Представители административного истца Данчина В.В., Никитина Ю.Б. просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой г. Самары проверено соблюдение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверкой установлено, что 01.02.2000 между Департаментом строительства и архитектуры Администрации г.о. Самара и ООО «МЖК Союз» заключен договор долевого участия в проектировании и строительстве жилого дома <адрес> (т. 1 л.д. 137-140).
Главой г.о. Самара было выдано разрешение на строительство указанного жилого дома, срок действия которого в настоящее время истек.
30.06.2004 на основании дополнительных соглашений и соглашений и перемене лиц в обязательстве застройщик-инвестор и генеральный подрядчик заменены на ООО «Гранд ЛТД». Строительство секции 3.1 осуществлялось ООО «Гранд ЛТД» на основании разрешения на строительство, выданного Департаменту строительства и архитектуры 20.08.2008, срок действия – до 01.03.2020, на земельном участке с кадастровым номером №, относящегося к муниципальной собственности и находившегося в постоянном бессрочном пользовании Департамента. (т. 1 л.д. 174-175).
Секция 3.1 завершена строительством, но не введена в эксплуатацию, но эксплуатируется гражданами в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
По поручению прокуратуры г. Самары прокуратурой Ленинского района г. Самары с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Самарской области, Государственной жилищной инспекции Самарской области, Государственной инспекции строительства надзора Самарской области проведена проверка на предмет безопасности проживания граждан, в ходе которой выявлены нарушения требований строительных правил и противопожарного законодательства, а именно: отсутствует подъезд пожарных автомобилей с двух продольных сторон, чем нарушены требования п. 8.1а СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям»; не имеется выхода наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно из лестничных клеток, что является нарушением п. 4.4.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; не выполнена ширина лестничных площадок не менее ширины лестничных маршей, чем нарушены требования п. 4.4.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; в нарушение п. 6.1.3 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» вентиляционные каналы систем противодымной вентиляции не имеют сборных или облицовочных стальных конструкций; отсутствует автоматическое включение оборудования противодымной вентиляции, чем нарушены требования п. 6.2 СП. 13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», п. 7.20 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектировании»; отсутствует система приточной противодымной вентиляции для возмещения объемов удаляемых продуктов горения их помещений, защищаемых вытяжкой противодымной вентиляции, что является нарушением п.п. 7.2, 7.9, 7.10, 7.11 СП 7.13130.2013«Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» (т. 1 л.д. 14-19).
06.09.2021 Администрацией Ленинского внутригородского района г.о. Самара 06.09.2021 проведено выездное заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара в целях оценки критичности сложившейся ситуации в части реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, проживающих <адрес>, установлена возможность возникновения чрезвычайное ситуации локального характера по указанному адресу.
Прокуратурой г. Самары для устранения выявленных нарушений Главе г.о. Самара внесено представление от 09.09.2021 № № об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое рассмотрено и отклонено, указано, что Департамент градостроительства г.о. Самара не вправе осуществлять функции заказчика при строительстве объектов капитального строительства, не относящегося к объектам муниципальной собственности (т. 1 л.д. 7-12).
В соответствии с протоколом от 22.11.2017 № № выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара (т. 1 л.д. 214-218) обстановка в районе дома <адрес> признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации местного характера, протокол направлен в Администрацию г.о. Самара для принятия решения о проведении городской КЧС и ОПБ и выделения средств для решения постановленных задач.
Согласно протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности г.о. Самара от 22.12.2017 № № ситуация сложившаяся вблизи объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, руководителю Департамента градостроительства г.о. Самара поручено организовать на объекта проведение обследования конструкций подпорной шпунтовой стенки и разработку на её укрепление сроком до 21.03.2018, а также организовать мероприятия по обеспечению безопасного проживания жителей, еженедельно направлять информацию о развитии ситуации, после выполнения мероприятий по ликвидации угрозы чрезвычайной ситуации организовать благоустройство территории по адресу: <адрес>.
Согласно протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Самара от 05.04.2018 г. № № (т. 1 л.д 193-195) в протокол от 22.12.2017 г. внесены изменения, согласно которым Департаменту градостроительства г.о. Самара совместно с ЖСК «Волга» необходимо организовать выполнение работ, связанных с возведением сооружения вспомогательного использования для защиты линейного объекта и объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> от опасных геологических процессов с целью предотвращения чрезвычайной ситуации и обеспечения безопасности проживания жителей, Департаменту поручено организовать контроль за выполнением указанного решения.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что ни Администрация г.о. Самара, ни Департамент градостроительства г.о. Самара не обладают функциями заказчика при строительстве объектов капитального строительства, а, следовательно, и полномочиями по проведению обследования с целью установления технического состояния многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Однако, в связи с наличием протокола выездного заседания комиссии от 22.11.2017 г. № №, а также, исходя из анализа норм действующего законодательства, суд полагал, что со стороны Администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара допущено бездействие, выраженное в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности незавершенного объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>, а также по рассмотрению и принятию решения о предупреждении чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности по материалам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, оформленного протоколом от 22.11.2017 г. № №.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным бездействия Администрации г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившегося в непроведении обследования с целью установления технического состояния незавершенного объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>. Решение суда в данной части сторонами не оспаривалось.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части наличия бездействия со стороны Департамента градостроительства г.о. Самара по непринятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности незавершенного объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>, а также по рассмотрению и принятию решения о предупреждении чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности по материалам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, оформленного протоколом от 22.11.2017№ № ввиду следующего.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 7 указанного закона Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно Положению о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара, являющегося приложением к Постановлению Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара № № от 04.04.2016, Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Самара (далее – Комиссия) является координирующим органом районного звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Самарской области, образованным для обеспечения согласованности действий Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара, предприятий и учреждений, расположенных на территории Ленинского внутригородского района г.о. Самара (далее – иные организации), для реализации государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
В силу п. 3.7 Положения, одной и основных функции Комиссии является организация работа по подготовке предложений и аналитических материалов для Главы Администрации Ленинского внутригородского района, а также рекомендаций для муниципальных и иных организаций по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
Согласно протоколу выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017 решено: 1. Признать сложившуюся обстановку в районе <адрес> – угрозой возникновения чрезвычайной ситуации местного характера; 2. Необходимо срочно демонтировать и вывезти строительный башенный кран; 3. Засыпать котлован, привести земельный участок в первоначальное состояние; 4. Выполнить работы по утеплению фасада, гидроизоляции фундамента и подземных этажей <адрес>. Принять срочные меры для прекращения разрушения склона путем возведения подпорной стены, восстановить целостность грунта под опорами теплотрассы; 6. Провести благоустройство территории: убрать строительный и бытовой мусор, заменить строительный забор; 7. Направить настоящий протокол в Администрацию городского округа Самара для принятия решения о проведении городской КЧС и ОПБ и выделения средств для решения поставленных выше задач (т. 2 л.д. 51-53).
Исходя из изложенного протоколом выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017 на Департамент градостроительства г.о. Самара каких-либо обязанностей не налагалось, что стороной истца в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
В суде апелляционной инстанции установлено, подтверждено административными ответчиками, что при поступлении в администрацию г.о. Самара копии протокола выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017 в ноябре 2017 года, копия данного протокола на основании списка назначенных задач «Поручение ознакомления с документом «Входящий – 60175» от 24.11.2014 передана в Департамент градостроительства г.о. Самара для обобщения информации со сроком исполнения до 22.12.2017.
Иных поручений администрация г.о. Самара Департаменту градостроительства г.о. Самара в части исполнения решений, изложенных в протоколе выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017, не давала.
Во исполнение вышеуказанного поручения об обобщении информации 24.11.2017 Департаментом градостроительства г.о. Самара в адрес временно исполняющего полномочия Главы г.о. Самары В.А. Василенко направлено обобщение информации № №, согласно которому по результату выездного заседания Ленинским внутригородским районом г.о. Самара оформлен проект протокола. В ходе заседания было предложено признать ситуацию чрезвычайно опасной и обратиться в комиссию чрезвычайных ситуаций г.о. Самары о выделении денежных средств из резервного фонда на выполнение проектных и строительно-монтажных работ. При определении Департамента заказчиком по проектированию и устройству подпорной стенки, Департамент готов принять участие в соответствии с действующим законодательством.
После подготовки вышеуказанного обобщения информации, поступивший документ, а именно протокол выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017 на тему «Проведение КЧС и ОПБ Ленинского внутригородского района» снят с контроля.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что протокол выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017 направлен в Департамент градостроительства г.о. Самара для подготовки обобщения, что было исполнено Департаментом градостроительства г.о. Самара надлежащим образом и в установленные сроки.
Из сопроводительного письма администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара № № от 24.11.2017, направленного в адрес временно исполняющего полномочия Главы Администрации г.о. Самара следует, что указанный выше протокол № № от 22.11.2017 с фотоматериалами направлен во исполнение поручения, согласно п. 2 Протокола № № от 08.11.2017 о проведении заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара в связи с неблагоприятной ситуацией, сложившейся в связи с незаверенным строительством <адрес> (т. 2 л.д. 51).
Пунктом 7 протокольного решения выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017 указано на необходимость принятия мер для предотвращения чрезвычайной ситуации, указанный протокол направлен в Администрацию городского округа Самара для принятия решения о проведении городской КЧС и ОПБ и выделения средств для решения поставленных задач.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.о. Самара пояснила, что протокол № № от 22.11.2017 поступал в администрацию г.о. Самара. Решение вопросов, возложенных вышеуказанным протоколом на администрацию г.о. Самара по п. 7 протокола, оформлено протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Самара № № от 22.12.2017.
Согласно протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Самара № № от 22.12.2017 решено:
1. В связи с возможным обрушением крана <данные изъяты> заводской № № и угрозой аварии на теплотрассе вблизи объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, признать сложившуюся ситуацию угрозой возникновения чрезвычайной ситуации;
1.1. И.о. руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара (Бондаренко):
1.1.1. Организовать на объекте незавершенного строительства по адресу: <адрес> проведение обследования конструкций подпорной шпунтовой стенки и разработку проектной документации на ее укрепление (консервацию) Срок до 21.03.2018;
1.1.2. Основываясь на результатах обследования, организовать: -мероприятия по обеспечению безопасного проживания жителей близлежащего дома; -проведение работ по укреплению (консервации) шпунтовой стенки с учетом обеспечения устойчивости опор теплотрассы проходящей вблизи объекта и водоотведения от стены построенной секции здания для предотвращения замачивания грунтов ее основания. Срок до 21.06.2018;
1.1.3. Создать межведомственную рабочую группу по осуществлению контроля за развитием ситуации, связанной с возможным обрушением башенного крана <данные изъяты> заводской № № и возможной аварией на теплотрассе вблизи объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> (далее Рабочая группа). Срок до 27.12.2017;
1.1.4. Привлечь в состав Рабочей группы представителей: департамента градостроительства г.о. Самара, Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самары, ОАО «Предприятие тепловых сетей», Прокуратуры Ленинского района г. Самары, владельца башенного крана <данные изъяты> заводской № № (ФИО16 Еженедельно направлять информацию о развитии ситуации, связанной с возможным обрушением башенного крана <данные изъяты> заводской № № и возможной аварией на теплотрассе вблизи объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> в адрес Управления гражданской защиты Администрации г.о. Самара. При появлении негативной динамики развития ситуации проинформировать Управление гражданской защиты Администрации г.о. Самара незамедлительно;
1.1.5. После выполнения мероприятий по ликвидации угрозы чрезвычайной ситуации организовать благоустройство территории по адресу: <адрес>. Срок: в течение 3 месяцев со дня выполнения мероприятий по ликвидации угрозы чрезвычайной ситуации.
1.2. Владельцу башенного крана <данные изъяты> заводской № № (ФИО17 рекомендовать: провести мероприятий по демонтажу башенного крана <данные изъяты>. Срок до 31.01.2018;
1.3 Исполнительному директору ОАО «Предприятие тепловых сетей» (ФИО18.) рекомендовать: -организовать контроль за состоянием теплотрассы вблизи объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>; -еженедельно информировать председателя рабочей группы о состоянии теплотрассы вблизи указанного объекта; -при появлении негативной динамики развития ситуации проинформировать Управление гражданской защиты Администрации г.о. Самара незамедлительно;
1.4. Управлению гражданской защиты администрации г.о. Самара организовать контроль выполнения протокольного решения (т. 1 л.д. 149-152).
Далее, из протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Самара № № от 05.04.2018 «О внесении изменений в протокол заседания Комиссии № № от 22.12.2017 (далее – Протокол) в связи с обращением ЖСК «Волга» в лице ФИО19 и ФИО20» следует, что по результатам заседания решено:
1.1. Пункты 1.1.1, 1.1.2., 1.2 Протокола отменить.
1.2. Пункты 1.4 Протокола изложить в следующей редакции: «1.4. Департаменту градостроительства г.о. Самара совместно с ЖСК «Волга» в лице ФИО21 и ФИО22 организовать выполнение работ, связанных с возведением сооружения вспомогательного использования для защиты линейного объекта и объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> от опасных геологических процессов с целью предотвращения чрезвычайной ситуации и обеспечения безопасного проживания жителей близлежащего дома. Срок до 21.06.2018»
1.3. Дополнить Протокол пунктом 1.5 в следующей редакции: «1.5. Департаменту градостроительства г.о. Самара организовать контроль выполнения протокольного решения».
1.4. Управлению гражданской защиты Администрации г.о. Самара организовать контроль выполнения протокольного решения (т. 1 л.д.196-200).
Вместе с тем, из анализа содержания протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Самара № № от 22.12.2017 следует, что ряд вопросов, а именно с 3 по 6, отраженных в протоколе выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017 на повестке заседания комиссии, в том числе по выделению средств для решения поставленных в данных вопросах задач, не ставился и не рассматривался, что стороной административного ответчика администрации г.о. Самара фактическим не оспаривалось. Решение по данным вопросам до настоящего времени не вынесены.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Самара п. 7 протокола выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара по адресу <адрес> № № от 22.11.2017 исполнен не в полном объеме, а именно, вопрос принятия решения о проведении городской КЧС и ОПБ и выделения средств для решения задач: 3. Засыпать котлован, привести земельный участок в первоначальное состояние; 4. Выполнить работы по утеплению фасада, гидроизоляции фундамента и подземных этажей <адрес>; 5. Принять срочные меры для прекращения разрушения склона путем возведения подпорной стены, восстановить целостность грунта под опорами теплотрассы; 6. Провести благоустройство территории: убрать строительный и бытовой мусор, заменить строительный забор, на заседании комиссии не разрешен. В указанной части судебная коллегия усматривает наличие бездействия со стороны администрации г.о. Самара.
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав в рассматриваемом случае является возложение на администрацию г.о. Тольятти обязанности рассмотреть и принять решения по вопросам, указанным в п. 7 протокола выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара от 22.11.2017 № №.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 мая 2022 г. отменить в части, изложить резолютивную часть решения следующим образом:
«Административные исковые требования заместителя прокурора г. Самары о признании незаконным бездействия и обязании произвести действия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара по непринятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности незавершенного объекта капитального строительства (многоквартирного дома) по адресу: <адрес>, выраженное в нерассмотрении и непринятии решений по вопросам, указанным в п. 7 протокола выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара от 22.11.2017 № №
Обязать Администрацию г.о. Самара рассмотреть и принять решения по вопросам, указанным в п. 7 протокола выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о. Самара от 22.11.2017 № №.
В остальной части административные исковые требования заместителя прокурора г. Самары о признании незаконным бездействия и обязании произвести действия оставить без удовлетворения».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: