Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-278/2023 ~ М-270/2023 от 13.10.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2023 года село Кочево Пермский край

Кочевский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шилоносовой Т.В.,

при секретаре Петровой М.Е.,

с участием истца ФИО3,

представителя истца Автайкиной Е.И.,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального района ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным и восстановлении нарушенных прав,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным и восстановлении нарушенных прав.

В обоснование исковых требований истец указал, что его супруга - ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением и районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, с составом семьи два человека, в категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства». Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа ФИО2 была снята с учета и исключена из списка участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством», в связи со смертью ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.

С данным решением не согласен, так как согласно пч.2 ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон) в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты, право на её получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления социальной выплаты) сохраняется за членами его семьи. Возможность правопреемства была введена с января 2012 года.

Действующая на момент смерти ФИО2 редакция Федерального закона не предусматривала право членов семьи умершего участника на получение социальной выплаты. Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон в редакции, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.

Считает, что тогда его жена ФИО2 соответствовала всем условиям, предусмотренным Федеральным законом, так как прибыла в местность, приравненную к районам Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, имела общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностям более 15 лет, не имела жилья в других районах Российской Федерации, на момент постановки на учет являлась инвалидом 2 группы. Следовательно, он как член семьи умершей ФИО2, состоявшей на учете в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностям, имеет право на получение жилищной субсидии в порядке правопреемства и оставаться именно в той очереди, в которой стояла умершая супруга. Просит отменить решение жилищной комиссии администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и возложить обязанность восстановить в списках граждан как участника комплекса процессуальных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством».

В судебном заседании истец ФИО3, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, уточнил их в части, указав, что супруга ФИО2 состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением и районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, с составом семьи два человека, в категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ. Суду дополнил, что на момент смерти супруги ФИО2 являющейся инвалидом 2 группы, они проживали одной семьей, вели общее хозяйство, жили дружно, он ухаживал за супругой, так как она нуждалась в посторонней помощи, имели общие расходы и доходы, дети до их совершеннолетия проживали с ними. В Кочевском районе проработал и прожил много лет, поэтому заслужил получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья.

Представитель истца Автайкина М.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дала пояснения аналогичные пояснением истца ФИО3

В судебном заседании представитель ответчика администрации Кочевского муниципального района по доверенности ФИО8 исковые требования не признала и возражала против их удовлетворения. Суду пояснила, что в ходе инвентаризации учетного дела ФИО2, был сделан запрос в отдел ЗАГС. 02.062017 года получена информация о смерти ФИО2 В соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , граждане снимаются с учета в случае смерти. Возможность правопреемства очереди была введена Федеральным законом от 17.07.2011 года № 212 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который вступил в силу с 01.01.2012 года. На правоотношения, возникшие до 01.01.2012 года, данная норма не распространяется. Так как ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в действие нормы о правопреемстве очереди (ДД.ММ.ГГГГ), ее учетное дело подлежало исключению. Согласно ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон) в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты, право на её получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления социальной выплаты) сохраняется за членами его семьи. Данная формулировка ст. 1 Федерального закона вступила в силу 1 января 2012 года, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действующая на момент смерти ФИО2 редакция Федерального закона не предусматривала право членов семьи умершего участника на получение социальной выплаты.

Представитель третьего лица Министерства строительства Пермского края А.Р. Мавляутдинов, действующий по доверенности, на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв (л.д 69-76, 90).

Из отзыва следует, что с заявленными требованиями Министерство строительства Пермского края не согласны в полном объеме и просят отказать, поскольку возможность правопреемства очереди была введена федеральным законом от 17.07.2011 года № 212 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который вступил в силу с 01.01.2012 года. На правоотношения, возникшие до 01.01.2012 года, данная норма не распространяется.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства строительства Пермского края.

Свидетель Свидетель №1 дала пояснения аналогичные пояснением истца ФИО3, являющегося ей отцом. Дополнила, её родители ФИО3 и ФИО2 при её жизни жили дружно, находились в зарегистрированном браке, все вели общее хозяйство, совместно несли расходы и имели общие доходы. О том, что её мама ФИО2 состоявшая на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, с составом семьи два человека, в категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», снята с учета еще в ДД.ММ.ГГГГ, узнали с отцом только в ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив мнение представителя третьего лица, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть 1; статьи 2,17,18 и статья 45, часть 1 Конституции Российской Федерации), предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах. Обязанность государства обеспечить осуществление права на справедливую, компетентную и действенную судебную защиту вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности закрепленных в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Разрешая данный спор, суд руководствовался положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее – «Федеральный закон № 125-ФЗ»), Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее – «Положение»), Закона Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее, - «Закон Пермского края № 159-ПК»), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее, - «ЖК РФ»), регулирующими спорные правоотношения.

    Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным Законом № 125-ФЗ.

Согласно преамбуле, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 года) закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Согласно абзацу четвертому статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В силу ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, в соответствии с подп. "в" п. 17 которых применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Ст. 1 (в ред. ФЗ от 20.07.2020 № 228-ФЗ) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным законом, вне зависимости от даты постановки на учет.

Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с Законом Пермского края № 159-ПК государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.

В пункте 9 Положения указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).

Кочевский район Пермского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16.09.1992 N 1085).

Согласно части 2 статьи 1 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 17.07.2011 года N 211-ФЗ, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В соответствии со ст. 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, она поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, номер учетного дела (л.д. 50), категория "инвалиды" (ДД.ММ.ГГГГ), в состав ее семьи входил супруг ФИО3 (л.д. 47-68).

Согласно находящейся в учетном деле справке МСЭ ФИО2, установлена инвалидность II группы по общему заболеванию (л.д. 57).

Согласно свидетельству о заключении брака следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии мужу - ФИО3, жене - ФИО3 (л.д. 10).

Согласно копи свидетельства о смерти ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

На момент подачи заявления стаж работы ФИО2, как и его супруга ФИО3 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составлял более 15 лет.

Решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой подачи первоначального заявления с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39).

Ежегодными заявлениями ФИО2 подтверждала свое право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 65, 66).

Решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе инвентаризации учетное дело ФИО2 снято с учета и исключено из списка участников Подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в связи со смертью.(л.д.5).

Не согласившись с решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, ФИО3, обратился с иском в суд за восстановлением нарушенных прав.

С данным решением жилищной комиссии администрации Кочевского муниципального округа, суд согласиться также не может по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент постановки на учет, требования предъявляемые к гражданам, имеющим право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера первоначальным заявителем по учетному делу были соблюдены.

Действующим законодательством предусмотрен переход граждан в другую категорию очередности.

Согласно пункта 20 Положения, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).

На момент смерти ФИО2 имела 2 группу инвалидности, установленную бессрочно, имела право состоять и состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и соответствовала требованиям, предъявляемым к данной категории граждан.

Из содержания выше приведенных норм следует, что законодатель установил право граждан на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями – общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 1992 года.

Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ вступил в действие с 01 января 2012 года (ст. 2 данного Закона).

До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.

Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал, а поскольку в последующем законодатель закрепил данное право в Федеральном законе, следовательно, применение их к ранее возникшим правоотношениям, как улучшающее положение данных лиц, является обоснованным.

Согласно п.п. «з» п. 21 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (ред. от 12.10.2020) «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти.

Буквальное толкование указанной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учета подлежит умерший гражданин. При этом ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, ни упомянутое Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учета членов семьи умершего гражданина.

По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.

Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В свою очередь, статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Соответственно, жилищные субсидии, предоставляемые в рамках исполнения приведенного выше Закона № 125-ФЗ являются одной из форм реализации гражданами своего конституционного права на жилище.

В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

При этом ФИО3 мог являться самостоятельным участником программы.

Согласно справке администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО2 постоянно по день смерти проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, на момент смерти совместно с ней на регистрационном учете по данному адресу состоял и проживал муж ФИО3 (л.д. 13).

Следовательно, ФИО3, как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но умершей до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишен права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти его жены ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, поскольку ФИО3 являлся членом семьи умершей супруги ФИО2, которая состояла на учете в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», на день смерти проживал совместно с ней и вел общее хозяйство, что подтверждается предоставленными доказательствами: свидетельством о заключении брака, адресными справками, справкой администрации округа, то он вправе наследовать право на получение жилищной субсидии и оставаться именно в той очереди, в которой состояла его умершая супруга в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства».

Законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО3 Иное понимание не обеспечит беспристрастное правосудие, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина, а право на судебную защиту будет носить декларативный характер, не будет решены задачи гражданского судопроизводства, определенные статьей 2 ГПК РФ.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления).

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод; данное конституционное право - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты, обеспечивающей эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Принцип поддержания доверия граждан к закону и государству, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость социальной политики соблюден.

Иное вступало бы в противоречие не только с требованиями стабильности конституционно-правовых отношений, запретом умаления или ограничения права на реализацию предусмотренных законом гарантий и компенсаций, но и с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, отказ в удовлетворении исковых требований при установленных судом обстоятельствах дела, свидетельствовал бы о том, что судебная защита носит декларативный характер, не обеспечивая реальную защиту нарушенных прав и свобод граждан, что недопустимо в правовом социальном государстве.

Доводы представителей администрации Кочевского муниципального округа Пермского края и Министерства строительства Пермского края о том, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, являются несостоятельными, по изложенным выше основаниям.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ , ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 125-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░3, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ – ░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

    

░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-278/2023 ~ М-270/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Останин Александр Михайлович
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального округа Пермского края
Другие
Мавляутдинов Антон Ринатович
Министверство строительства Пермского края
Рогатнева Елена Валерьевна
Автайкина Марина Израильевна
Суд
Кочевский районный суд Пермского края
Судья
Шилоносова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
kochevsky--perm.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
18.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.10.2023Предварительное судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Дело оформлено
06.12.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее