Дело №2-334/2024
УИД 53RS0015-01-2024-000307-96
Решение
именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Кулёвой Н.В.,
при секретаре Тереховой Н.Н.,
с участием ответчика Гапонова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к Гапонову В.М. об обязании совершить действия по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указала, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIX в., расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, ул. Комсомола, д. 33, принят на государственную охрану постановлением Администрации Новгородской области от 23.01.1997 № 21 «О памятниках истории и культуры», собственником данного здания является Гапонов В.М. В октябре 2023 года инспекцией проведено выездное обследование технического состояния указанного объекта культурного наследия, в ходе которого выявлен ряд нарушений, а именно: отслоение штукатурно-красочного слоя со стороны западного и южного фасадов; частичная деструкция кирпичной кладки со стороны западного фасада; следы плесени на фасадах здания; вертикальная трещина на стене восточного фасада; отсутствие системы водостока; с западной и южной стороны трава произрастает вплотную к зданию; на примыкающих к восточному фасаду въездных воротах самовольно нанесены надписи; частичная деструкция кирпичной кладки въездных ворот; отслоение штукатурно-красочного слоя фасадов въездных ворот. Инспекцией собственнику объекта культурного наследия направлено письмо с предложением оформления охранного обязательства и получения разрешения на проведение работ по его сохранению и приведению в нормативное состояние. Однако информация о наличии разработанной проектной документации по указанному объекту культурного наследия в инспекции отсутствует. Заявлений о выдаче соответствующих заданий на проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия, а также разрешений на проведение работ по его сохранению до настоящего времени в инспекцию не поступало, какие-либо работы по сохранению объекта культурного наследия не ведутся. Поскольку предпринимаемые меры по соблюдению законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия явно недостаточны для поддержания объекта в нормативном состоянии, истец просит обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить разработку проектной документации либо рабочих чертежей по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIX в., расположенного по указанному адресу; в течение одного года с момента вступления в силу решения суда при наличии разработанной документации по сохранению указанного объекта культурного наследия провести работы по его сохранению; о проведенных работах уведомить инспекцию.
Представители истца - инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области, третьего лица - Администрации Солецкого муниципального округа о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без своего участия.
Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Ответчик Гапонов В.М. в судебном заседании исковые требования признал полностью, последствия признания иска, предусмотренные статьёй 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчику разъяснены и понятны.
Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Администрации Новгородской области от 23 января 1997 года №21 «О памятниках истории и культуры» Дом жилой, XIXв., расположенный по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, ул. Комсомола, д. 33, отнесен к памятникам истории и культуры местного значения (л.д. 11-13).
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2017 года № 109981-р указанный объект культурного наследия регионального значения зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен номер 531711019850005 (л.д. 14).
На основании приказа от 12 мая 2022 года № 104 инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIXв., расположенный по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, ул. Комсомола, д. 33 (л.д. 19-22), согласно которому предметом охраны объекта являются местоположение и градостроительные характеристики здания.
Согласно приказу от 27 октября 2023 года № 241 инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области утверждены границы и режим использования территории указанного объекта культурного наследия регионального значения (л.д. 23-25).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 октября 2023 года (л.д. 26-30), собственником указанного объекта культурного наследия регионального значения является Гапонов В.М.
Представителем истца 10 октября 2023 года проведено выездное обследование технического состояния указанного объекта культурного наследия, в ходе которого установлено, что он находится в удовлетворительном состоянии. В ходе осмотра выявлены следующие нарушения: отслоение штукатурно-красочного слоя со стороны западного и южного фасадов; частичная деструкция кирпичной кладки со стороны западного фасада; следы плесени на фасадах здания; вертикальная трещина на стене восточного фасада; отсутствие системы водостока; с западной и южной стороны трава произрастает вплотную к зданию; на примыкающих к восточному фасаду въездных воротах самовольно нанесены надписи; частичная деструкция кирпичной кладки въездных ворот; отслоение штукатурно-красочного слоя фасадов въездных ворот, что подтверждается протоколом осмотра № 570 от 10 октября 2023 года и фото таблицами (л.д. 31-33).
По результатам выездного обследования технического состояния объекта культурного наследия 16 января 2024 года собственнику объекта направлялась информация о недопустимости нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и предлагалось обратиться в инспекцию для получения охранного обязательства на памятник, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести ремонтные работы по приведению объекта в нормативное состояние (л.д.34). Однако информация о принятых собственником мерах по сохранению объекта культурного наследия в адрес инспекции не поступала.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2022 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее ФЗ №73-ФЗ).
Согласно ст. 1 ФЗ № 73-ФЗ предметами регулирования Закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 3 ст. 2 ФЗ № 73-ФЗ гражданским законодательством Российской Федерации регулируются только имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Определением от 09.12.2014 N 2755-0 Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно преамбуле к Федеральному закону № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 6 ФЗ № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях указанного закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с Положением об инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области, утвержденного постановлением правительства Новгородской области от 17 ноября 2016 года № 405 инспекция осуществляет меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия.
На основании п. 1 ст. 11 ФЗ № 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. 1 ст. 40 ФЗ № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно п. 1 ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 2 ст. 2 ФЗ № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.
Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
При таком положении требования истца сформулированы верно и в рамках Федерального закона № 73-ФЗ, имеют ссылку на ст. 45 названного закона, которая регламентирует порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, что позволит поэтапно восстановить устранить нарушения, отраженные в протоколе осмотра от 10 октября 2023 года № 570.
В соответствии со статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком Гапоновым В.М., поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, ответчику разъяснены последствия признания иска, предусмотренные частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о чём указано в соответствующем заявлении.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIXв., расположенный по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, ул. Комсомола, д. 33, требует проведения работ по его сохранению, учитывая признание иска ответчиком, принятие признания иска ответчиком, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Часть 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанные в исковом заявлении сроки, в течение которых истец просит обязать ответчика выполнить указанные требования, являются разумными, отвечают требованиям реального исполнения решения суда. Кроме того, ответчик не лишен права в случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 11, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области удовлетворить.
Обязать Гапонова В.М., СНИЛС №,
в течение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации либо рабочих чертежей по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIX в., расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, ул. Комсомола, д. 33;
в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу при наличии разработанной документации по сохранению указанного объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIX в., расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, ул. Комсомола, д. 33, провести работы по его сохранению;
о проведенных работах по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIX в., расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, ул. Комсомола, д. 33, уведомить инспекцию.
Взыскать с Гапонова Владимира Михайловича в доход бюджета Солецкого муниципального округа Новгородской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд Новгородской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Председательствующий Н.В. Кулёва