? РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Куйтун 27 июля 2022 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А.,
с участием представителя истца Хизовец Т.В., ответчика Кондратьевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-314/2022 по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» к Кондратьевой В. С. о взыскании денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, использованных не по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» обратилось в суд с исковым заявлением к Кондратьевой В.С. о взыскании денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, использованных не по целевому назначению. Исковые требования мотивированы тем, что Кондратьева В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ обратилась в областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» (далее - учреждение) с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ №, Кондратьевой B.C. была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, ДД.ММ.ГГГГ был заключен социальный контракт № (далее - Контракт) на срок с 01.12.2021г. по 30.11.2022г.., в соответствии с которым Кондратьевой B.C. была предоставлена государственная социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей.
В соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-03 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренной программой социальной адаптации.
Согласно разработанной к Контракту программы социальной адаптации, Кондратьева B.C. как лицо, получающее помощь на осуществление предпринимательской деятельности обязана:
- встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя;
- приобрести в период Контракта основные средства для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить в учреждение подтверждающие документы;
- осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия Контракта с предоставлением соответствующих сведений;
- в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности уведомить учреждение социальной защиты.
10.12.2021г. Кондратьева B.C. зарегистрировалась в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, о чем представила подтверждающие сведения.
Следующим этапом осуществления программы социальной адаптации было запланировано приобретение основных средств для осуществления предпринимательской деятельности. Кондратьева B.C. выполнила данное мероприятие не в полном объеме, не все основные средства были приобретены, отчет о произведенных расходах в соответствии с требованиями не представлен, чем ею были нарушены обязательства, предусмотренные пп. «в» п.4.1.2. Контракта.
Итоговым (основным) мероприятием согласно утвержденной программы социальной адаптации является предоставление услуг населению и предоставление в учреждение чеков об оказании услуг населению (срок исполнения мероприятия с 01.02.2022г. по 30.11.2022г.). Кондратьева B.C., в нарушение данного мероприятия, документы, подтверждающие осуществление ею предпринимательской деятельностью, в учреждение не представляла.
Неоднократный выезд специалиста на место осуществления предпринимательской деятельности показал, что деятельность Кондратьевой B.C. на момент выезда не осуществлялась, арендованное помещение было закрыто, по результатам внешнего обследования через оконные проемы установлено, что оборудование практически отсутствует. Посредством телефонной связи Кондратьева B.C. неоднократно вызывалась в учреждение, кроме того, в ее адрес направлялись уведомления с просьбой явиться в учреждение для отчета по Контракту и претензии о возможном досрочном расторжении Контракта. Но все вызовы Кондратьева B.C. игнорировала, в учреждение не являлась, меры по предоставлению отчета по соц.контракту не предпринимала.
С целью осуществления мониторинга выполнения мероприятия, предусмотренного программой социальной адаптации и условий Контракта в рамках межведомственного взаимодействия, была запрошена информация в Федеральной налоговой службе, по результатам поступившей информации установлено, что Кондратьевой B.C. сведения о полученных доходах от предпринимательской деятельности в налоговую службу не подавались, что свидетельствует о том, что Кондратьева B.C. предпринимательской деятельностью не занимается. Следовательно, данное обстоятельство подтверждает, что денежные средства, полученные в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельностью Кондратьевой B.C. были использованы не по целевому назначению.
В соответствии с пп. «а» п.3.3.2. Контракта 13.05.2022г. учреждением было принято решение № досрочно расторгнуть Контракт с Кондратьевой B.C. в одностороннем порядке по причине невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. В адрес Кондратьевой B.C. было направлено уведомление о расторжении Контракта по причине установления фактов нецелевого расходования денежных средств и о необходимости возвратить денежные средства в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей в бюджет Иркутской области. По истечению установленного срока Кондратьева B.C. в учреждение не явилась, меры по добровольному возвращению денежных средств не предприняла.
В случае неисполнения условий социального контракта Управление обязано взыскать с получателя денежные средства, направленные не на цели осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.
Поскольку Кондратьева B.C. нарушила условия социального контракта, получив денежные средства в рамках социального контракта, не выполнила свои обязательства, не предоставила документы, подтверждающие осуществление оказания услуг населению, истец просит взыскать с Кондратьевой В.С. денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей в бюджет Иркутской области.
Представитель истца Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» по доверенности Хизовец Т.В. исковые требования поддержала и пояснила, что до настоящего времени денежные средства, полученные Кондратьевой, не возвращены в бюджет Иркутской области в добровольном порядке. Те нарушения, которые она допустила, не исправлены. Отчет до настоящего времени не представлен в полном объеме. Основная цель социального контракта предоставление косметических услуг населению, фактически Кондратьева их не предоставляет. Отчет ответчик должна была предоставить до ДД.ММ.ГГГГ. Она попыталась сдать отчет, но было установлено, что ею не приобретены все средства, которые были предусмотрены программой социальной адаптации. Специалистами учреждения было предложено Кондратьевой представить чеки по приобретению средств. Кондратьева ушла и не возвратилась, отчет не доработала. После этого специалист неоднократно уведомляла ее о том, что отчет не принят учреждением и что необходимо донести необходимые документы. Кондратьева данную информацию игнорировала, не являлась в учреждение и отчет до сих пор не принят учреждением. Договор аренды она представляла. Выезд специалистов показывал о том, что арендованное помещение на момент выезда было закрыто. Через оконные проемы специалист видела, что было пустое. По внешнему виду было видно, что оно недействующее. Также она должна была предоставлять чеки о том, что в налоговый орган отчитывается о доходах ежемесячно. Она этого не делала. Посредством межведомственного взаимодействия запрашивали в налоговом органе сведения о доходах Кондратьевой, на что пришла информация о том, что сведения не поступали, то есть это подтверждает то, что она не занимается индивидуальной деятельностью.
Ответчик Кондратьева В.С. исковые требования не признала и пояснила, что салон она открыла. Помещение сняла в аренду, там и работала. К ней никто не приезжал, не проверял. Она до настоящего времени не предоставила отчет по выплатам на 70 000 рублей.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В силу положений ст. 8, ст. 307 Гражданского кодекса РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является, в том числе, договор.
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи» предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (части 1, 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи").
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. (статья 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания либо через многофункциональный центр по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ " О государственной социальной помощи").
Судом установлено, Кондратьева В.С. обратилась с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ между ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» и Кондратьевой В.С. заключен социальный контракт № (далее - Контракт) на срок с 01.12.2021г. по 30.11.2022г.., в соответствии с которым Кондратьевой B.C. была предоставлена государственная социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей.
Предметом настоящего социального контракта является сотрудничество между УСЗН и Заявителем по реализации программы социальной адаптации в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-03 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области», государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Пунктом 4.1.2. установлены требования к конечному результату, которые заключаются в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности, Кондратьева B.C. как лицо, получающее помощь на осуществление предпринимательской деятельности обязана:
- встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя;
- приобрести в период Контракта основные средства для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить в учреждение подтверждающие документы;
- осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия Контракта с предоставлением соответствующих сведений;
- в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности уведомить учреждение социальной защиты.
Настоящий социальный контракт заключается на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и вступает в силу со дня подписания его Сторонами.
Частью 6.1. предусмотрена ответственность заявителя за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с социальным контрактом и с действующим законодательством.
Согласно справке о произведенных выплатах за период с декабря 2021 года по декабрь 2021 года, Кондратьева В.С. социальную выплату в размере 250000 руб. получила ДД.ММ.ГГГГ, путем перечисления денежных средств на счет № Иркутского отделения Сбербанка №.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестра индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица Кондратьевой В.С. в качестве индивидуального предпринимателя за государственным регистрационным номером №.
Согласно сведениям с сайта ФНС, Кондратьевой B.C. сведения о полученных доходах от предпринимательской деятельности в налоговую службу не подавались.
Из материалов дела следует, что неоднократный выезд специалиста на место осуществления предпринимательской деятельности показал, что деятельность Кондратьевой B.C. на момент выезда не осуществлялась, арендованное помещение было закрыто, по результатам внешнего обследования через оконные проемы установлено, что оборудование практически отсутствует. Посредством телефонной связи Кондратьева B.C. неоднократно вызывалась в учреждение, кроме того, в ее адрес направлялись уведомления с просьбой явиться в учреждение для отчета по Контракту и претензии о возможном досрочном расторжении Контракта. Но все вызовы Кондратьева B.C. игнорировала, в учреждение не являлась, меры по предоставлению отчета по соц.контракту не предпринимала.
Решением Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» № от ДД.ММ.ГГГГ Контракт с Кондратьевой B.C. в одностороннем порядке расторгнут по причине невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, пп. «а» п.3.3.2.
Требование истца от ДД.ММ.ГГГГ о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, оставлено Кондратьевой В.С. без внимания.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 ст. 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 2.1 ст. 10 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи" орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Поскольку ответчик Кондратьева В.С. не выполнила мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, а именно не представила в полном объеме документы, подтверждающие приобретение основных средств на сумму 250 000 рублей, то есть отчет о расходовании денежных средств, а также не предоставляла в учреждение чеки об оказании услуг населению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком Кондратьевой В.С. не представлено доказательств выполнения ею мероприятий, предусмотренных Программой социальной адаптации.
При таких обстоятельствах требования к Кондратьевой В.С. заявлены обоснованно.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» удовлетворить полностью.
Взыскать с Кондратьевой В. С. (паспорт серия № №, выдан ГУ МВД России по Иркутской области, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ) денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, в размере 250 000 рублей 00 копеек в бюджет Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.П. Степаненко