Дело № 12-59/2022
РЕШЕНИЕ
24 ноября 2022 года г. Котельниково
Судья Котельниковского районного суда Волгоградской области
Жарков Е.А., рассмотрев в помещении Котельниковского районного суда Волгоградской области жалобу ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» на постановление по делу об административном правонарушении № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года Главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору Рак В. Н. по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ»,
установил:
постановлением Главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору Рак В. Н. (далее Главный инспектор МЧС) № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года юридическое лицо – ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Котельниковский районный суд Волгоградской области, ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» оспаривается законность и обоснованность постановления Главного инспектора МЧС № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года, указывая на то, что назначенное наказание является чрезмерно суровым, не отвечающим целям и задачам КоАП РФ. Просит суд изменить постановление Главного инспектора МЧС № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года в части назначенного наказания, заменив штраф на предупреждение или уменьшить сумму штрафа согласно статье 4.1 КоАП РФ на половину минимального размера штрафа, установленного санкцией.
В дополнении к жалобе указывается на принятие ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности, однако в виду отсутствия финансирования невозможности их устранения, в связи с чем, просит постановление Главного инспектора МЧС № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года отменить.
В судебном заседании представитель ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» Мамедов В.В. оглы доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Главный инспектор МЧС Рак В.Н. в судебном заседании подтвердил обстоятельства вынесения постановления № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года, возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны, прихожу к следующему.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ), нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из материалов дела, 14 сентября 2022 года в 10 часов 30 минут в основном здании и помещениях ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ», расположенных по адресу: 404354, <адрес>, на основании требования прокуратуры волгоградской области о проведении внеплановой проверки от 22 августа 2022 года № 7/1-37-2022, при проведении внеплановой выездной проверки выявлены допущенные юридическим лицом нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- руководителем организации не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - ППР в РФ));
- руководителем организации не предоставлена документация о проведении ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, при эксплуатации этих средств сверх установленного срока службы (пункт 54 ППР в РФ; статья 4 и статья 6 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ);
- руководителем организации не предоставлен журнал эксплуатации систем противопожарная защиты (пункт 54 ППР в РФ);
- руководителем организации не предоставлен регламент технического обслуживания системы противопожарной защиты (пункт 54 ППР в РФ);
- система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (часть 1 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- руководителем организации для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть организованы оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения) (часть 3 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке (пункт 54 ППР в РФ»).
По результатам проверки инспектором МЧС 14 сентября 2022 года был составлен протокол об административном правонарушении № 23-61/2022/1.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 19 сентября 2022 года, с участием Главного врача ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» Кочетковым Д.Ю., уполномоченным должностным лицом - Главным государственным инспектором Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору Рак В.Н., ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Факт совершения ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств: решением о проведении выездной проверки от 02 сентября 2022 года (внеплановой, на основании требования прокурора), актом выездной внеплановой проверки от 14 сентября 2022 года, требованием о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений, протоколом осмотра от 14 сентября 2022 года с фототаблицей, предписанием № 023/79-В/3 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, протоколом об административном правонарушении от 14 сентября 2022 года № 23-61/2022/1.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
При данных обстоятельствах учитывая, что вина ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» в совершении правонарушения Главным инспектором МЧС установлена, юридическое лицо является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы Главного инспектора МЧС о наличии в действиях ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» признаков состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Доводы жалобы о том, что у ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» не имеется достаточного финансирования для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, не могут быть приняты во внимание, поскольку не указывают на принятие ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» всех зависящих мер по устранению нарушений, о чем указано в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом ответов на письма, а равно доказательств получения Комитетом здравоохранения Волгоградской области обращений ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года не усматривается.
Вместе с тем, доводы жалобы о наличии оснований для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания нахожу заслуживающими внимание.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
В санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, в том числе, административное наказание в виде предупреждения. О возможности назначения наказания в виде предупреждения также указано в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года».
Назначая ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» административное наказание, должностное лицо не мотивировало необходимость назначения наказания в виде административного штрафа при наличии иного вида наказания.
Должностным лицом не принято во внимание, что в перечне о запрете замены штрафа на предупреждение вменяемое правонарушение не указано, ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» правонарушение совершено впервые, ранее оно к административной ответственности не привлекалось и сведений о ранее совершенных названным лицом правонарушениях и о системности такого рода нарушений в материалы дела не представлено, обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, а его юридический статус в данном случае не должен препятствовать изменению вида назначенного наказания.
При этом, поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что имеются основания для изменения постановления по делу об административном правонарушении № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года в части назначенного ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» наказания путем замены административного штрафа в размере 300 000 рублей на предупреждение.
Назначение административного наказания в виде предупреждения соответствует характеру допущенного ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
В связи с вышеизложенным, следует постановление по делу об административном правонарушении № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года Главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору Рак В.Н. по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» изменить, заменив назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 КоАП РФ, судья Котельниковского районного суда Волгоградской области
решил:
жалобу ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» – удовлетворить частично.
Постановление по делу об административном правонарушении № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года Главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору Рак В. Н. по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» – изменить, заменив назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление по делу об административном правонарушении № 23-61/2022/3 от 19 сентября 2022 года Главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору Рак В. Н. по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ» оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, со дня получения или вручения копии решения, через Котельниковский районный суд Волгоградской области.
Судья Е.А. Жарков