Дело № 2-144/2024
22RS0066-01-2023-002783-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 г. г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Яковченко О.А.
при секретаре Райман А.С.
с участием прокурора Сергеевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай к АО «Барнаулэнергосервис» о признании права собственности отсутствующим, признании имущества федеральной собственностью,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай с иском к АО «Барнаулэнергосервис», в котором, с учетом уточнения, просит признать право собственности АО «Барнаулэнергосервис» на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер №№), расположенное в части подвала административно-бытового здания с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., отсутствующим; признать право собственности Российской Федерации на указанное защитное сооружение гражданской обороны.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что в соответствии с паспортом инвентаризационной карточки защитного сооружения гражданской обороны, подвал здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> соответствует по своим характеристикам защитному сооружению гражданской обороны №№.
В ходе осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ с участием сотрудника ТО НД и ПР №1 УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Алтайскому краю установлено, что указанное подвальное помещение обладает признаками защитного сооружения гражданской обороны.
Указанное здание принадлежит на праве собственности АО «Барнаулэнергосервис», право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Барнаульская горэлектросеть». Часть имущества, в том числе спорное здание, были переданы АО «Барнаулэнергосервис» по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 2.2.2 раздела 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 №2980-1, объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения относились к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 №359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение.
До вступления в силу указанной Государственной программы приватизации от 24.12.1993 приватизация объектов гражданской обороны была возможна только по решению Правительства Российской Федерации
Таким образом, спорное защитное сооружение гражданской обороны №№ является федеральной собственностью и не подлежало приватизации, либо переходу в частную собственность на ином основании, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Сергеева И.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежаще.
Представитель ответчика Давыдов А.В. возражал против исковых требований, полагал, что спорный объект не соответствует паспорту убежища, поскольку объект недвижимости находится в составе общей собственности, а площадь защитного сооружения не выделена и существенно меньше общей площади помещения. Также указывал на несоответствия в документах, в связи с чем считает, что паспорт выдан не на спорный объект.
Третьи лица Управление Алтайского края по делам ГО, ЧС и пожарной безопасности, Управление по делам ГО и ЧС г. Барнаула, ООО «Барнаульская сетевая компания», АО «Барнаульская горэлектросеть» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Положения о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Росимущества от 23.06.2023 N 131 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Материалами дела установлено, что по результатам обследования, проведенного помощником прокурора Железнодорожного района г. Барнаула с участием старшего инспектора ОНД и ПР по Железнодорожному району ТО НД и ПР №1 УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Алтайскому краю, составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что подвальное помещение здания расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Крупской, 171, обладает признаками защитного сооружения гражданской обороны, в том числе: заглубленность помещения, при входе в помещение установлены металлические (герметичные) двери с резиновыми уплотнителями и винтовыми запорами, помещение оборудовано системой вентиляции воздуха с принудительным побуждением.
В ходе осмотра, а также изучения паспорта и инвентаризационной карточки защитного сооружения гражданской обороны, представленных МУП «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула», удалось идентифицировать принадлежность спорного объекта к инвентарному номеру №.
Из инвентаризационной карточки защитного сооружения гражданской обороны №№ следует, что объект числится как подвальное помещение, принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь объекта составляет <данные изъяты> кв. м, находится в частной собственности ООО «Барнаулэнергосервис».
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество правообладателем имущества – административно-бытового здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № является АО «Барнаулэнергосервис», право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола внеочередного общего собрания акционеров.
В обоснование возражений АО «Барнаулэнергосервис» указывает на то, что АО «Барнаулэнергосервис» было создано ДД.ММ.ГГГГ в форме выделения из ОАО «Барнаульская горэлектросеть», в связи с чем в пользу АО «Барнаулэнергосервис» была передана часть имущества ОАО «Барнаульская горэлектросеть» по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе административно-бытовое здание по адресу: <адрес>.
Согласно выписке ЕГРН, выписке из технического паспорта на здание, назначение спорного объекта – нежилое, административно-бытовое здание, площадью <данные изъяты> кв.м. Помещение с назначением «защитное сооружение гражданской обороны» в выписке экспликации к поэтажному плану здания отсутствует.
В отношении спорного объекта с характеристиками защитного сооружения гражданской обороны №№ договор ответственного хранения между отчуждателем и ответчиком не заключался.
В дополнительных пояснениях ответчик указывает, что спорный объект не является объектом гражданской обороны, не соответствует паспорту №№, а также отсутствуют документы, подтверждающие нахождение данного объекта на балансе АО «Барнаулэнергосервис».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта №№, по результатам исследования подвальные помещения административно-бытового здания литер АА1 (поз. 2-8, 11-21) по <адрес>, являющиеся частью здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., совпадают с техническими характеристиками, указанными в паспорте убежища №№, в части адреса, расположения в здании, типа убежища, количество входов, количество аварийных выходов, количество герметично-защитных дверей, наличии изолированных систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации, наличию системы вентиляции (количество вентиляторов, калориферов, наличию фильтров), наличию противовзрывных устройств, площади, определенной по размерам осям защитного сооружения инв №№ (Приложение №2).
По результатам исследования подвальные помещения административно-бытового здания литер АА1 (поз. 2-8, 11-21) по <адрес>, являющиеся частью здания с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., не совпадают с техническими характеристиками, указанными в паспорте убежища №№, в части общей площади, общего объема.
На дату осмотра в помещении кабинета (поз. 5) подвала административно-бытового здания литер АА1 по <адрес> (кадастровый номер № имеются информационные стенды о защитных сооружениях ГО с документацией убежища №№ ООО «БСК», в т.ч. лист проектной документации Алтайского крайисполкома проектного института Алтайгражданпроект г. Барнаул «Вентиляция плана подвала на отметке -4,400» служебно-бытового корпуса (ниже отметки 0,000) ремонтно-производственные мастерские «Горэлектросети» в кв.№ г. Барнаула с надписью «План защитного сооружения (инв.№№)» (см. Приложение №2).
Согласно листу проектной документации «Вентиляция плана подвала на отметке - 4,400» служебно-бытового корпуса (ниже отметки 0,000) ремонтно-производственные мастерские «Горэлектросети» в кв.№ г. Барнаула (см. Приложение№2):
- внутренняя планировка (конфигурация) помещения подвала административно-бытового здания литер АА1 (кадастровый номер №) по <адрес> соответствует внутренней планировке листу проектной документации.
- местоположение и количество входов с лестничной клетки, аварийного выхода из подвала административно-бытового здания литер АА1 (кадастровый номер №) по <адрес> соответствует местоположению, количеству входов, аварийных выходов листу проектной документации.
- местоположение помещений вентиляционных, кабинета, санузлов, душевых подвала административно-бытового здания литер АА1 (кадастровый номер №) по <адрес> соответствует - местоположению вентиляционных, «штаб», душевые, санузлы листу проектной документации.
- высотная отметка помещений подвала административно-бытового здания литер АА1 (кадастровый номер №) по <адрес> составляет 4,25м относительно пола первого этажа административно-бытового здания, что не соответствует отметки подвала листу проектной документации на (4,4-4,25) 0,15м.
На дату осмотра подвальные помещения, соответствующие листу проектной документации Алтайского крайисполкома проектного института Алтайгражданпроект г. Барнаул «Вентиляция плана подвала на отметке -4,400» служебно-бытового корпуса (ниже отметки 0,000) ремонтно-производственные мастерские «Горэлектросети» в кв.№ г. Барнаула с надписью «План защитного сооружения (инв.№№)» расположены в административно-бытовом здании литер АА1 по <адрес> (кадастровый номер №) с количеством надземных этажей - 3. Надстроя (строительство) 4-го этажа административно-бытового здании литер АА1 по <адрес> (кадастровый номер №) не производилось.
Эксперт отмечает, что согласно сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 81,82 т.1) нежилое административно-бытовое здание по <адрес> (кадастровый номер 22:63:000000:432) площадью <данные изъяты> кв.м. указано общее количество этажей (надземных и подземных) - 4, в т.ч подземных - 1.
По результатам данных экспертного осмотра подвальных помещений, расположенных в административно-бытовом здания литер АА1 (кадастровый номер №) по адресу: <адрес> данных технического паспорта на административно-бытовое здание литер АА1 по ул. <адрес> по состоянию на дату обследования <адрес> г., данных паспорта убежища №№ установлено, что часть подвала административно-бытового здания по <адрес> (кадастровый номер №) по объемно-планировочным решениям раздела 5 СП 88.13330.2022 (наличие помещений тамбуров, фильтровентиляционных и вентиляционных помещений, сан.узла, душевых, наличию количество входов и аварийных выходов), по конструктивным решениям раздела 5 СП 88.13330.2022 (помещение подвала расположено ниже поверхности земли; по наличию металлических защитных дверей с механизмами задраивания на входах и выходе; по наличию изолированных систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, систем вентиляции помещений подвала (с оборудованием вентиляторов, воздуховодов, фильтров); наличию противовзрывного устройства в камерах фильтров; в отсутствии в помещении подвала систем водоснабжения, канализации, теплоснабжении, электроснабжении от вышерасположенных этажей здания; материалу стен – монолитные железобетонные, перекрытие – сборные железобетонные плиты, местами монолитные участки, полы – бетонные), по наличию паспорта убежища №№ по <адрес>, помещения поз. 2-9, 11-21 площадью <данные изъяты>.м. (площадь изолированных помещений от других помещений подвала герметичными дверями) относятся к защитным сооружениям гражданской обороны (убежище).
В результате экспертного осмотра подвальных помещений (помещения поз. 2-9, 11-21 площадью 351,7 кв.м), расположенных в административно-бытовом здании (кадастровый номер №) по адресу: <адрес>, выявлено:
- техническое состояние ограждающих конструкция подвала оценивается как работоспособное (категория технического состояния, при котором некоторые параметры оцениваемых показателей не отвечают требованиям проекта, но имеющиеся нарушения не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность с учетом влияния дефектов и повреждений обеспечивается) – местами поверхность потолка и верхняя часть внутренней поверхности наружных стен имеет следы воздействия воды (частично нарушена гидроизоляция) что не соответствует требованиям п.4.21, п.5.6.1 СП 88.13330.2022.
- помещения подвала и аварийного выхода находятся в сухом состоянии, защитно-герметичные двери находятся в открытом состоянии на деревянных подставках, запирающие устройства дверей в рабочем состоянии (требуется плановое обслуживание механизмов), шахта аварийного выхода и наружных воздухозаборных устройств находятся в исправном состоянии, наличие сквозных отверстий или проемом в ограждающих конструкциях отсутствуют, имеется оборудование ЗС ГО, внутренняя отделка помещений подвала выполнена из негорючих материалов, что соответствует требованиям п. 3.2.2-3.2.8 Приказа МЧС от 15.12.2002г. №583.
- помещения подвала обеспечены изолированными и находящимися в работоспособном состоянии системами вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, что соответствует п. 12.1.1, п. 12.2.1, п. 12.2.20, п. 12.6.6, п. 12.6.2, п. 13.1.1., п.3.2.1 СП 88.13330.2022, п. 3.2.11 Приказа МЧС от 15.12.2002г. №583.
По результатам анализа данных экспертного осмотра подвальных помещений (помещения поз. 2-9, 11-21 площадью 351,7 кв.м.) административно-бытового здания (кадастровый номер №) по <адрес> установлено, что данные помещения подвала соответствует требованиям СП 88.13330.2022 и по техническому состоянию как объект защитного сооружения гражданской обороны (убежище) согласно Приказа МЧС России № 15.12.2002 №583 частично готовы к эксплуатации (необходим текущий ремонт по восстановлении гидроизоляции помещений, замене фильтров и средств регенерации в вентиляционной системе, работы по обслуживанию средств задраивания защитных дверей и т.п.).
Эксперт отмечает, что, согласно акта инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО по <адрес> инв.№№ от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 175, 176 т.1) следует, что ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1986 г. и предназначалось для укрытия наибольшей работающей смены Ремонтно-производственной мастерской Горэлектросети. В настоящее время в собственности ОАО «Барнаулэнергосервис» от ДД.ММ.ГГГГ г., передано в аренду ООО «Барнаульская сетевая компания». Фактическое состояние ЗС ГО и его готовность к приему укрываемых: защитно-герметичные двери в удовлетворительном состоянии, удовлетворительное состояние лестничных проходов, фильтры-поглотители с истекшим сроком эксплуатации, система энергоснабжения исправна, состояние инженерно-технических систем в удовлетворительном состоянии, выявлены протечки в помещениях для укрываемых, противовзрывные устройства (МЗС) в удовлетворительном состоянии отместка здания не нарушена. ЗС считать ограничено готовым к приему укрываемых.
В связи с расположением административно-бытового здания литер АА1 (кадастровый номер №) по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>), помещения подвала административно-бытового здания с кадастровым номером № - помещения поз. 2-9, 11-21 площадью 351,7 кв.м. (площадь изолированных помещений от других помещений подвала герметичными дверями) относящиеся к защитным сооружениям гражданской обороны (убежище №№ располагаются по адресу: г<адрес>
Суд, оценивая экспертное заключение по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности с иными материалами дела, исходит из того, что эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующее образование, опыт работы, оснований сомневаться в правильности и объективности сделанных экспертом выводов у суда не имеется.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Семенов В.А. пояснил, что общая площадь всего административно-бытового здания, расположенного по адресу: <адрес>, вместе с подвалом составляет <данные изъяты> кв.м. В подвале указанного здания расположено защитное сооружение, которое изолировано железными ставнями и относится к объектам гражданской обороны площадью <данные изъяты> кв.м. В технической документации и технических паспортах административно-бытового здания не отображены аварийные выходы, забор воздуха, однако фактически они имеются и необходимы для дальнейшей эксплуатации объекта в качестве защитного сооружения гражданской обороны.
Таким образом, спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшим на момент регистрации права собственности, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению Верховного
Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях N 1-3 к Постановлению N 3020-1 от 27.12.1991 прямо не поименованы.
Вместе с тем, общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1309 от 29.11.1999 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Разрешая заявленные требования, суд полагает необходимым отметить, что убежище имеет особый статус – объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования.
Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что защитные
сооружения гражданской обороны могут быть расценены как объекты инженерной
инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, соответственно, пункт 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" подлежит применению, в том числе, в отношении спорного объекта.
В соответствии с п. 3 раздела 2 ч. II "Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", утвержденных Указом Президента Российской Федерации N 341 от 29.12.1991 приватизация объектов гражданской обороны осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Об этом также следует из пункта 2.2.2 раздела 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980-1, объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения относились к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не принимало решения о приватизации спорного объекта гражданской обороны, следовательно, он из состава федеральной собственности не выбывал, в установленном порядке из федеральной собственности в собственность ответчика не передавался.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании
права собственности (пункт 58 Постановления).
Согласно пункту 2.4 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 583 от 15.12.2002 инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения защитного сооружения гражданской обороны и копии паспортов сооружений.
Согласно материалам дела спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны, инвентарный №22/27-Ж.
Присвоение защитным сооружениям гражданской обороны инвентарного номера свидетельствует о его постановке на учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доказательств, свидетельствующих об утрате спорными помещениями статуса защитных сооружений гражданской обороны, и использовании указанного помещения в производственной деятельности ответчиком суду не представлено.
Тот факт, что спорный объект, согласно заключению эксперта, по своему техническому состоянию частично готов к эксплуатации, правового значения для рассмотрения дела не имеет, как не имеет правового значения тот факт, что он не выделен в отдельный объект.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что на момент передачи ответчику спорный объект имел статус защитного сооружения гражданского обороны, и регистрационная запись о праве собственности ответчика нарушает права собственника – Российской Федерации, поскольку объект – защитное сооружение гражданской обороны из федеральной собственности не выбывал.
Согласно абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В данном случае право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку согласно записи в ЕГРП спорный объект принадлежит на праве собственности ответчику.
Как указано выше, спорный объект находится в собственности Российской Федерации, и из ее владения не выбывал.
В связи с чем, истец вправе оспаривать зарегистрированное право только путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Доводы возражений ответчика объективно не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергаются установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем судом не принимаются, поскольку установлено, что в собственности ответчика находится защитное сооружение гражданской обороны с кадастровым номером №, которое относится к объектам федеральной собственности, приватизация которых была запрещена.
С учетом того, что спорное недвижимое имущество является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона, в материалах дела отсутствуют доказательства выбытия в установленном порядке спорного помещения из федеральной собственности, само по себе внесение записи в ЕГРН, не означает выбытие его из законного владения Российской Федерации.
Отсутствие защитного сооружения гражданской обороны в составе казны Российской Федерации препятствует уполномоченному государственному органу осуществлять правомочия собственника в отношении данного имущества, в том числе, обязанности по его содержанию, а также реализации задач в области гражданской обороны
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай удовлетворить.
Признать право собственности АО «Барнаулэнергосервис» (ИНН 2221178853, ОГРН 1102225005794) на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер № №), расположенное в части подвала административно-бытового здания с кадастровым номером № (помещения поз. 2-9, 11-21), площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся по адресу <адрес>, отсутствующим.
Признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер № №), расположенное в части подвала административно-бытового здания с кадастровым номером № (помещения поз. 2-9, 11-21), площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся по адресу <адрес>,.
Взыскать с АО «Барнаулэнергосервис» (ИНН 2221178853, ОГРН 1102225005794) в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Барнаула.
Судья О.А. Яковченко