Дело № 5-1585/2021
64RS0043-01-2021-002808-98
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(Волжский районный суд г.Саратова)
г.Саратов, ул.Некрасова, 17)
25 мая 2021 года г. Саратов
Судья Волжского районного суда г. Саратова Даниленко А.А., при помощнике ФИО3
рассмотрев в судебном заседании в <адрес> дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, работающей МОУ «Гуманитарно-экономический лицей», гражданки РФ
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19 часов 00 минут до 21 часов 00 минут, в том числе, на территории <адрес> проводилось публичное мероприятие, имеющее признаки митинга, шествия, не согласованное с органами исполнительной власти муниципального образования «<адрес>». Перед началом вышеуказанного публичного мероприятия, по пути следования, в ходе проведения публичного мероприятия, через звукоусиливающее устройство, а именно мегафон, вынесено предупреждение о том, что данное публичное мероприятие является несогласованным с администрацией МО «<адрес>» и в случае продолжения действий, направленных на проведение и участие в публичном мероприятии граждане будут привлечены к административной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в период времени с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, принимала участие в публичном мероприятии и находясь по адресу: <адрес>, продолжила принимать участие в указанном публичном мероприятие, далее участвовала в публичном мероприятии на проспекте им. Кирова, у <адрес>, продолжила свое участие в нем после официального уведомления сотрудниками полиции о том, что публичное мероприятие не согласовано в установленном законом порядке, и о недопущении нарушения законодательства Российской Федерации в виде участия в несанкционированном публичном мероприятии, а именно своим поведением нарушал общественный порядок, чем нарушил требования ст.6,7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании ФИО1 указала, что активного участия в публичном мероприятии не принимала, слышала предупреждения сотрудников полиции, но не прекратила участие в публичном мероприятии.
Защитник ФИО1 указал, что видеозапись подтверждает доводы ФИО1 Просил учесть наличие несовершеннолетнего ребенка у ФИО1
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.5 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ).
Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.17, 19, 55 Конституции РФ, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Как установлено ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч.3 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19 часов 00 минут до 21 часов 00 минут, в том числе, на территории <адрес> проводилось публичное мероприятие, не согласованное с органами исполнительной власти муниципального образования «<адрес>», после неоднократного официального уведомления сотрудниками полиции о том, что публичное мероприятие не согласовано в установленном законом порядке, и о недопущении нарушения законодательства Российской Федерации в виде участия в несанкционированном публичном мероприятии, ФИО1 в период времени с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, участвуя в публичном мероприятии, находясь по адресу: <адрес>, не прекратила участие в указанном публичном мероприятии, далее продолжила участие на <адрес> до <адрес>, тем самым нарушила требования ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ об обязанности участника публичного мероприятия выполнять законные требования сотрудников органов внутренних дел прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятии.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении АМ № от ДД.ММ.ГГГГ, рапортами сотрудников полиции, справкой, фототаблицей, сведениями об отсутствии уведомления о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия, видеозаписью, иными материалами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценка доказательств производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Протокол об административном правонарушении, другие письменные материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, содержащимся в протоколе, рапортах сотрудников полиции, оснований не имеется, поскольку они не содержат противоречий и соотносятся друг с другом, в связи с чем, судья признает их допустимыми доказательствами.
Материалами дела подтверждено, что информация о нарушении установленного порядка проведения мероприятия до сведения участников публичного мероприятия, в том числе, до ФИО1 была неоднократно доведена сотрудниками полиции. Указанное, ФИО1 не оспаривалось. Полномочия сотрудников полиции и требования прекратить противоправные действия, высказанные в адрес участников несогласованного мероприятия, предоставлены последним Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции».
Признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо уголовно наказуемого деяния не усматривается.
Доводы ФИО1 о не участии в публичном мероприятии опровергаются видеозаписью, фотоматериалом, из которых следует, что на протяжении длительного периода времени ФИО1 принимала участие в публичном мероприятии на Театральной площади <адрес>, не прекратила свое участие в нем после предупреждения сотрудников полиции, продолжила дальнейшее участие в нем, дойдя от Театральной площади до <адрес> по проспекту Кирова <адрес>.
При таких обстоятельствах суд квалифицирует действия ФИО1 по ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях по признаку - участие ФИО1 в публичном мероприятии, несогласованном в установленном порядке, несмотря на предупреждения сотрудников органов внутренних дел о его несогласованности, после которых она должна была прекратить свое участие в нем.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, либо влекущих освобождение от административной ответственности, в том числе, по малозначительности правонарушения, судья не усматривает.
Учитывая общие правила назначения административного наказания, установленные обстоятельства дела, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 10 000 рублей, полагая, что данное наказание будет являться соразмерным содеянному и позволит достигнуть целей административного наказания, предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
постановил:
признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
иные данные
Настоящее постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья подпись А.А. Даниленко