Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 26 января 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-499/2024 (3а-3017/2023) по административному исковому заявлению Шевелева Дмитрия Николаевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 338 931 рубль,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 700 648 рублей,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 303 059 рублей,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 728 145 рублей,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 250 763 рубля,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 449 889 рублей,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 469 116 рублей,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (1116), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 395 920 рублей,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 648 363 рубля,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 397 953 рубля,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 391 986 рублей,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 9 436 685 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость которых определена по результатам очередной государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2021. С утвержденной кадастровой стоимостью каждого объекта административный истец не согласен, со ссылкой на рыночную стоимость объектов, определенную отчетом об оценке, указывая на ее экономическую необоснованность, влияющую на завышенную налоговую базу по налогу на имущество.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Тольятти, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», сутягин В.А., Чумакова Т.Н., извещенные в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В письменном отзыве на иск с учетом дополнений ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость спорных объектов, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты
Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец Шевелев Д.Н.. является собственником объектов недвижимого имущества - нежилых помещений:
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 166 кв.м, на праве долевой собственности с Сутягиным В.А.,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 233,7 кв.м, на праве долевой собственности с Сутягиным В.А.,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 114,5 кв.м,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 334,5 кв.м,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 111,9 кв.м,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 121,8 кв.м,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 162,3 кв.м,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (1116), площадью 124,3 кв.м,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 84,7 кв.м,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 136,2 кв.м,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 166,6 кв.м, на праве долевой собственности с Чумаковой Т.Н.,
- с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 599,1 кв.м.
В сведения ЕГРН внесена информация об утверждении кадастровой стоимости каждого объекта на основании приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 по состоянию на 01.01.2021:
- с кадастровым номером № в размере 5 050 614, 74 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 6 579 533, 71 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 3 672 761, 54 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 9 322 257, 44 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 3 501 890, 36 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 3 634 905, 41 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 4 373 741, 55 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 4 138 369, 62 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 2 878 711, 61 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 4 319 727, 37 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 4 857 223 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 14 930 710, 29 рублей.
Административный истец, являясь сособственником указанных объектов, обязан уплачивать налог на имущество, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Установление кадастровой стоимости помещений в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 26.12.2023 обратился с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной рыночной их стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке №№ 12/05-23/9-8 от 20.09.2023, 12/05-23/9-1 от 08.09.2023, 12/05-23/9-5 от 18.09.2023, 12/05-23/9-2 от 13.09.2023 независимой оценочной организации ООО «Независимый кадастровый центр» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 каждого объекта
- с кадастровым номером № в размере 2 391 986 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 9 436 685 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 3 338 931 рубль,
- с кадастровым номером № в размере 4 700 648 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 2 303 059 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 6 728 145 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 2 250 763 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 2 449 889 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 1 395 920 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 1 648 363 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 2 397 953 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 3 469 116 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленных отчетах об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого помещения равной его рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 26.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Шевелева Дмитрия Николаевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 338 931 рубль.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 700 648 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 303 059 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 728 145 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 250 763 рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 449 889 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 469 116 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (1116), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 395 920 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 648 363 рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 397 953 рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 391 986 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 9 436 685 рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 26.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2024.
Судья И.А. Щетинкина