Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2089/2023 ~ М-2322/2023 от 22.09.2023

УИД: 91RS0009-01-2023-003208-57

Дело № 2-2089/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2023 года                                                                           <адрес>

     Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Киоса Н.А.

при секретаре судебного заседания Кац Е.Е.

с участием истца Замышляева О.Н.

представителя истца Савченко Г.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Замышляева Олега Николаевича к администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Замышляев О.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение.

Требования мотивирует тем, что истец на основании дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указывал, что задолженность по оплате коммунальных платежей отсутствует. Ранее в приватизации не участвовал, исков о выселении истца из спорного помещения не предъявлялось, иные лица о своих правах на жилое помещение не заявляли. Обратившись в ДИЗО администрации <адрес>, истцом получено Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в передаче жилого помещения в собственность. Считает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы истца. Просил признать за Замышляевым О.Н. право собственности на жилое помещение - <адрес>, площадью 36,0 кв.м., жилой площадью 18,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. кадастровый , в порядке приватизации.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым.

Истец Замышляев О.Н., его представитель Савченко Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал рассматривать дело в его отсутствие, принять по делу решение в соответствие с нормами действующего законодательства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, с ходатайствами об отложении к суду не обращался.

Суд, выслушав истца и его предстаивтеля, изучив материалы дела, считает, что исковые требования Замышляева О.Н. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

На основании ст. ст. 35 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (пп. 1 п. 1); из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пп. 3 п. 1); в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (пп. 4 п. 1).

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права, признание судом принадлежности права конкретному лицу, служит основанием для разрешения возникших спорных ситуаций.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией <адрес> Республики Крым (Наймодатель) и ФИО5 (Наниматель), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в изолированной квартире общей площадью 36 кв.м, в том числе жилой площадью 18,9 кв.м. по адресу: <адрес>. Пунктом 3 договора определено, что в жилое помещение вселяется совместно с нанимателем члены его семьи: Замышляев О.Н. – супруг (л.д. 4-5)

Согласно свидетельства о смерти серии выданного ДД.ММ.ГГГГ. Евпаторийским городским отделом записи актов гражданского состояния Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым, актовая запись , ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 35)

Согласно дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. произведена замена нанимателя с ФИО5 на истца – Замышляева О.Н. (л.д. 6)

Как следует из материалов наследственного дела , оформленного к имуществу умершей ФИО6 истец Замышляев О.Н. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти супруги. Иных наследников нет (л.д.76-88)

Из справки о составе семьи и регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. выданной МУП «Управком «Уют», а также паспорта гражданина РФ Замышляева О.Н. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время по адресу: <адрес> зарегистрирован истец Замышляев О.Н. Иных зарегистрированных лиц не имеется (л.д. 7)

Предоставленные квитанции подтверждают содержание и оплату коммунальных услуг по спорному объекту недвижимости Замышляевым О.Н. (л.д. 93-117)

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами и иными актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения.

Статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, является договор социального найма.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статьей 62 ч. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации разъяснено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации – к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

27.06.2023г. Замышляев О.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о передаче ему в частную собственность занимаемое жилое помещение – однокомнатную квартиру. К заявлению также был приложен необходимый пакет документов. (л.д. 33-46)

Уведомлением Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Замышляеву О.Н. отказано предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования», по причине наличия в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Евпатория сведений о зарегистрированном праве собственности муниципального образования на 854/1000 доли от нежилого здания - общежития, расположенного по адресу: <адрес>, и в связи с наличием в статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрета на приватизацию жилых помещений в общежитиях. Также сообщается о планируемом переводе нежилого здания из статуса общежития в жилой дом после чего Замышляев О.Н. вправе воспользоваться правом на приватизацию (л.д. 10, 32)

В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» <адрес> принята в Российскую Федерацию.

Согласно ст. 23 Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии со ст. 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» настоящий Договор временно применяется с даты подписания (ДД.ММ.ГГГГ) и вступает в силу с даты ратификации.

Согласно Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 2479-6/14 «О некоторых вопросах национализации имущества» - домовладение на <адрес>, являющееся общежитием, расположенное на территории муниципального образования городской округ Евпатория, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности путем изъятия национализировано в собственность Республики Крым.

Общежитие, расположенное по адресу <адрес> в <адрес>, по распоряжению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р, передано из собственности Республики Крым в муниципальную собственность городского округа Евпатория.

Согласно Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -н «О приеме имущества из собственности Республики Крым и закреплении его за муниципальными унитарными предприятиями» спорное домовладение принято из собственности Республики Крым.

В соответствии с п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.

В силу ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

Документы, а также дата и основания включения данного жилого дома в состав специализированного жилищного фонда как общежитие муниципального образования <адрес> суду представлены не были.

Требованиями ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу статьи 11 указанного Закона - каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со статьей 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которым передан жилищный фонд.

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Таким образом, судом достоверно установлено, что жилой <адрес>, утратил свой статус как общежитие в связи с передачей его в муниципальную собственность. В результате чего у истца возникло право на приватизацию спорных жилых помещений и это право не зависит от смены собственника.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» -приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Установив указанные фактические обстоятельства дела, исходя из содержания п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, учитывая, что спорное жилое помещение не отнесено законом к объектам, не подлежащим приватизации, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за в предоставлении услуги по приватизации гражданами жилых помещений, является необоснованным и препятствует истцу реализовать свое право на приватизацию спорного жилого помещения.

Как усматривается из технического паспорта жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, жилое помещение имеет площадь 36 кв.м., жилую площадь 18,9 кв.м. и является изолированным (л.д. 11-14)

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ., <адрес> кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>, имеет площадь 36 кв.м., сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д. 15-17, 29-30)

Из представленных суду доказательств следует, что истец один проживает в спорной комнате, иные лица не претендуют на его приватизацию.

Как установлено судом и следует из материалов дела, занимаемая истцом квартира, переданная в 2015 году в муниципальную собственность, которую Замышляев О.Н. занимает на законных основаниях с 1997г., истец впервые обратился с требованием о приватизации жилого помещения и ранее своего права на приватизацию жилья не использовал, истец с момента передачи здания общежития в муниципальную собственность приобрел право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма (дополнительного соглашения к договору социального найм) и в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" суд приходит к выводу, что истец имеет право приобрести спорное недвижимое имущество в собственность.

Учитывая изложенное, требование истца о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес> площадью 36 кв.м., жилой площадью 18,9 кв.м., кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░–░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░>, ░░░░░░░░ 36,0 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 18,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>. ░░░░░░░░░░░ .

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░░.

       ░░░░░                 /░░░░░░░/                      ░.░. ░░░░░

2-2089/2023 ~ М-2322/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Замышляев Олег Николаевич
Ответчики
Администрация г.Евпатория
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатория
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Киоса Наталья Алексеевна
Дело на сайте суда
evpatoriya--krm.sudrf.ru
22.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2023Передача материалов судье
22.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее