Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2834/2023 ~ М-1830/2023 от 19.05.2023

Дело № 2-2834/2023

УИД 44RS0001-01-2022-002356-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2023 года         г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи         Комиссаровой Е.А.,

при секретаре                                      П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Островского района Костромской области в интересах Р.Е. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении медицинскими изделиями, взыскании суммы

установил:

Прокурор Островского района Костромской области обратился в суд в интересах Р.Е. с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Островского района проведена проверка по обращению Р.Е., в ходе которой установлено, что Р.Е., <дата> года рождения не обеспечивалась лекарственным препаратом дапаглифлозин («Форсига»)или эмпаглифлозин («Джардинс») в период с <дата> по <дата>.

Установлено, что Р.Е. является инвалидом , с <дата> года состоит на дсипансерном учете в ОГБУЗ «...» с диагнозом «...», «...». В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года « 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Р.Е. отказалась от получения набора социальных услуг на период с <дата>.

В период с <дата> по <дата> Р.Е. находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени ... ей поставлен диагноз по основному заболеванию Е11.7. Сахарный диабет 2 тип, инсулинтерапия, целевой гликированный гемоглобин 7%. Рекомендовано, среди прочего, соблюдать диету , отменен лекарственный препарат гликлазид, рекомендован прием лекарственного препарата дапаглифлозин («Форсига») 10 мг. утром или эмпаглифлозин «Джардинс») 25 мг. Утром.

Р.Е. регулярно наблюдается у участкового терапевта ОГБУЗ «Островская РБ», ежемесячно обращается к нему на амбулаторный прием, а также за выпиской льготных лекарственных препаратов, медицинских изделий. Из информации ОГБУЗ «Островская РБ» от <дата> следует, что лекарственный препарат «Форсига» 10 мг. впервые по назначению врача эндокринолога выписан Р.Е. <дата>. За весь период выписки с <дата> по <дата> включительно «Форсига» 10 мг. выписывался Р.Е. 6 раз. Согласно рекомендованной схеме лечения Р.Е. должна принимать по 1 таблетке в день, выписано 180 таблеток, что соответствует периоду с <дата> по <дата>.

<дата> Р.Е. обратилась на амбулаторный прием к терапевту ОГБУЗ «Островская РБ» за выпиской лекарственного препарата «Форсига» 10 мг. , однако на момент обращения данный лекарственный препарат отсутствовал в аптеке «Губернская» и на аптечной базе, поскольку не был закуплен по контракту Департаментом здравоохранения Костромской области. Только <дата> Р.Е. выписан необходимый ей по жизненным показаниям лекарственный препарат «Форсига», так как в тот день препарат по льготной программе лекарственного обеспечения поступил в аптеку «Губернская» <адрес>.

Таким образом, в период с <дата> по <дата> Р.Е. не обеспечивалась необходимым для нее по жизненным показаниям льготными лекарственными препаратами дапаглифлозин («Форсига») или эмпаглифлозин («Джардинс»).

<дата> в Департамент здравоохранения Костромской области ОГБУЗ «Островская РБ» отправлена заявка на препараты, закупаемые за счет средств областного бюджета по региональной льготе на 202 год, в том числе на препараты «Форсига» и «Аторвастатин». Соответсвующие заявки также направлялись в Отдел льготного лекарственного обеспечения ГУП «Костромская областная аптечная база» еженедельно, в том числе <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.

Р.Е. состоит в Регистре региональных льготников в связи с наличием заболевания «Сахарный диабет». Таким образом, пациентка имеет право на обеспечение льготными лекарственными препаратами по региональной программе льготного лекарственного обеспечения за счет средств областного бюджета. В феврале 2023 года лекарственный препарат «Форсига» проходил процедуру закупки по региональной программе льготного лекарственного обеспечения, что следует из информации Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> .

Исходя из медицинских показаний, в связи с заболеванием диабет Р.Е. ежемесячно необходимы 1 упаковка лекарственного препарата дапаглифлозин («Форсига») 10 мг. или эмпаглифлозин («Джардинс») 25 мг. .

Вместе с тем, указанными препаратами Р.Е. в период в <дата> по <дата> не обеспечена в связи с тем, что данные препараты не были закуплены Департаментом здравоохранения Костромской области в рамках льготного лекарственного обеспечения и отсутствовали на складе аптеки «Губернская» <адрес> ГУП «КОАБ»

В связи с тем, что указанные лекарственные препараты в аптеку «Губернская» <адрес> по программе льготного лекарственного обеспечения не поступали, соответственно рецепты на данные препараты ОБУЗ «...» Р.Е. в период с <дата> по <дата> не выписывались.

Выписка рецептов оформляется в электронном виде и возможна только при наличии препарата на складе. Препараты «Форсига» или «Джардинс» не были закуплены и доставлены на аптечную базу Департаментом здравоохранения Костромской области. Вместе с тем, ОГБУЗ «...» систематически подавались заявки на обеспечение указанными препаратами Р.Е.

Учитывая, что Р.Е. в период с <дата> по <дата> не обеспечивалась льготными лекарственными препаратами дапаглифлозин («Форсига») или эмпаглифлозин («Джардинс»), который должен был быть предоставлен бесплатно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», она вынуждена была приобрести препарат «Форсига» <дата> самостоятельно за счет личных средств, поскольку употребление препарата «Форсига» является для Р.Е. жизненно необходимым.

Кроме того, решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу , вступившим в законную силу <дата> на Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение Р.Е. среди прочего лекарственным препаратом аторвастатин по медицинским показаниям. Вместе с тем с августа 2022 года указанным жизненно важным препаратом Р.Е. не обеспечивается.

В результате Р.Е. понесла расходы на приобретение лекарственных препаратов «Форсига» и «Аторвастатин» в общем размере 2 975,20 руб.

Прокурор просит обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Р.Е., <дата> года рождения, уроженки <адрес> лекарственным препаратом дапаглифлозин («Форсига») или эмпаглифлозин («Джардинс») по медицинским показаниям в полном объеме.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Р.Е. расходы, понесенные на приобретение лекарственных препаратов «Форсига» и «Аторвастатин»в размере 2 975,20 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области

В судебном заседании помощникпрокурора Островского района Костромской области К исковые требования поддержала по доводам иска.

Истец Р.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, обстоятельства, изложенные в иске подтвердила.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. иск не признал, поддержал доводы письменных возражений, полагал, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> на Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность по организации обеспечения Р.Е. лекарственным препаратом «Гликлазид», который с августа 2022 года заменен ей на «Форсига», считает, что в данном случае имеются основания для изменения способа исполнения решения суда. Надлежащим ответчиком по делу считает ОГБУЗ «Островская РБ», поскольку медицинское учреждение обязано оформлять рецепт в том числе на бумажном носителе. В то же время все выписанные рецепты в 2023 году были обслужены.

Третьи лица в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, обозрев материалы гражданского дела по иску Прокурора Островского района в интересах Р.Е. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 4 Закона установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и др.

Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому, заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.29 Закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебно питания при амбулаторном лечении.

В соответствии с пунктами 1.3.6,1.5,2.1 Порядка № 695 под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

В соответствии с п. 9 данной программы за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

В ходе рассмотрения дела установлено, что Р.Е. является инвалидом ..., с <дата> года состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «...» с диагнозом «...». В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона от <дата> « 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Р.Е. отказалась от получения набора социальных услуг на период с <дата>.

В период с <дата> по <дата> Р.Е. находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени ....», ей поставлен диагноз по основному заболеванию Е11.7. Сахарный диабет 2 тип, инсулинтерапия, целевой гликированный гемоглобин 7%. Рекомендовано, среди прочего, соблюдать диету , отменен лекарственный препарат гликлазид, рекомендован прием лекарственного препарата дапаглифлозин («Форсига») 10 мг. утром или эмпаглифлозин «Джардинс») 25 мг. утром. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объективно с сентября 2022 года Р.Е. вместо Гликлазид обеспечивалась препаратом Форсига.

Р.Е. регулярно наблюдается у участкового терапевта ОГБУЗ «Островская РБ», ежемесячно обращается к нему на амбулаторный прием, а также за выпиской льготных лекарственных препаратов, медицинских изделий.

Препарат «Форсига» входит в перечень региональных льготных препаратов.

Из информации ОГБУЗ «Островская РБ» от <дата> , а также предоставленной в ходе рассмотрения дела следует, что лекарственный препарат «Форсига» 10 мг. впервые по назначению врача эндокринолога выписан Р.Е. <дата>. За весь период выписки с <дата> по <дата> включительно «Форсига» 10 мг. выписывался Р.Е. 6 раз. Согласно рекомендованной схеме лечения Р.Е. должна принимать по 1 таблетке в день, выписано 180 таблеток, что соответствует периоду с <дата> по <дата>.

<дата> Р.Е. обратилась на амбулаторный прием к терапевту ОГБУЗ «Островская РБ» за выпиской лекарственного препарата «Форсига» 10 мг. , однако на момент обращения данный лекарственный препарат отсутствовал в аптеке «Губернская» и на аптечной базе. Только <дата> Р.Е. выписан необходимый ей по жизненным показаниям лекарственный препарат «Форсига», так как в тот день препарат по льготной программе лекарственного обеспечения поступил в аптеку «Губернская» <адрес>.

Таким образом, в период с <дата> по <дата> Р.Е. не обеспечивалась необходимым для нее по жизненным показаниям льготными лекарственными препаратами дапаглифлозин («Форсига») или эмпаглифлозин («Джардинс»).

Как установлено в ходе рассмотрения дел указанный препарат отсутствовал в аптеке, поскольку не был закуплен по контракту Департаментом здравоохранения Костромской области. При этом 27 октября 2022 года в Департамент здравоохранения Костромской области ОГБУЗ «...» отправлена заявка на препараты, закупаемые за счет средств областного бюджета по региональной льготе на 2023 год, в том числе на препараты «Форсига» и «Аторвастатин». Соответствующие заявки также направлялись в Отдел льготного лекарственного обеспечения ГУП «Костромская областная аптечная база» еженедельно, в том числе <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.

Р.Е. состоит в Регистре региональных льготников в связи с наличием заболевания «Сахарный диабет». Таким образом, пациентка имеет право на обеспечение льготными лекарственными препаратами по региональной программе льготного лекарственного обеспечения за счет средств областного бюджета. В феврале 2023 года лекарственный препарат «Форсига» проходил процедуру закупки по региональной программе льготного лекарственного обеспечения, что следует из информации Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> .

Исходя из медицинских показаний, в связи с заболеванием диабет Р.Е. ежемесячно необходимы 1 упаковка лекарственного препарата дапаглифлозин («Форсига») 10 мг. или эмпаглифлозин («Джардинс») 25 мг. .

Вместе с тем, указанными препаратами Р.Е. в период с <дата> по <дата> не обеспечена.

В связи с тем, что указанные лекарственные препараты в аптеку «Губернская» <адрес> по программе льготного лекарственного обеспечения не поступали, соответственно рецепты на данные препараты ОБУЗ «...» Р.Е. в период с <дата> по <дата> не выписывались.

Выписка рецептов оформляется в электронном виде и возможна только при наличии препарата на складе. Препараты «Форсига» или «Джардинс» не были закуплены и доставлены на аптечную базу Департаментом здравоохранения Костромской области. Вместе с тем, ОГБУЗ «...» систематически подавались заявки на обеспечение указанными препаратами Р.Е.

Учитывая, что Р.Е. в период с <дата> по <дата> не обеспечивалась льготными лекарственными препаратами дапаглифлозин («Форсига») или эмпаглифлозин («Джардинс»), который должен был быть предоставлен бесплатно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», она вынуждена была приобрести препарат «Форсига» <дата> самостоятельно за счет личных средств, поскольку употребление препарата «Форсига» является для Р.Е. жизненно необходимым.

Кроме того, решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу , вступившим в законную силу <дата> на Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение Р.Е. среди прочего лекарственным препаратом аторвастатин по медицинским показаниям. Вместе с тем с августа 2022 года указанным жизненно важным препаратом Р.Е. не обеспечивается.

В результат Р.Е. понесла расходы на приобретение лекарственных препаратов «Форсига» и «Аторвастатин» в общем размере 2 975,20 руб.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Перечень категорий заболеваний при лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются бесплатно за счет средств регионального бюджета Костромской области, утвержден приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 21 июня 2017 года № 353 «О порядке информационного обмена в системе обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов на территории Костромской области». В соответствии с этим перечнем сахарный диабет определен в качестве заболевания, при лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики предоставляются бесплатно.

Как уже указано выше право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.

Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка № 695).

Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).

Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.

Р.Е. страдает заболеванием, входящим в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В силу этого истец должна быть обеспечена лекарственными препаратами в необходимом объеме.

Согласно п. 1.1 Приложения № 13 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 года № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» - при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. Самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи - п. 2.1 Приложения № 13 к вышеуказанному Приказу.

Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе пятом указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505.

Постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2020 года № 648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии с пунктом 36 Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Аналогичные положения установлены постановлением администрации Костромской области от 27 декабря 2021 года № 639-а, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

К полномочиям Департамента относится защита прав человека в области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50 % за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27).

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

В связи с необходимостью соблюдения назначенного лечения и отсутствия надлежащего систематического обеспечения Р.Е. вынуждена была приобрести лекарственные препараты Форсига и Аторвастатин за счет личных денежных средств.

Всего за спорный период приобретено лекарственных препаратов на сумму 2975,20 руб., что подтверждается платежными документами.

В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Поскольку материалами дела подтверждено несение истцом расходов на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, исковые требования о взыскании данных убытков подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что не обеспечение Р.Е. медицинскими изделиями имело место по вине ... больницы в связи с невыдачей льготного рецепта, судом во внимание не принимаются как необоснованные и расцениваются судом как способ защиты, при этом вины лечащего врача в отсутствии надлежащего обеспечения лекарственными препаратами суд не усматривает.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства факт того, что Р.Е. в необходимом объеме не обеспечивалась лекарственными препаратами дапаглифлозин («Форсига») или эмпаглифлозин («Джардинс»), несла расходы на приобретение препаратов, которыми в том числе судом на Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение, нашел свое подтверждение, что свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Оснований для прекращения производства по делу по тождественности споров суд не усматривает и полагает, что вопрос возможности исполнения решения Свердловского районного суда г. Костромы от 26 июня 2020 года в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Р.Е. препаратом гликлазид, (в настоящее время замененное на Форсигу или Джардинс) может быть разрешен в установленном порядке в соответствии с положениями Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в том числе по инициативе должника

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Р.Е. <дата> года рождения, уроженки <адрес> лекарственным препаратом дапаглифлозин («Форсига») или эмпаглифлозин («Джардинс») по медицинским показаниям в полном объеме.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Р.Е. расходы, понесенные на приобретение лекарственных препаратов «Форсига» и «Аторвастатин»в размере 2 975,20 руб.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                        

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 августа 2023 года

2-2834/2023 ~ М-1830/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Руснак Елена Павловна
Прокурор Островского района
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Островская районная больница"
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Департамент финансов Костромской области
ОТделение пенсионного и социального страхования КО
Управление Росздравнадзора по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
19.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.07.2023Предварительное судебное заседание
06.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.07.2023Предварительное судебное заседание
28.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.08.2023Предварительное судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее