УИД № Материал №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
5 марта 2019 года г. Сураж
Судья Суражского районного суда Брянской области Зайцев С.Я., рассмотрев в судебном заседании материалы дела в отношении
Кравченко Александра Яковлевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, гражданина РФ, не работающего
об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ на основании определения о передаче материала по подведомственности в Суражский районный суд из ОП «Суражский» поступил административный материал в отношении Кравченко А.Я. об указанном административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №/М 0088073, составленного УУП ОУУП и ПДН ОП «Суражский» лейтенантом полиции ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 50 мин. Кравченко А.Я. в <адрес> д. Старая <адрес> осуществил розничную продажу алкогольной продукции крепкого спиртного напитка домашней выработки (самогона) объемом 0,5 литра гражданину ФИО4 за <данные изъяты> рублей. Действия Кравченко А.Я. сотрудником полиции квалифицированы по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Кравченко А.Я. в судебном заседании вину признал, при этом пояснил, что продал самогон своему знакомому ФИО4, который ему периодически помогает в быту.
Исследовав предоставленные документы: протокол об административном правонарушении, акт регистрации покупки от ДД.ММ.ГГГГ, протокол изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, объяснение ФИО4, объяснение Кравченко А.Я., заключение эксперта №э от ДД.ММ.ГГГГ, считаю необходимым дело прекратить по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процентов объема готовой продукции; алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
В силу части 1 статьи 11 приведенного Федерального закона производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями.
Таким образом, исходя из приведенных норм права, розничная продажа алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции ограничена и допускается только по специальному разрешению определенным участникам оборота алкогольной продукции при соблюдении соответствующих требований законодательства. Физические лица не вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции.
УУП ОУУП и ПДН ОП «Суражский» ФИО3 установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 50 мин. Кравченко А.Я. находясь по адресу: <адрес>, д. Старая Кашовка, <адрес>, осуществил розничную продажу алкогольной продукции крепкого спиртного напитка домашней выработки – самогона, в количестве 1 бутылки, объемом 0,5 литра гражданину ФИО4
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Кравченко А.Я. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.17.1 ч. 1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
Эти данные, согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об АП» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Данные требования закона были нарушены должностным лицом полиции при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относится изъятие вещей и документов.
В силу ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся на физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол (ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ).
Изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия (ч. 9 ст. 27.10 КоАП РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 декабря 2003 года N 18-П, по смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.
В целях обеспечения вынесения судом решения процессуальное законодательство регламентирует процедуру получения доказательств и закрепляет гарантии их достоверности. Одной из таких гарантий является требование об участии понятых в соответствующих процессуальных действиях. Статьи 25.7, 27.7 и 27.10 КоАП РФ устанавливают, что при производстве личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, изъятии вещей и документов должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого привлекается любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо; понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Из протокола изъятия вещей и документов от 19.11.2018, составленном участковым уполномоченным полиции ОП «Суражский» ФИО3, следует, что фиксация хода этого процессуального действия осуществлялось с помощью применения средства видеозаписи.
В судебном заседаний был исследован приобщенный к материалам DVD-диск с аудио - видеозаписью, отражающей действия должностного лица при изъятии у ФИО4 бутылки с жидкостью.
Из данной записи судом установлено, что она проводилась в служебном кабинете должностного лица ОП «Суражский». При этом, ФИО4 по внешним признакам (невнятная речь, неустойчивость позы), при проведении процедуры изъятия находился в состоянии опьянения. Момент обнаружения и изъятия находящейся у него бутылки с жидкостью не зафиксирован. Ввиду опьянения, ФИО4 пояснить, у кого, когда и при каких обстоятельствах ее приобрел, не смог. Сведений, каким образом, какая бутылка с жидкостью была упакована и опечатана, видеозапись также не содержит. В протоколе изъятия сведения об этом также отсутствуют.
Как следует из заключения эксперта, представленная на исследование бутылка с жидкостью 0,5 л была упакована в пакет из полимерного материала, ее горловина была перевязана нитью и опечатана оттиском круглой печати «№ УМВД России по <адрес> МВД России», с пояснительной запиской.
Сведения в указанном экспертном заключении не соответствуют данным протокола изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку изъятая бутылка должностным лицом не упаковывалась и не опечатывалась.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные материалы – протокол изъятия и заключение эксперта не могут быть положены в основу решения суда о виновности Кравченко А.Я. в совершении административного правонарушения, поскольку допущенные при составлении протокола изъятия предмета (бутылки с жидкостью) процессуальные нарушения являются существенными, влекущими недопустимость использования этого документа как доказательства.
В материалах дела объективная информация о событии административного правонарушения отсутствует. Доказательств тому, что Кравченко А.Я. продал ФИО4 спиртной напиток домашней выработки нет.
Признательные показания самого Кравченко А.Я. основанием для привлечения его к административной ответственности по ст. 14.17.1 КоАП РФ являться не могут.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.5 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.14.17.1 ░.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.1 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░..
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.