Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-261/2023 (7-3663/2022;) от 22.12.2022

№ 7 - 261/2023 (7 - 3663/2022)

№ 12 - 652/2022 Судья Клюкина Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 31 января 2023 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Гудкове Г.О., административное дело по жалобе на решение судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2022 года в отношении

Федерального государственного бюджетное учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение), ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, юридический адрес: Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б, филиал: Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 30

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №... старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника межрегионального отдела государственного и земельного надзора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора <...> А.А. от 28 декабря 2021 года ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 500 (ста тысяч пятисот) рублей.

Представлением №... от 28 декабря 2021 года ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России обязано принять меры по усилению контроля со стороны юридического лица за действиями должностных лиц ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России приказа Минприроды России от 18.12.2002 года № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».

Защитник ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России Привалихина Н.Л. обжаловала вышеуказанное постановление в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

Решением судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Защитник ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России Кобялко Ю.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене вынесенных по делу процессуальных актов.

В обосновании жалобы указала, что требования Росприроднадзора о прохождении профессионального обучения, необходимого для работы с отходами I-IV, являются необоснованными, поскольку на производственной площадке ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России производится временное накопление отходов для дальнейшей передачи отходов по заключенным контрактам лицензированной организации с целью утилизации. При эксплуатации указанного объекта отсутствовала угроза жизни, здоровью людей, поскольку опасные отходы на площадке не складируются. Таким образом, в действиях ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России отсутствует состав инкриминируемого административного правонарушения. Кроме того, имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Законный представитель ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны России извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Защитник ФГКУ ФГБУ ««ЦЖКУ» Минобороны Пашкова О.Е. в Санкт-Петербургском городском суде доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда по следующим основаниям.

Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»).

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 указанного Федерального закона лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 декабря 2002 года № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, вина ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлена в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: 7 декабря 2021 года в 15 часов 00 минут Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, во исполнение годового плана контрольно-надзорной деятельности на 2021 год, утвержденного приказом от 14 декабря 2020 года № 686-ПР «О внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2021 год, утвержденный приказом Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020 года № 573-ПР», в отношении объекта HBOC 45-0178-005278-Т, категория риска - значительная, категория объекта - III; Санкт-Петербург, расположенного по адресу Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, 9-11 была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении предприятием хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, по результатам которой было установлено следующее.

Между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и ООО «СТРОЙТРАНС» заключен контракт №... на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с объектов ЖКС №1 Санкт-Петербурга, контракт №... на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с объектов казарменно-жилищного фонда ЖКС № 1 Санкт-Петербург, контракт №... на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с объектов казарменно-жилищного фонда ЖКС № 1 Санкт-Петербург.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России были предоставлены данные учета в области обращения с отходами ЖКС № 1 за 2020 год и I-III кварталы 2021 года. Юридическим лицом разработана инструкция по обращению с отходами I-IV класса опасности в ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВМФ).

В ходе проведения проверки юридическим лицом не были представлены удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами I-IV классов опасности».

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России был нарушен приказа Министерства природных ресурсов России от 18.12.2002 года № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами», часть 1 статьи 73, часть 2 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть 4 статьи 18, часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, а также виновность в его совершении подтверждаются достаточной совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом №... от 24.12.2021 года об административном правонарушении; актом выездной проверки №... от 07.12.2021 года; представлением №... от 28.12.2021 года об устранении нарушений.

Обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Не доверять указанным доказательствам оснований не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Постановление по делу об административном правонарушении и решение суда районного суда составлены в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ. Решение судьи районного суда составлено по правилам части 2 статьи 30.7 КоАП РФ, и является мотивированным.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по настоящему делу не допущено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы об отсутствии у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности по прохождению профессионального обучения, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, поскольку на площадке Учреждения осуществляется только сбор отходов – прямо противоречат требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Из содержания пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, надлежит получить, в том числе лицам, допущенным к сбору отходов.

При этом в соответствии с абзацем семнадцатым статьи 1 указанного Федерального закона, сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Таким образом, оснований полагать, что в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не должно быть лиц, прошедших обучение для работы с отходами I-IV классов опасности – являются несостоятельными.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судебной инстанцией норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административное наказание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в размере, приближенном к минимальному.

Согласно абзацу четвертому пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В абзаце пятом пункта 6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2016 № 5-П отмечалось, что такой способ обеспечения справедливости административного наказания (применение статьи 2.9 КоАП РФ) и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданным лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, которое обусловлено угрозой причинения вреда как окружающему миру, так и здоровью человека, даже при условии отсутствия опасных последствий - оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица или решения судьи районного суда, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ № ░░-1623/13/2021 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░

7-261/2023 (7-3663/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Другие
Кобялко Ю.
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Русанова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky--spb.sudrf.ru
22.12.2022Материалы переданы в производство судье
23.12.2022Истребованы материалы
09.01.2023Поступили истребованные материалы
31.01.2023Судебное заседание
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2023Дело оформлено
13.02.2023Дело передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее