25RS0030-01-2023-000714-25
Дело № 2а-381/2023
Мотивированное решение изготовлено 24.04.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2023 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Н.С.,
при секретаре Осолихиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Хасанского района в защиту законных прав и интересов Некрасовой Виктории Петровны, кастелянши КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» к КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Хасанского района обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов Некрасовой В.П., кастелянши КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница», указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в деятельности КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница», в ходе которой выявлены следующие нарушений. Некрасова В.П. принята на работу в учреждение, занимает должность кастелянши. В ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 21, п. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 1 приложения № к приказу Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» в 2023 году не закуплена специальная обувь. У ранее выданной специальной обуви срок носки истек 29.12.2022, однако, до настоящего времени Некрасова В.П. обувью в виде тапочек не обеспечена. Таким образом, КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» не исполнило требования законодательства о приобретении и обеспечении работников специальной обувью, в связи с чем, создается угроза жизни и здоровья работника, нарушены его права на бесплатное обеспечение средствами индивидуальной защиты, которые способны уменьшить или предотвратить вред здоровью. Указанные требования являются обязательными для исполнения ответчиком, поскольку несоблюдение вышеуказанных требований, неприобретение и необеспечение работодателем специальной обувью влечет нарушение прав, свобод и законных интересов работника на безопасные условия труда.
Просит возложить обязанность на КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница», по приобретению и обеспечению Некрасовой В.П. специальной обувью – тапочками, в соответствии с п. 1 приложения № 2 к приказу Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви» в количестве 1 пара в течении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Хасанского района заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не прибыл, извещён судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, с исковыми требованиями согласился.
При указанных обстоятельствах суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав прокурора, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
Согласно ст. ст. 11, 22 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Статья 209 ТК РФ указывает на то, что охрана труда предоставляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ст. 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви утверждены приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65.
Согласно п. 1 приложения № 2 к приказу Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви» врачи, ассистенты, лаборанты, средний и младший медицинский персонал, сестры-хозяйки, кастелянша, техники, рентгенолаборанты, уборщики лечебно-профилактического учреждения обеспечиваются 1 парой специальной обуви - тапочками сроком носки 12 месяцев.
Судом установлено, что Некрасова В.П. принята на работу в учреждение, занимает должность кастелянши с 23.05.2022, что подтверждается справкой КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» от 22.03.2023.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 21, п. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 1 приложения № 2 к приказу Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65 КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» в 2023 году не закуплена специальная обувь, вместе с тем у ранее выданной специальной обуви срок носки истек 29.12.2022, однако, до настоящего времени Некрасова В.П. обувью в виде тапочек не обеспечена.
Данные обстоятельства подтверждаются представлением прокуратуры от 16.07.2022, ответом КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница» от 27.07.2022 о результатах рассмотрения представления.
Выявленные прокурором района нарушения, выразившиеся в не неприобретение и необеспечение работодателем специальной обувью влечет нарушение прав, свобод и законных интересов работника на безопасные условия труда.
При указанных обстоятельствах, суд, учитывая указанные выше требования законодательства, приходит к выводу, что исковые требования прокурора, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░░░░░░░░░ № 2 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29.01.1988 № 65 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░