Судья Телин А.А. дело № 21-594/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 29 апреля 2021 года
Судья Самарского областного суда Давыдова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя департамента городского хозяйства Администрации городского округа Тольятти Самарской области Ерина В.А. на решение судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 декабря 2020 года, которым
постановление № 467 о назначении административного наказания начальника отделения ОНД и ПР по г. Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области – государственного инспектора г.о. Тольятти Самарской области по пожарному надзору Ольховского О.А. от 17.09.2020 о признании руководителя департамента городского хозяйства Администрации городского округа Тольятти Ерина В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 рублей оставлено - без изменения, жалоба защитника Ерина В.А. - Сергеевой Е.В. без удовлетворения
установил:
Постановлением № 467 о назначении административного наказания начальника отделения ОНД и ПР по г. Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области – государственного инспектора г.о. Тольятти Самарской области по пожарному надзору Ольховского О.А. от 17.09.2020 Ерин В.В. - руководитель департамента городского хозяйства Администрации городского округа Тольятти признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Ерина В.А. - Сергеева Е.В., обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с жалобой, в результате рассмотрения которой 29 декабря 2020 года судьей Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, Ерин В.А. просит отменить решение районного суда и постановление административного органа, дело об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку, как следует из должностной инструкции, он не является субъектом данного правонарушения.
В судебном заседании представитель Ерина В.А. по доверенности – Сергеева Е.В. поддержала доводы жалобы, просила удовлетворить.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по Самарской области П.Д. Гейда в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с отсутствием возможности присутствовать.
Рассматривая заявленное ходатайство, полагаю его не подлежащим удовлетворению, поскольку данное ходатайство немотивированно, не представлено документов подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание как составителя протокола, так и иного представителя административного органа. Кроме того, присутствие сотрудника административного органа в судебном заседании, как при рассмотрении дела, так и при обжаловании, не является обязательным условием, поскольку должностные лица не являются участниками дела, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив представленные материалы дела, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Согласно пункту 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 37 вышеуказанного Федерального закона руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.
При этом противоправное деяние виновного лица не связывается частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Как следует из материалов дела, 04.09.2020 инспектором отдела надзорной деятельности и профилактике работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области по пожарному надзору лейтенантом внутренней службы Гейда П.Д. составлен протокол № 467 об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя департамента городского хозяйства Администрации городского округа Тольятти Ерина В.А. по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 09.07.2020 года в 13 часов 30 минут произошло загорание травы по адресу: г<адрес> (земельный участок с кадастровым номером №). Проведенной сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городского округа Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области проверкой установлено: на указанном земельном участке горела сухая травянистая растительность и мусор; на данном земельном участке не производится контроль регулярной уборки территории от мусора, что является нарушением пункта 17.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме".
Оставляя без изменения постановление должностного лица о привлечении руководителя департамента городского хозяйства Администрации городского округа Тольятти Ерина ВА. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о доказанности факта совершения Ериным В.А. вменённого административного правонарушения.
Между тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами, в силу следующего.
Согласно письму Первого заместителя главы городского округа Тольятти Ладыги И.Н. от 30.06.2020 № 5426/2 лицом, ответственным за регулярную уборку мусора и покос травы на указанных в определениях и протоколах территориях общего пользования – земельных участках, права на которые не зарегистрированы, и на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, является руководитель департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти Ерин Вадим Александрович.
Из должностной инструкции руководителя департамента городского хозяйства Администрации г.о.Тольятти, утвержденной 06.09.2018 Главой городского округа Тольятти Асташевым С.А., следует, что руководитель департамента отвечает: за организацию в границах городского округа надежного, эффективного функционирования и развития электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение реализации государственной и муниципальной политики в сфере городского хозяйства на территории г.о.Тольятти, направленной на обеспечение условий жизнедеятельности населения городского округа; обеспечение надёжного, эффективного функционирования и развития объектов благоустройства и озеленения, санитарного содержания территорий общего пользования в соответствии с правилами благоустройства; организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Таким образом, согласно должностной инструкции, Ерин В.А. не является лицом, отвечающим за пожарную безопасность.
Вместе с тем, согласно распоряжению Администрации г.о. Тольятти от 21.04.2017 №-3162-р/1 «Об утверждении положения о департаменте общественной безопасности Администрации городского округа Тольятти», задачами Департамента являются: организация и осуществление мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (пункт 2.2.3); планирование, организация и осуществление совместно с органами администрации г.о.Тольятти выполнение мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (пункт 3.3.1); выполнение мероприятий планов и программ пожарной безопасности, других планов и программ по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности в качестве исполнителя (п.3.3.2); разработка муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнение и организация их выполнение в пределах своих полномочий (пункт 3.3.3); организация создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах (пункт 3.3.4); оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведении собраний населения (пункт 3.3.5).
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях к пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Таким образом, осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности относится к компетенции Департамента общественной безопасности администрации городского округа Тольятти Самарской области.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся по делу постановление и судебный акт подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 -30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░ № 467 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 17.09.2020 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ – ░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 30.12 – 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░» ░░░░░ ____________________ (░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ___________________________ (░░░░░░░) «___»__________ 20__ ░. |