УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ <адрес>
Люберецкий городской суд Московской области с составе председательствующего судьи М.Н.В., при секретаре судебного заседания К.Е.И., с участием в судебном заседании представителя истца и представителя ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Г.Д.А. об истребовании земельного участка из незаконного владения, исключении сведений из ЕГРН о земельном участке,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № площадью 670 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> пересекается с землями лесного фонда Виноградовского лесничества Виноградовского сельского участкового лесничества квартал № выдел №; границы земельного участка с кадастровым номером № площадью 670 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> пересекается с землями лесного фонда Виноградовского лесничества Виноградовского сельского участкового лесничества квартал № выдел №.
Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Г.Д.А..
Согласно сведениями с официального сайта Росреестра спорный земельный участок с КН № сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, а по материалам лесоустройства расположены в границах Виноградовского лесничества Виноградовского сельского участкового лесничества №.
Истец полагает, что квартал № Виноградовского лесничества Виноградовского сельского участкового лесничества из состава земель лесного фонда не выбывал, в иную категорию земель переведен не был, поэтому формирование и постановка на кадастровый учет спорного земельного участка была произведена в нарушение действующего законодательства.
Учитывая изложенное, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит истребовать из чужого незаконного владения Г.Д.А. земельный участок с КН № площадью 670 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, налагающийся на земли лесного фонда Виноградовского лесничества Виноградовского сельского участкового лесничества, исключить из ЕГРН сведения о данном земельном участке.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал доводы искового заявления, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал, ходатайствовал о пропуске истцом срока исковой давности.
Третья лица – их представители - Комитет лесного хозяйства по МО, ТУ Росимущества в МО, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО, Управление Росреестра по МО в судебное заседание не явились, об отложении не ходатайствовали, отзыва не представили.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 101 Лесного кодекса РФ споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 ЗК РФ к федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской ФИО по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГ, признается юридически действительным (в редакции до 01.01.2015г.).
При этом до ДД.ММ.ГГ план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до этой даты, признавался юридически действительным (п. 2 данной статьи в ред. Федеральных законов от 27.12.2009г. N 365-ФЗ, от 12.12.2011г. N 427-ФЗ).
В случае, если до ДД.ММ.ГГ. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, право собственности РФ на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
Как следует из положений статьи 7 ЗК РФ, земельные участки в РФ подлежат использованию в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из разъяснений, содержащихся в п. п. 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Пунктом 1 статьи Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, включая местоположение границ, возможно только по результатам проведения государственного кадастрового учета.
Применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Таким образом, иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Судом установлено, что Г.Д.А. является собственником земельного участка:
№ площадью 670 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи, заключенного с П.Л.В.
Право собственности Г.Д.А. на указанный земельный участок подтверждается выписками ЕГРН.
Земельный участок до перехода права собственности был предоставлен П.Л.В. в соответствии с постановлением № о формировании земельного участка на кадастровой карте территории с расположением: <адрес> был сформирован земельный участок площадью 2500 кв.м. для П.Л.В.
ДД.ММ.ГГ. П.Л.В. произвела раздел земельных участков. В следствии чего образовался земельный участок с кадастровым номером №, который в последствии приобрела Г.Д.А.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (объекты недвижимости).
В силу ст. 7 указанного Закона - в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости в числе других входят описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ст. ст. 39, 40 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом исковой давности.
В соответствии с. п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № (площадь 2500 кв.м.), а земельный участок с кадастровым номером № был образован в ДД.ММ.ГГ.
Земельный участок истца был образован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ с присвоением кадастрового номера №, что подтверждается информацией с публичной кадастровой карты, то есть на момент проведения работ по формированию лесного участка истцу было известно о том, что земельный участок ответчика стоит на учете.
Данный факт свидетельствует о том, что истцом пропущен императивно закрепленный в статье 196 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности, о чем настоящим заявляли представители Ответчика.
Федеральным агентством лесного хозяйства рассматриваемый иск заявлен в суд ДД.ММ.ГГ, то есть за пределами установленного срока исковой давности. Согласно письму первого заместителя председателя Комитета лесного хозяйства Московской области К.Д.Ю. от ДД.ММ.ГГ N 01-14004-ГЕ/17, в соответствии с Протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров в отношении земельных участков, принято решение о соответствии Федеральному закону № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», и внесении соответствующих изменений в государственный лесной реестр. Информация о принятом решении направлена в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области для отражения в Ведомственной информационной системе Московской области.
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации о применении положений Федеральных законов в связи с вступлением в силу закона № 280-ФЗ, сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определённой категории).
Как следует из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ N 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
Тем самым был установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости и исключена возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В своем Определении от N 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Вместе с тем, на основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, в иске надлежит отказать в полном объеме.
руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Федерального агентства лесного хозяйства к Г.Д.А. об истребовании земельного участка с КН № площадью 670 кв.м., пересекающегося с земли лесного фонда, исключении сведений из ЕГРН о земельном участке.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок через Люберецкий городской суд Московской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В.М.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ