Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-415/2023 ~ М-280/2023 от 03.04.2023

    31RS0012-01-2023-000337-20                    Дело №2-415/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2023 года                         г.Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи                   Никулиной Т.В.

при секретаре                         Винниковой Л.В.

с участием представителя истца – Тарасовой М.В., ответчика Удовидченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области к Удовидченко И.В. о возмещении вреда,

     у с т а н о в и л:

26.01.2023 на территории <данные изъяты> сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области на общедоступной территории – поверхности почвы земельного участка неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала , расположенного по адресу: <данные изъяты> установлен факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (свежий навоз КРС). Удовидченко И.В., используя принадлежащий ему трактор <данные изъяты> и прицепную телегу к нему, по указанному адресу на открытом грунте без обваловки и твердого покрытия осуществлял размещение животноводческих отходов вдоль лесополосы, что привело к загрязнению вышеуказанной территории. В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2010 года № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате складирования на поверхности почвы или почвенной толще отходов животноводства на земельном участке с координатами <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> составил 93250 руб. Постановлением ст. государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды от 15.02.2023 года Удовидченко И.В. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2.3 ч. 1 КоАП РФ «Несоблюдение требований области охраны окружающей среды при сборе, накоплении транспортировании, обработке и утилизации отходов животноводства» и подвергнут штрафу. Постановление вступило в законную силу.

Управление экологического и охотничьего надзора по Белгородской области обратилось в суд с иском к Удовидченко И.В. о возмещении причиненного ущерба в сумме 93250 руб. Сослалось на то, что размещение Удовидченко И.В. животноводческих отходов вдоль лесополосы привело к загрязнению вышеуказанной территории. Согласно справке-расчету размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате складирования на поверхности почвы или почвенной толще отходов животноводства на земельном участке с координатами <данные изъяты> составил 93250 руб. Размер вреда рассчитан в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2010 года № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда,

Исчисление размера вреда, причинённого почвам на земельном участке с координатами <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> на общей площади <данные изъяты> квадратного метра:

УЩперекр = 373 х 0,5 х 1 х 500 х 1 = 93250 руб, где

93250 руб - размер вреда, причиненного почвам;

<данные изъяты> - площадь участка, на котором обнаружена порча почв в квадратных метрах;

0,5 - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления;

1 - величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

500 - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв, расположенных в лесостепной зоне, руб/метр квадратный.

Согласно перечню лесорастительных зон Российской Федерации, утвержденному приказом Минприроды России от 18.08.2014 года №367, территория <данные изъяты> района располагается в лесостепном районе европейской части Российской Федерации.

1 - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы в связи с отсутствием данных.

В судебном заседании представитель истца – Тарасова М.В. поддержала исковые требования, допуская возможность уменьшения взыскания причиненного вреда с учётом обстоятельств дела, личности правонарушителя, его материального положения, исполнимости судебного решения. Пояснила, что в соответствии с заключением эксперта от 6.02.2023 общая площадь территории, перекрытой отходами навоза в районе <данные изъяты>, на момент проведения 2.02.2023 года маркшейдерских замеров составляет <данные изъяты>. Территория земельного участка, на котором находился навоз, расположена на землях неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала <данные изъяты>

В соответствии в протоколами испытаний проб отходов <данные изъяты> от 7.02.2023 в результате биотестирования было установлено, что размещённый на почве Удовидченко И.В. навоз относится на основании п. 14 и п. 17 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом МИР России № 536 от 04.12.2014 года к IV классу опасности. Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 (в редакции от 16.05.2022 года № 222), свежему навозу крупного рогатого скота присвоен код ФККО

Ответчик Удовидченко И.В. в судебном заседании свою вину не отрицал. Пояснил, что держит пять коров, в феврале 2023 года вывез примерно пять телег навоза, не был осведомлен, где и как его правильно складировать, не предполагал, что своими действиями может причинить ущерб почве, намерен был использовать его как удобрение. просил снизить размер причиненного ущерба, ссылаясь на затруднительное материальное положение. Пояснил, что проживает с супругой, на их иждивении находятся двое детей, один из которых малолетний, семья погашает кредитную задолженность в сумме 2820146.90 руб, доход имеет лишь от продажи молока.

Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд полагает иск удовлетворить частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Природоохранное законодательство определяет обязанности граждан в области охраны окружающей среды, объектов животного мира, а также ответственность за их нарушение.

В силу ст.1064 ГК РФ, ст.77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.56 Федерального закона РФ от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире» вред, причиненный окружающей среде, животному миру и среде его обитания подлежит возмещению виновным лицом.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среде», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственность органов государственной власти, РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду.

Частью 1 ст. 77 Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона РФ от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

           Согласно ст. 51 Закона РФ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения. Также запрещается размещение опасных отходов, в т.н. в местах, в которых могут быть созданы опасность для окружающей среды, естественных экологических систем.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

На основании п. 1, 2 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Указанные требования прописаны в приказах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2020 г. № 102.1 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», от 08.12.2020 г. № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности», от 08.12.2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», от 8.12.2020 г. № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно- гигиеническом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 11 Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

На основании пункта 2.1.7 Положения об управлении экологического и охотничьего надзора Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 29 апреля 2019 года № 179-пп, управление уполномочено на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, охотничьим ресурсам, объектам животного мира и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Ущерб подлежит возмещению по правилам пп. 6 ч. 1 ст. 8 и ст. 1064 ГК РФ, т.е. возмещение ущерба вследствие деликта.

Основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности является совокупность следующих юридических фактов: противоправность поведения причинителя вреда, наступление вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.

В соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения в том случае, если докажет, что вредоносные последствия возникли не по его вине.

Размер вреда рассчитывается в соответствии со статьями 77, 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 2.1.7. Положения об управлении экологического и охотничьего надзора Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 29 апреля 2019 г. № 179-пп, Методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Минприроды Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды».

Факт причинения вреда почвам, вина ответчика подтверждается материалами дела об административном правонарушении в отношении Удовидченко И.В.

26.01.2023 в связи с заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 25.01.2023 на основании Приказа -ОД от 27.12.2022 «Об утверждении плана проведения выездных обследований» Управлением Экоохотнадзора Белгородской области было проведено обследование территории <данные изъяты> сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области и на общедоступной территории – поверхности почвы земельного участка неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала , расположенного по адресу: территории <данные изъяты> установлен факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (свежий навоз КРС), о чем был составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

Было установлено, что Удовидченко И.В., используя принадлежащий ему трактор <данные изъяты> и прицепную телегу к нему, по указанному адресу на открытом грунте без обваловки и твердого покрытия осуществлял размещение животноводческих отходов вдоль лесополосы, что привело к загрязнению вышеуказанной территории.

30.01.2023 в отношении Удовидченко И.В. был составлен протокол об административном правонарушении .

Согласно заключению эксперта <данные изъяты> от 6.02.2023 по факту обследования территории, расположенной в Белгородской области Красногвардейском районе <данные изъяты> ориентировочные координаты <данные изъяты> общая площадь территории, перекрытой отходами, на момент проведения маркшейдерских замеров 2.02.2023 составила <данные изъяты> кв м.

15.02.2023 Удовидченко И.В. был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2.3 ч. 1 КоАП РФ «Несоблюдение требований области охраны окружающей среды при сборе, накоплении транспортировании, обработке и утилизации отходов животноводства» и подвергнут штрафу, о чем в материалах дела имеется копия постановления . Постановление вступило в законную силу, что ответчик признаёт.

Истцом представлен и обоснован размер вреда, причинённого действиями Удовидченко И.В.

Согласно справке-расчету размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей    среды в результате складирования на поверхности почвы или почвенной толще отходов животноводства на земельном участке с координатами <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> рассчитан в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», и составил 93250 руб.

Исчисление размера вреда, причинённого почвам на земельном участке с координатами <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> на общей площади <данные изъяты> квадратного метра производится по формуле, указанной истцом:

УЩперекр = <данные изъяты> х 0,5 х 1 х 500 х 1 = 93250 руб,

где 93250 руб - размер вреда, причиненного почвам; <данные изъяты> - площадь участка, на котором обнаружена порча почв в квадратных метрах; 0,5 - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления; 1 - величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 500 - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв, расположенных в лесостепной зоне, руб/метр квадратный.

Согласно перечню лесорастительных зон Российской Федерации, утвержденному приказом Минприроды России от 18.08.2014 №367, территория <адрес> располагается в лесостепном районе европейской части Российской Федерации. 1 - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы в связи с отсутствием данных.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении экологического и охотничьего надзора Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 29 апреля 2019 года № 179-пп, управление экологического и охотничьего надзора Белгородской области является органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Белгородской области, что подтверждает наличие у истца права на предъявление исков в области охраны окружающей среды и природопользования.

Определяя размер вреда, подлежащего взысканию, суд учитывает положения ст.1083 ГК РФ, обязывающей принимать во внимание материальное и имущественное положение ответчика, позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 2 июня 2015 года -П. В нем указано, что при установлении размера экологического ущерба, исчисленного в соответствии с методиками, следует учитывать условность оценки его размера, обеспечивать баланс интересов, принципы справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Из представленных ответчиком в материалы дела документов видно, что ответчик имеет состав семьи – супруга, двое детей, один из которых является учеником <данные изъяты> класса <данные изъяты> второй – студентом <данные изъяты> Дети находятся на его иждивении. Кроме того, супруга ответчика Н.У. имеет долговые обязательства по кредитному договору от 15.09.2022 на сумму 1 849 000 руб, ежемесячные платежи по которому оставляют 18088.95 руб, что указывает на затруднительное материальное положение семьи.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для существенного уменьшения размера ущерба, подлежащего взысканию.

По правилам ст.98 ГПК РФ при удовлетворении иска с ответчика подлежат взысканию судебные расходы пропорционально удовлетворённым требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области к Удовидченко И.В. о возмещении вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Удовидченко И.В., <данные изъяты>, в пользу Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области в возмещение вреда, причиненного почве, 25000 рублей с зачислением денежных сумм на счёт по реквизитам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    Взыскать Удовидченко И.В., <данные изъяты> госпошлину в доход местного бюджета в сумме 950 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года.

Судья

2-415/2023 ~ М-280/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление экологического и охотничьего надзора Белгородской области
Ответчики
Удовидченко Игорь Васильевич
Другие
Тарасова Мария Васильевна
Линев Иван Сергеевич
Суд
Красногвардейский районный суд Белгородской области
Судья
Никулина Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
krasnogvardeisky--blg.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2023Подготовка дела (собеседование)
03.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее