Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1212/2024 ~ М-825/2024 от 02.05.2024

               дело № 2-1212/2024

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М    Р О С С И Й С К О Й     Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 июня 2024 года                                                       г. Салехард

Салехардский городской суд ЯНАО в составе

председательствующего судьи         Подгайной Н.Н.

при секретаре судебного заседания             Дейбус А.А.

с участием прокурора                                   Фроловой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1212/2024 по иску прокурора города Муравленко в интересах Вылла Д.Д. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности применить для расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента заработную плату, равную величине минимального размера оплаты труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Муравленко обратился с иском в интересах Вылла Д.Д. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности применить для расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента заработную плату, равную величине минимального размера оплаты труда, просил применить для расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента Вылла Д.Д., <дата> года рождения, заработную плату за период с 01.04.1996 года по 31.12.2001 года, равную минимальному размеру оплаты труда, установленному в период с 01.04.1996 года по 31.12.2001 года, за исключением периодов за февраль 2001 года и ноябрь 2001 года.

В обоснование своих требований указал, что по обращению Выллы Д.Д. проведена проверка соблюдения требований законодательства о пенсионном обеспечении граждан. В ходе проверки было установлено, что Вылла Д.Д. 11.05.2021 и 29.12.2022 обращался в ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением об установлении пенсии, по результатам рассмотрения которых 24.10.2022 года и 08.04.2023 года органом пенсионного обеспечения было отказано в назначении пенсии Вылла Д.Д. ввиду отсутствия у него требуемого льготного стажа. По состоянию на 29.12.2022 продолжительность льготного стажа, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, составлял 20 лет 11 месяцев 27 дней. При этом период работы Вылла Д.Д. с 01.04.1996 по 31.12.2001 в «Сугмутско-Пякутинской общине» по профессии «Охотник-рыбак» не был включен в льготный период ввиду того, что п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не указана профессия «Охотника-рыбака». Решением Салехардского городского суда от 05.09.2023 года в полном объеме были удовлетворены требования прокурора г. Муравленко, действующего в интересах Вылла Д.Д. о включении в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 01.04.1996 по 31.12.2001 в должности «Охотника-рыбака» в «Сугмутско-Пякутинской общине». Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу решение суда исполнено, спорный период включен в льготный стаж Вылла Д.Д.. После включения вышеуказанного периода работы заявителя в льготный стаж, 14.11.2023 и 15.02.2024 Вылла Д.Д. обратился в Отделение СФР по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, по результатам рассмотрения которых приняты решения об отказе в назначения пенсии ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Прокурор просил возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу применить расчет для величины индивидуального пенсионного коэффициента заработную плату за период с 01.04.1996 по 31.12.2001.

Участвующий в деле прокурор иск поддержал по основаниям, изложенным в нем, просила удовлетворить в полном объеме.

          В судебном заседании представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурору г.Муравленко от Вылла Д.Д. поступило обращение о нарушении его пенсионных прав.

Прокурор в интересах Вылла Д.Д. обратился с иском о восстановлении нарушенных пенсионных прав.

Вылла Д.Д. обратился в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОПФР по ЯНАО) с заявлением о соблюдении требований законодательства о пенсионном обеспечении граждан.

Решением ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу отказано истцу Вылла Д.Д. в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, установленного п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указано, что величина ИПК у истца на дату вынесения решения об отказе по заявлению от 14.11.2023 составила 20,704, по заявлению от 15.02.2024 составила 20,902. В 2023 году требуемая величина ИПК составляет 25,8.

В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон).

Согласно ч.1 ст.2 законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", других федеральных законов.

В соответствие с ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), которым введено новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

При этом, пенсионным законодательством в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ предусмотрено назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

С учетом переходных положений статьи 35 данного Федерального закона, предусматривающих постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), для застрахованных лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) в 2015 году либо ранее, требуемая продолжительность страхового стажа будет составлять 6 лет, величина ИПК - 6,6 независимо от года назначения указанной страховой пенсии. В 2023 году требуемая величина ИПК составляет 25,8.

Согласно статье 36 Закона № 400-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В период с 1992 г. по 2001 г. включительно пенсионное обеспечение по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера регулировалось Законом от 20.11.1990 № 340-1.

В период с 2002 по 2014 включительно пенсионное обеспечение в части установления трудовых пенсий в Российской Федерации регулировалось нормами Закона № 173-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета ее фиксированного базового размера), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

При этом статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ определен порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Термин "конвертация" означает преобразование. Застрахованные лица, в том числе пенсионеры, на 31.12.2001 приобрели пенсионные права - трудовой стаж и заработок. Приобретенные ими трудовой стаж и заработок преобразуются (конвертируются) в денежное выражение, называемое величиной расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002.

При определении расчетного размера страховой пенсии в порядке, предусмотренном статьёй 30 Закона № 173, одной из составляющих расчетного размера пенсии является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.

Согласно ответу АО «Сельскохозяйственная община Харампуровская» документы, содержащие сведения о начислении заработной платы за 1996 год, не сохранились. Документ, содержащие сведения о начислении заработной платы работникам Сугмутско-Пякутинской общины за период с 1997 года по 2011 год, не содержат сведений о заработной плате Выллы Д.Д., за исключением заработной платы за февраль 2001 года (300 рублей) и за ноябрь 2011 года (7180 рублей).

Свидетели ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании показали, что в спорный период времени истец работал в течение полного рабочего дня, выплачивалась заработная плата.

Статьёй 30 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Застрахованному лицу предоставлена возможность выбрать наиболее выгодный вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 год.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников.

Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Законом № 173-ФЗ прямо и исчерпывающим образом определен порядок подтверждения среднемесячного заработка за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования - справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Из изложенного следует, что подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным. При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии. Это обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как: количество отработанного времени, объем проделанной работы (изготовленной продукции), квалификация (разряд), режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, добросовестность исполнения своих трудовых обязанностей и т.д.

На основании сведений из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Вылла Д.В. имеются сведения о заработной плате за февраль 2001 и ноябрь 2001гг.. Согласно поступившему ответу на запрос Клиентской службы в г.Муравленко Отделения СФР по ЯНАО, в справке от 21.11.2023 за периоды с апреля 1996 по декабрь 2000 года сведения о начисленной заработной плате отсутствуют. При этом в данной справке не указано о не сохранности лицевых счетов.

Заработная плата с апреля 1996 по январь 2001 и с марта 2001 по октябрь 2001 и декабрь 2001 не могут быть учтены в размере равном минимальному размеру оплаты труда в указанные периоды поскольку Законом № 173-ФЗ прямо и исчерпывающим образом определен порядок подтверждения среднемесячного заработка за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования - а именно справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Иных способов подтверждения среднемесячного заработка не предусмотрено пенсионным законодательством.

Из изложенного следует, что подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным. При этом никакие усредненные показатели – средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определённые расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии. Это обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд), режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, добросовестность исполнения своих трудовых обязанностей.

Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок подтвержден быть не может.

Поскольку отсутствует требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, правовых оснований для установления пенсии по старости Вылла Д.Д., предусмотренной пунктом 7 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, не имеется.

Расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента заработной платы исходя из величины минимального размера оплаты труда действующим законодательством не предусмотрен.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований прокурора города Муравленко в интересах Вылла Д.Д. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности применить для расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента заработную плату, равную величине минимального размера оплаты труда необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                                   ░.░. ░░░░░░░░░

               <░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-1212/2024 ~ М-825/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Муравленко
Вылла Дмитрий Дмитриевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Подгайная Наталия Николаевна
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее