Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 16 февраля 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Филатовой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-850/2023 по административному исковому заявлению Клюшниковой Веры Александровны об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Клюшникова В.А. (далее также административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположенных на территории <данные изъяты>, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату кадастровой оценки - 01.01.2021.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником вышеуказанных нежилых зданий кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в Отчете об оценке, затрагивая права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебное заседание административный истец Клюшникова В.А. и ее представитель Сафонов А.В., действующий на основании доверенности, не явились, извещены надлежащим образом.
Административные ответчики - министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, а также заинтересованные лица – Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Клюшниковой В.А. на праве собственности принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>:
- с кадастровым номером №, площадью 234 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 236, 5 кв.м,
- с кадастровым номером <адрес>, площадью 235, 9 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 233, 7 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 236, 3 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 236 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 235, 7 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 235, 8 кв.м,
- с кадастровым номером №,площадью 23, 2 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 22, 8 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 60, 4 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 165, 3 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 80, 7 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 63, 3 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 117, 7 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 449, 5 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 20,2 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 24, 4 кв.м,
- с кадастровым номером №,площадью 592, 3 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 27, 7 кв.м,
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 09.11.2022.
Кадастровая стоимость нежилых зданий утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в следующем размере:
- с кадастровым номером № – 2 106 465, 21 руб.,
- с кадастровым номером № – 2 128 970, 18 руб.,
- с кадастровым номером <адрес> – 2 123 568, 99 руб.,
- с кадастровым номером № – 2 103 764, 61 руб.,
- с кадастровым номером № – 2 127 169, 78 руб.,
- с кадастровым номером № – 2 124 469, 18 руб.,
- с кадастровым номером № – 2 030 761, 52 руб.,
- с кадастровым номером № – 2 031 623, 1 руб.,
- с кадастровым номером № – 56 916, 91 руб.,
- с кадастровым номером № – 55 935, 58 руб.,
- с кадастровым номером № – 586 577, 95 руб.,
- с кадастровым номером № - 1 397 645, 03 руб.,
- с кадастровым номером № – 999 592, 18 руб.,
- с кадастровым номером № – 421 794, 78 руб.,
- с кадастровым номером № – 662 700, 54 руб.,
- с кадастровым номером № – 6 660 177, 22 руб.,
- с кадастровым номером № – 120 954, 58 руб.,
- с кадастровым номером № – 65 780, 73 руб.,
- с кадастровым номером № – 8 575 209, 79 руб.,
- с кадастровым номером № – 210 270, 89 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 05.12.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых зданий затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости нежилых зданий.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № № от 23.12.2022, выполненный оценщиком ООО «Независимый кадастровый центр», согласно которому рыночная стоимость нежилых зданий определена по состоянию на дату кадастровой оценки в размере:
- с кадастровым номером № – 1 117 187 руб.,
- с кадастровым номером № – 1 223 585 руб.,
- с кадастровым номером <адрес> – 1 227 385 руб.,
- с кадастровым номером № – 1 190 652 руб.,
- с кадастровым номером № – 1 229 919 руб.,- с кадастровым номером № – 1 146 320 руб.,
- с кадастровым номером № – 1 167 853 руб.,
- с кадастровым номером № – 1 240 052 руб.,
- с кадастровым номером № – 17 718 руб.,
- с кадастровым номером № – 17 413 руб.,
- с кадастровым номером № – 390 182 руб.,
- с кадастровым номером № - 892 888 руб.,
- с кадастровым номером № – 974 226 руб.,
- с кадастровым номером № – 113 799 руб.,
- с кадастровым номером № – 183 091 руб.,
- с кадастровым номером № – 360 925 руб.,
- с кадастровым номером № – 97 537 руб.,
- с кадастровым номером № – 18 635 руб.,
- с кадастровым номером № – 1 986 406 руб.,
- с кадастровым номером № – 23 555 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых зданий выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчете выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчет содержит сведения об определении рыночной стоимости нежилых зданий на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административным ответчиком и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено.
Как видно из отзыва Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» стоимость спорных нежилых зданий, определенная в отчете об оценке ООО «Независимый кадастровый центр», находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости нежилых зданий на дату кадастровой оценки, у суда не имеется.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 30.12.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Клюшниковой Веры Александровны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес> равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в следующем размере:
- с кадастровым номером № – 1 117 187 рублей,
- с кадастровым номером № – 1 223 585 рублей,
- с кадастровым номером <адрес> – 1 227 385 рублей,
- с кадастровым номером № – 1 190 652 рубля,
- с кадастровым номером № – 1 229 919 рублей,
- с кадастровым номером № – 1 146 320 рублей,
- с кадастровым номером № – 1 167 853 рубля,
- с кадастровым номером № – 1 240 052 рубля,
- с кадастровым номером № – 17 718 рублей,
- с кадастровым номером № – 17 413 рублей,
- с кадастровым номером № – 390 182 рубля,
- с кадастровым номером № - 892 888 рублей,
- с кадастровым номером № – 974 226 рублей,
- с кадастровым номером № – 113 799 рублей,
- с кадастровым номером № – 183 091 рубль,
- с кадастровым номером № – 360 925 рублей,
- с кадастровым номером № – 97 537 рублей,
- с кадастровым номером № – 18 635 рублей,
- с кадастровым номером № – 1 986 406 рублей,
- с кадастровым номером № – 23 555 рублей.
Датой обращения Клюшниковой В.А. с заявлением в суд считать 30.12.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.02.2023.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –