Дело № 2-3234/2023
УИД 23RS0036-01-2023-005053-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2023 года город Краснодар
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего судьи Ищенко Д.Ю.,
при секретаре Галаевой А.В.,
с участием помощника прокурора Овдиенко О.В., представителя ответчика АО «Кубаньпассажиравтосервис» по доверенности Рыбченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Кубаньпассажиравтосервис» об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Кубаньпассажиравтосервис» об устранении нарушений.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов транспортной инфраструктуры, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов при организации работы автостанции, расположенной по адресу: <адрес>, включенной в Реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Приморско-Ахтарском районе. По результатам проведенного 03 апреля 2023 года обследования здания автостанции г. Приморско-Ахтарска выявлено, что высота порога входной двери не соответствует нормативным требования (должен быть не более 1,4 см.), тем самым допущено нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020. Имеющийся внутренний пандус не соответствует нормативным требования (должен быть с уклоном не более 1/20 (5%) с поручнями обеим сторонам на высоте 70 см. 90 см. и с не травмирующим горизонтальным заверением в верху и внизу не менее 30 см.), тем самым допущено нарушение п. 6.2.9, п. 6.2.11, СП 59.13330.2020. Отсутствуют обозначения специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения, тем самым допущено нарушение п.6.5.1 СП 59.13330.2020. В нарушение п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,2 до 1,6 м с дублирование рельефными знаками. Отсутствуют технические средства информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию в соответствии с требованиями п. 6.5.2 СП 59.13330.2020. Прокуратурой района 03 апреля 2023 года в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление генеральному директору АО «Кубаньпассажиравтосервис», которое рассмотрено, однако нарушения фактически не устранены. Непринятие мер АО «Кубаньпассажиравтосервис» в части устранений нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов транспортной инфраструктуры, нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории Приморско-Ахтарского района, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации послужило основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать АО «Кубаньпассажиравтосервис» устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности здания автостанции <адрес>, а именно: привести высоту порога входной двери в соответствие с нормативными требованиями, предусмотренными п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 (не более 1,4 см.); привести внутренний пандус в соответствие с нормативными требованиями п. 6.2.9, п. ДД.ММ.ГГГГ, СП 59.13330.2020 (с уклоном не более 1/20 (5%) с поручнями обеим сторонам на высоте 70 см. 90 см. и с не травмирующим горизонтальным заверением в верху и внизу не менее 30 см.); установить обозначения специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения, в соответствии с п.6.5.1 СП 59.13330.2020; установить информирующие тактильные таблички для идентификации помещений (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,2 до 1,6 м с дублирование рельефными знаками в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020; установить технические средства информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию в соответствии с требованиями п. 6.5.2 СП 59.13330.2020.
Представитель истца - помощник прокурора Центрального административного округа г. Краснодара Овидиенко О.В. в судебном заседании требования иска поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «Кубаньпассажиравтосервис» по доверенности Рыбченко Е.В. в судебном заседании пояснила, что обществом совершены действия, направленные на устранение допущенных нарушений, часть из которых в настоящее время устранена, в связи с чем признала исковые требования и не возражала против их удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав присутствующих в судебном заседании лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов — это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Как следует из п. 8.4.9 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для маломобильных групп населения.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Приморско-ахтарского района из ГКУ КК – УСЗН в Приморско-Ахтарском районе поступили сведения о том, что здание автостанции г. Приморско-Ахтарска, является не доступным для инвалидов, что нарушает требования ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 4 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов транспортной инфраструктуры, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов при организации работы автостанции, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки заместителем прокурора Приморско-Ахтарского района Ермолаевым В.А. в адрес генерального директора АО «Кубаньпассажиравтосервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в котором указано, что высота порога входной двери не соответствует нормативным требованиям (должна быть не более 1,4 м), предусмотренными п. 6.2.4 СП 59.13330.2020; имеющийся внутренний пандус не соответствует нормативным требованиям (должен быть с уклоном не более 1/20 (5%) с поручнями по обеим сторонам на высоте 70 см. 90 см. и с не травмирующим горизонтальным заверением в верху и внизу не менее 30 см.), тем самым допущено нарушение п. 6.2.9, п. ДД.ММ.ГГГГ, СП 59.13330.2020; отсутствует обозначения специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения, тем самым допущено нарушение п.6.5.1 СП 59.13330.2020; отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,2 до 1,6 м с дублирование рельефными знаками, тем самым допущено нарушение п. 6.5.9 СП 59.13330.2020; отсутствуют технические средства информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию в соответствии с требованиями п. 6.5.2 СП 59.13330.2020.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах заместитель прокурора просил сообщить в прокуратуру района в течение месячного срока с момента его поступления (с приложением копий соответствующих документов).
26 апреля 2023 года генеральным директором АО «Кубаньпассажиравтосервис» ФИО8 в прокуратуру Приморско-Ахтарского района сообщено, что представление от 03 апреля 2023 года рассмотрено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. С целью устранения выявленных нарушений Обществом запланировано проведение мероприятий, направленных на приведение Приморско-ахтарской автостанции в соответствие требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3931-КЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае».
На данный момент нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, указанные в представлении заместителя прокурора Приморско-Ахтарского района от 03 апреля 2023 года, ответчиком не устранены, соответствующие сведения об исполнении представления материалы дела не содержат и суду в ходе рассмотрения дела не представлены.
Таким образом, АО «Кубаньпассажиравтосервис» не приняты меры в части устранений нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в части доступности объектов транспортной инфраструктуры, что нарушает права граждан, проживающих, либо находящихся на территории Приморско-Ахтарского района, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений ФИО1 государства.
При таких обстоятельствах суд, учитывая позицию представителя ответчика, не возражавшего против удовлетворения исковых требований, считает требования истца об обязании АО «Кубаньпассажиравтосервис» устранить вышеуказанные нарушения, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ (░. ░░░░░░░░░-░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░. 2), ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 6.2.4 ░░ 59.13330.2020 (░░ ░░░░░ 1,4 ░░.);
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.2.9, ░. 6.2.11, ░░ 59.13330.2020 (░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1/20 (5%) ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 70 ░░. 90 ░░. ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░.);
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.6.5.1 ░░ 59.13330.2020.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░ 1,2 ░░ 1,6 ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6.5.9 ░░ 59.13330.2020,
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.5.2 ░░ 59.13330.2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –