Дело № 2-5551/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сироткиной Е.М.
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 октября 2010 года дело по иску Перетягиной А.Ю. к РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» о перерасчете заработной платы,
У с т а н о в и л:
Перетягина А.Ю. обратилась в суд с иском к РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 января 2009 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, поскольку при введении в Учреждении с 01.12.2008 года новой системы оплаты труда, ответчиком не учтен установленный законом минимальный размер оплаты труда и повышающие коэффициенты, для исчисления должностных окладов и оплаты труда работников.
Истица в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика с требованиями не согласился.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истицы неоснованными на законе и не подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Перетягина А.Ю. работает в РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» с 1989 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» утверждена Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы.
На Министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местные администрации, учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, возложена обязанность осуществить необходимые подготовительные работы для введения Единой тарифной сетки.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 Министерством здравоохранения Российской Федерации 15 октября 1999 г. издан приказ № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения»
Согласно ПОЛОЖЕНИЮ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ставки и оклады работников учреждений здравоохранения определяются на основе Единой тарифной сетки. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки определяются Правительством Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов ( п. 2.1.).
Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 1 октября 2007 г. № 223 «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми», размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми установлен в сумме 1404 рублей в месяц; к окладу первого разряда ЕТС установлены межразрядные тарифные коэффициенты.
Постановлением Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 г. № 239 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми» с 1 декабря 2008 г. утверждена новая система оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми; утверждены должностные оклады, оклады, тарифные ставки руководителей, специалистов и рабочих государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; размеры повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; выплаты компенсационного характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; выплаты стимулирующего характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми.
Пунктом 6 данного постановления определено, что заработная плата работников (без учета премий), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Согласно трудовому договору истице установлены должностной оклад в сумме ... руб. в соответствии с ... разрядом ЕТС, надбавкой за вредные условия труда в размере 15%, за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30%, районным коэффициентом в размере 20%., северной надбавкой в размере 50%.
Дополнительным соглашением истице установлен оклад в размере ... руб., надбавкой за вредные условия труда в размере 15%, за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30%, районным коэффициентом в размере 20%., северной надбавкой в размере 50%.
Дополнительным соглашением к трудовому договору истице установлен оклад в сумме ... руб. с доплатой за вредные условия труда в размере 15% в сумме ... руб., доплатой как молодому специалисту в размере 25% в сумме ... руб., северная надбавка и районный коэффициент.
Соглашением истице установлен оклад в сумме ... руб. в соответствии с ... разрядом ЕТС, доплатой за работу в опасных и тяжелых условиях труда в размере 15%, доплата за выполнение работы в ночное время в размере 100%, за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30%, районным коэффициентом в размере 20%., северной надбавкой в размере 50%.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть3 Конституции РФ).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года, с изменениями, внесенными ФЗ от 24.06.2008 года №91-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.
Истица, в обоснование иска указала, что работодатель обязан был принять в качестве базового оклада минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, к которому необходимо применить повышающие коэффициенты для определения оклада истицы.
Суд, оценив доводы истицы, пришел к выводу об их несостоятельности.
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия:
- тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
- оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
- базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из расчетных листков, представленных ответчиком, следует, что заработная плата истицы за 2009-2010 годы выше, чем предусмотренный законом минимальный размер оплаты труда, в связи с чем суд считает, что нарушений трудовых прав истицы при выплате заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено. Вследствие чего, в удовлетворении иска следует отказать.
Доводы истицы об обязанности работодателя, учесть при установлении окладов повышающие коэффициенты, не основаны на законе.
Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.
В частности, согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 г. № 239 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми» принято в пределах полномочий Республики Коми как субъекта Российской Федерации.
Данным постановлением утвержден Перечень оснований для повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми и размеры повышения. Однако повышающих коэффициентов, предусматривающих межразрядную разницу, не установлено, а в силу федерального законодательства на субъект Российской Федерации не может быть возложена обязанность изменять установленную систему оплаты труда.
Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истицей срока на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.
В соответствии со ст.392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Судом установлено, что после опубликования Федеральных законов от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» истец должен был знать о нарушении своего предполагаемого права.
Начало течение срока суд определяет с 01 января 2009 года, т.е. с момента, когда начинает действие Федеральный закон от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ.
Как следует из представленных документов, в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав Перетягина А.Ю. обратилась 31 мая 2010 г.
Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Консти-туции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.
Доказательств уважительности причины пропуска срока истица не представила, соот-ветственно перерасчет заработной платы возможен был за три месяца, предшествующих дню обращения в суд. Однако суд не нашел оснований для удовлетворения требований истица по существу, в связи с чем, суд считает необходимым отказать ей в удовлетворении требований к ответчику в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Перетягиной А.Ю. к РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» о перерасчете заработной платы с 1 января 2009 года отказать.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.М.Сироткина
а