ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 77-638/2023
г. Уфа 17 июля 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М. при секретаре Ширшовой Э.С.
с участием защитника МОА ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МОА на решение судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым
постановление начальника Межрайонной ИФНС России №... по адрес по делу об административном правонарушении №...п-22 от дата в отношении учредителя общества с ограниченной ответственностью «ЭСКОРТ» МОА - оставлено без изменения, жалоба учредителя общества с ограниченной ответственностью «ЭСКОРТ» МОА - без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №... по адрес советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО5 №...-п-22 от дата учредитель ООО «ЭСКОРТ» МОА признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Судьей Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан по жалобе МОА принято вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №... по адрес ФИО5 №...-п-22 от дата и решением судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, МОА подал жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, просит их отменить, производство по делу прекратить, указывая в обоснование об отсутствии умысла на совершение правонарушения, допустил ошибку.
МОА, представитель Межрайонной ИФНС России №... по адрес в судебное заседание на рассмотрение жалобы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом (л.д. 93), ходатайств об отложении судебного заседания не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пп. «л» п.1 ст.5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Содержание в ЕГРЮЛ недостоверных сведений противоречит принципам ведения государственных реестров, закрепленных в ст.4 Закона № 129-ФЗ.
При этом действующее законодательство исходит из принципа достоверности сведений, включённых в государственные реестры, носящих общедоступный характер (ст.4 Закона № 129-ФЗ, ст.3, 13, 14 Федерального закона от дата № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Содержание в ЕГРЮЛ недостоверных и противоречивых сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, нарушает права неограниченного круга лиц, являющихся пользователями информационных ресурсов, потенциальных и существующих кредиторов на получение достоверной информации и создает тем самым угрозу их интересам в сфере экономической деятельности.
Согласно указанным нормам, государственные реестры являются информационными ресурсами. Внесение в государственные реестры недостоверных сведений является нарушением действующего законодательства.
Согласно п.п.1 и 2 ст.25 Закона № 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с п.2 и 3 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно п.6 ст.57 Федерального закона от дата № 14-ФЗ (ред. от дата, с изм. дата) «Об обществах с ограниченной ответственностью» срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
Как следует из представленных материалов ООО «ЭСКОРТ» зарегистрировано в ЕГРЮЛ дата, участником (учредителем) общества является МОА
С дата ООО «ЭСКОРТ» находится в стадии ликвидации, лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «ЭСКОРТ», является ликвидатор ФИО6
Срок добровольной ликвидации ООО «ЭСКОРТ» истек дата. В связи с чем, в отношении ООО «ЭСКОРТ» дата в ЕГРЮЛ внесена запись об истечении срока ликвидации общества (ГРН 2220200167493).
Таким образом, в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «ЭСКОРТ».
дата за исх. №... в адрес юридического лица, его учредителей и исполнительного органа было направлено уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии с абз.2 п.6 ст.11 Закона № 129-ФЗ в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В установленный законом срок учредителем «ЭСКОРТ» МОА достоверные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган не представлены. В связи с чем в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений о руководителе юридического лица.
В соответствии со ст.2 Закона № 129-ФЗ и Приказом УФНС России по адрес ИФНС России №... по адрес с дата возложены функции Единого регистрационного центра, осуществляющего на территории Республики Башкортостан все виды регистрационных действий, предусмотренных законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
За указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, согласно которому непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Санкция ч.4 ст.14.25 КоАП РФ предусматривает, что субъектом названного правонарушения может быть должностное лицо. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствие со ст.25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении извещается или вызывается в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В п.9 и 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... определено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета, о чем органы регистрационного учета в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, обязаны сообщить в налоговый орган в течение 10 дней. Уведомление физического лица является надлежащим, если оно было направлено по месту жительства данного лица (ст.20 ГК РФ, п.24.1. Постановления Пленума ВАС РФ от дата №...).
Согласно п.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата №...).
В соответствии с п. 34 Приказа Минкомсвязи России от дата №... «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» почтовые отправления разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
дата за исх. №... в адрес учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА направлен вызов на составление протокола об административном правонарушении. Конверт возвращен отправителю. К назначенному времени МОА явку не обеспечил, объяснений, ходатайств и иных документов в инспекцию не представил.
дата за исх. №... в адрес учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА направлен вызов на составление протокола об административном правонарушении. Согласно сайту Почта России конверт по состоянию на дата имеет статус «вручение адресату». К назначенному времени МОА явку не обеспечил, объяснений, ходатайств и иных документов в инспекцию не представил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА протокола об административном правонарушении №... от дата по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, вынесения постановления о назначении административного наказания 3-25/1760-п-22 от дата.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ИП учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
При рассмотрении дела и жалобы судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА в его совершении.
Содержащиеся в жалобе доводы свидетельствуют о несогласии учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА с вынесенными постановлением по делу об административном правонарушении и решением судьи, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не опровергают вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о доказанности вины учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА в совершении инкриминированного ему административного правонарушения.
Вместе с тем имеются основания для признания совершенного учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА административного правонарушения малозначительным.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от дата №...-О указал, что нормы статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от дата №... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом системного анализа вышеуказанных правовых норм, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.
Принимая во внимание вышеизложенное и тот факт, что совершенное учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В данном случае устное замечание, как мера порицания за совершение правонарушения с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, является достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, постановление начальника Межрайонной ИФНС России №... по адрес советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО5 №...-п-22 от дата и решение судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, вынесенные в отношении учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 -30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России №... по адрес ФИО5 №...-п-22 от дата и решение судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КАП РФ, в отношении учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, освободить учредителя ООО «ЭСКОРТ» МОА от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов
справка: судья районного суда Идиятова Н.Р.
дело №12-142/2023