Дело № 2-3140/2022
УИД86RS0007-01-2023-000279-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2022 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующий судья Заремба И.Н.
при секретаре Михайловой Н.Р.
с участием
прокурора Трифонова М.В.
представителя истца/ответчика Дорониной М.А.
представителя ответчика/истца Кищенко Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акиньшиной Натальи Николаевны к МУ «Администрация городского поселения Пойковский» о предоставлении жилого помещения собственнику взамен непригодного, и встречному исковому заявлению муниципального учреждения «Администрация городского поселения Пойковский» к Акиньшиной Наталье Николаевне о прекращении права собственности на жилое помещение путём выкупа, выселении без предоставления другого жилого помещения,
установил:
Акиньшина Н.Н. обратилась в суд с иском МУ «Администрация городского поселения Пойковский», в котором просит обязать ответчика предоставить ей по договору мены, взамен изымаемого аварийного жилого помещения равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по общей площади 31,6 кв.м, другое жилое помещение, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям поселения городского типа (адрес) (адрес), Ханты-Мансийский автономный округ-Югры .
Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от (дата) ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес), гп. (адрес), общей площадью 31,6 кв.м. Распоряжением администрации городского поселения Пойковский от 12.08.2016 года № 419-р многоквартирный жилой (адрес) (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 01.04.2019 №104-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ХМАО-Югры в 2019-2025 г.г., в соответствии с которой дом, где расположена квартира истца, включен в список многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими расселению под №694, планируемая дата окончания расселения 31.08.2025 года. Постановлением администрации гп. Пойковский от 31.03.2022 года № 207-п принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: городское поселение (адрес), в том числе жилого помещения №. Администрацией гп.Пойковский истцу направлена претензия, и отчет оценщика. Согласно отчета ИП ИРИ № от 11.04.2022 года, рыночная стоимость спорной квартиры и земельного участка по состоянию на дату оценки составляет 1 736 456 рублей. Согласно Договора купли-продажи квартиры от 02.03.2022 года жилое помещение оценено в 1 500 000 рублей. Размер возмещения определяется в соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также истцу/ответчику направлено соглашение о возмещении собственнику стоимости за изымаемое жилое помещение с выплатой выкупной цены в размере 1 500 000 рублей. Соглашение истцом/ответчиком не подписано, поскольку как она полагает, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положения ч.8, 8.1,8.2. ст.32 ЖК РФ. В связи с чем, она имеет право на предоставление ей другого жилого помещения, вместо выкупа.
МУ «Администрация г.п. Пойковский» обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Акиньшиной Н.Н., в котором просит установить размер подлежащей уплате денежной компенсации Акиньшиной Н.Н. - 1 500 000 рублей, прекратить путём выкупа право собственности Акиньшиной Н.Н. на указанное жилое помещение, общей площадью 31,6 кв.м., расположенного на 1 этаже двухэтажного жилого дома и выселить Акиньшину Н.Н. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу принадлежит на праве собственности Акиньшиной Н.Н. Жилой (адрес), расположенный в (адрес) согласно распоряжению администрации городского поселения Пойковский от 12.08.2016 года № 419-р ( в ред.от 29.05.2019 №323-р) признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения дома до 31.12.2025 года. В связи с изъятием земельного участка согласно постановлению администрации гп. Пойковский от 16.10.2020 года №471-п, в соответствии со ст.32 ЖК РФ, МУ «Администрация г.п. Пойковский» принято решение о возмещении собственнику стоимости за изымаемое спорное жилое помещение. Уведомление от (дата) и проект Соглашения о возмещение собственнику стоимости за изымаемое жилое помещение направлено в адрес Акиньшиной Н.Н., и получено ею 24.05.2022 года. 29.04.2022 года администрацией гп. Пойковский принято распоряжение №376-р о возмещении собственнику стоимости за изымаемое жилое помещение. Согласно отчету № от (дата) выполненному ИП ИРИ, рыночная стоимость объекта составляет 1 736 456 рублей. Согласно договору купли-продажи от (дата), спорное жилое помещение оценено в 1 500 000 рублей. В данном случае размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется из положений, предусмотренных частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель Акиньшиной Н.Н. – адвокат Доронина М.А. иск поддержала, встречный иск МУ «Администрация г.п. Пойковский» не признала.
Акиньшина Н.Н. просила дело рассмотреть в её отсутствие, иск поддерживает, со встречным иском МУ «Администрация г.п. Пойковский» не согласна.
В судебном заседании представитель МУ «Администрация г.п. Пойковский» иск Акиньшиной Н.Н. не признала, настаивает на удовлетворении встречного иска.
В своём заключении прокурор считает встречные исковые требования МУ «Администрация г.п. Пойковский» подлежащими удовлетворению, а исковые требования Акиньшиной Н.Н. не подлежащими удовлетворению.
Заслушав представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением администрации гп.Пойковский от 12.08.2016 года №419-р, жилой (адрес), расположенный по адресу: гп. (адрес), признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения дома до 31.12.2020 года.
Постановлением №104-п от 01.04.2019 года Правительства ХМАО-Югры принята адресная программа ХМАО-Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.
Жилой (адрес), расположенный по адресу: (адрес), включен в адресную программу.
29.05.2019 года администрацией гп.Пойковский принято Распоряжение №323-р изменяющее срок расселения дома до 31.12.2025 года.
16.10.2020 года администрацией гп.Пойковский принято Постановление №471 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд».
(дата) на основании договора купли-продажи квартиры, Акиньшина Н.Н. приобрела в собственность однокомнатную квартиру, общей площадью 31,6 кв.м., расположенную по адресу: (адрес), городское поселение (адрес), стоимостью 1 500 000 рублей.
(дата) Управлением Росреестра по ХМАО-Югре произведена государственная регистрация права собственности Акиньшиной Н.Н. на жилое помещение.
14.04.2022 года Акиньшина Н.Н. на руки получила уведомление о выплате ей выкупной цены за изымаемое жилое помещение в размере 1 500 000 рублей.
Согласно отчета № от (дата) выполненного ИП ИРИ по заказу администрации гп.Пойковский, рыночная стоимость объекта составляет 1 736 456 рублей.
29.04.2022 года администрацией гп.Пойковский принято Распоряжение №376-р о возмещении собственнику Акиньшиной Н.Н. стоимости за изымаемое жилое помещение в размере 1 500 000 рублей.
13.05.2022 года администрацией гп.Пойковский в адрес Акиньшиной Н.Н. направлена претензия, с проектом Соглашения о возмещении стоимости за изымаемое помещение, отчётом об определении рыночной стоимости объекта от 11.04.2022 года, и постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
05.09.2022 года истец обратилась с заявлением к Главе гп.Пойковский о предоставлении ей в собственность другого жилого помещения взамен изымаемого.
13.09.2022 года истец обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные исковые требования Акиньшиной Н.Н. и встречные исковые требования МУ «Администрация г.п. Пойковский», суд исходит из следующего.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведённая правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28.12.2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определённости, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 11-П, от 27 июня 2013 года № 15-П, от 23 декабря 2013 года № 29-П, от 22 апреля 2014 года № 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определён принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Вводя новое правовое регулирование (часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), законодатель не внёс каких-либо изменений в Федеральный закон № 185-ФЗ) в части прекращения возможности выбора способа защиты жилищных прав собственников, чьи жилые помещения расположены в многоквартирных домах, включённых в региональные программы.
Как следствие, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда при условии приобретения такого имущества до изменения правового регулирования (до вступления в действие Федерального закона № 473-ФЗ) должно рассматриваться в качестве обстоятельства, расширяющего объём жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда. Фактически речь в этом случае также идёт о реализации дискреционных полномочий законодателя, обладающего правом устанавливать дополнительные гарантии для лиц, в зависимости от принятых на себя органами государственной власти и местного самоуправления обязательств.
Таким образом, фактически возможность выбора способа реализации своего жилищного права (получения выкупной цены или предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого) сохраняют лишь те лица, жилые помещения которых расположены в домах, включённых в региональную программу, при условии приобретения ими права на такие жилые помещения до вступления в действие Федерального закона № 473-ФЗ.
Право собственности на спорное жилое помещение у Акиньшиной Н.Н. возникло на основании договора купли-продажи от (дата), то есть после введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ввиду принципа прямого действия норм жилищного права во времени, право на получение Акиньшиной Н.Н. возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения встречных исковых требований МУ «Администрация г.п. Пойковский» и об отказе в удовлетворении иска Акиньшиной Н.Н.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой МУ «Администрация г.п. Пойковский» было освобождено, взыскивается с Акиньшиной Н.Н. не освобождённой от уплаты судебных расходов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ 8619012800), ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №, ░░░░░ (░░░░) (░░░░ ░░░░░░)) ░ ░░░░░░░ 1 500 000 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░, (░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░ ░░░░░░░░ 31,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░ 2-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░, (░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.