Судья: Маркелова М.О. адм. дело N 33а–10315/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Неугодникова В.Н.,
при секретаре Петровой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-980/2020 по апелляционному представлению прокурора Куйбышевского района г.Самары на решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 8 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя прокуратуры Самарской области Магометовой Е.Г., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия
установила:
Прокурор Куйбышевского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц 29 мая 2020 г. обратился в Куйбышевский районный суд г.Самары суд с административным исковым заявлением об обязании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в медицинском учреждении, предоставив результаты освидетельствования в ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер».
При этом ссылался на то, что ФИО1 состоит на динамическом учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», сведений о своевременном прохождении профилактического медицинского осмотра по месту жительства в целях выявления туберкулеза не предоставил, флюорографическое обследование последний раз проходил ДД.ММ.ГГГГ
Уклонение административного ответчика от периодического прохождения медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза ставит под угрозу, как состояние личного здоровья последнего, так и состояние здоровья окружающих граждан. Уклонение от лечения лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, создает угрозу распространения данного заболевания среди других граждан, подвергает опасности их жизнь и здоровье, то есть затрагивает их право на здоровье и благоприятную окружающую среду. Согласно Приложению к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 124н, профилактическому осмотру в целях выявления туберкулеза подлежат два раза в год лица, состоящие на диспансерном наблюдении в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях.
В связи с предоставлением в ходе рассмотрения дела ФИО1 сведений о прохождении им ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ СО «Самарская городская больница N 10» флюорографического обследования, согласно которым легкие и сердце в норме, прокурор требования изменил, прочил обязать ФИО1 проходить профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в медицинском учреждении 2 раза в год, предоставляя результаты обследования в ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер».
Решением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Административный ответчик, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционного представления, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. На основании статьи 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит, что основания, предусмотренные законом для удовлетворения апелляционного представления и отмены решения суда, отсутствуют.
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации относится:
проведение в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза;
разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза;
определение порядка оказания противотуберкулезной помощи гражданам на территории Российской Федерации;
осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулеза и организация мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза;
организация государственного эпидемиологического мониторинга туберкулеза;
формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области предупреждения распространения туберкулеза;
разработка правил, нормативов, требований и государственных стандартов в области предупреждения распространения туберкулеза;
разработка и организация системы оказания противотуберкулезной помощи федеральными специализированными медицинскими учреждениями;
обеспечение государственного надзора за производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью;
организация государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза;
осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза полномочий.
Регулируемые Федеральным законом "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Осуществление указанных полномочий предполагает реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием об обязании пройти профилактический медицинский осмотр, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 КАС РФ, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на динамическом учете в наркологическом диспансере, и в соответствии с Приложением к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 124н, подлежит профилактическому осмотру в целях выявления туберкулеза два раза в год.
Прокурор, обращаясь с административным исковым заявлением, сослался на выявленные в результате проверки нарушения законодательства о предупреждении туберкулеза, поскольку уклонение административного ответчика от обязательного прохождения обследования создает угрозу распространения заболевания, ставит под угрозу здоровье окружающих граждан.
Отказывая в удовлетворении уточненных требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 выполнена возложенная на него обязанность прохождения профилактического осмотра в целях выявления туберкулеза, оснований возлагать на него данную обязанность на будущее время не имеется.
Судебная коллегия находит приведенные суждения верными, основанными на правильном толковании норм материального права и соответствующим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ для отмены решения суда по доводам апелляционного представления и принятия нового решения, не имеется.
При оценки доводов апелляционного представления судебная коллегия исходит из, что согласно пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, оснований полагать, что в дальнейшем ФИО1 будет уклоняться от прохождения профилактических осмотров в сроки, установленные Приложением к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 124н, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 8 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Куйбышевского района г.Самары без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 1 октября 2020 г.
Председательствующий
Судьи