Дело № 2-213/2022
24RS0003-01-2022-000226-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2022 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края
В составе: председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием представителя истца Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО20 А.С., действующего на основании доверенности №103 от 07.09.2020 года,
ответчиков ФИО1, ФИО2,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием ВКС гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к ФИО18 ФИО22 ФИО4, ФИО2, ФИО3 о взыскании средств гранта, суд
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО18 ФИО23 ФИО4, ФИО2, ФИО3 о взыскании средств гранта мотивируя свои требования тем, что приговором Балахтинского районного суда от 22 июня 2021 года ФИО1 признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 159, ч. 2 ст. 174.1 УК РФ и ей назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы, условно с испытательным сроком 2 года. ФИО2 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 3 лет 2 месяцев лишения свободы, условно с испытательным сроком 2 года. Приговором суда уставлены факты нарушений: индивидуальным предпринимателем главой К(Ф)Х ФИО26 З.И. условий предоставления в 2014 году гранта на развитие семейной животноводческой ферм, установленных п.4 ст. 21.5 Закона Красноярского края от 21.02.2006 года № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в редакции от 20.03.2014г.), п.2.2. Соглашения о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм от 30.07.2014 года № 15-3/1, а так же факты предоставления ФИО25 З.И. документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения, повлекших неправомерное получение главой К(Ф)Х ФИО27 З.И. гранта в размере 2790000 руб.; индивидуальным предпринимателем главой К(Ф)Х ФИО31 С.И. документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения, повлекших нарушение главой К(Ф)Х ФИО28 С.И. условий предоставления в 2015 году гранта на развитие семейной животноводческой фермы, установленных п.4 ст. 21.5 Закона Красноярского края от 21.02.2006 года № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в редакции от 03.06.2015 г.), п.2.2. Соглашения о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм от 30.07.2014 года № 15-3/4 и неправомерное получение главой К(Ф)Х ФИО29 С.И. гранта в размере 3832000 руб.; индивидуальным предпринимателем главой К(Ф)Х ФИО30 Г.В.
(ИНН №) (далее - глава К(Ф)Х ФИО32 Г.В.) условий
предоставления в 2016 году гранта на создание и развитие крестьянского
(фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое
обустройство, установленных п.4 ст.27.4 Закона о господдержке (в редакции от 04.02.2016), пп.2 п.6.13 Порядка предоставления начинающим фермерам грантов, условиями участия в конкурсном отборе, направлениями расходования гранта, перечнем,
формами и сроками представления и рассмотрения документов,
необходимых для их получения, порядка представления отчетности
начинающими фермерами, перечнем документов, подтверждающих целевое
расходование гранта, а также порядком возврата грантов в случае нарушения
условий, установленных при их предоставлении, утвержденного
постановлением Правительства Красноярского края от 05.05.2014 № 183-п
(в редакции от 06.04.2016), п. 2.2 Соглашения о предоставлении грантов
на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или)
единовременной помощи на бытовое обустройство от 23.06.2016 № 15-3/2,
а также факты предоставления ФИО33 Г.В. документов, содержащих
заведомо ложные и недостоверные сведения, повлекших неправомерное
получение главой К(Ф)Х ФИО34 Г.В. гранта в размере 3 000 000 рублей, из которых 1 500 000 рублей - средства федерального бюджета, 1 500 000 рублей - средства краевого бюджета.
Пунктом 1 ст. 7 Закона о господдержке (в редакции на момент предоставления грантов) установлено, что субъекты агропромышленного комплекса края в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для включения в перечень получателей субсидий и получения субсидий. В соответствии с п. 9 Порядка и условиями предоставления грантов на развитие семейных ферм... (в ред. от 22.04.2014, от 10.07.2015) (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 22.04.2014 № 155-п), п. 9 Порядка предоставления начинающим фермерам грантов, условиями участия в конкурсном отборе... (в ред. от 10.07.2015) (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 05.05.2014 № 183-п) ответственность за правильность оформления, достоверность, полноту, актуальность предоставленных документов в составе заявки несет заявитель. Аналогичная норма закреплена в п. 2.6 Соглашений о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм от 30.07.2014 № 15-3/1, от 15.07.2015 № 15-3/4 и Соглашения о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство от 23.06.2016 № 15-3/2, в которых определено, что глава К(Ф)Х несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения гранта. Совершение мошеннических действий, нарушения главами К(Ф)Х ФИО35 З.И., ФИО36 Г.В. и ФИО37 СИ. условий предоставления в 2014, 2015 и 2016 году грантов, а также предоставление документов, содержащих недостоверные сведения, повлекли за собой неправомерное получение средств государственной поддержки в виде грантов в размере 9 622 000 рублей.
В соответствии с п. 5.2 Порядка и условий предоставления грантов на развитие семейных ферм... (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 22.04.2014 № 155-п), п. 6.2 Порядка предоставления начинающим фермерам грантов, условий участия в конкурсном отборе... (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 05.05.2014 № 183-п) мерой ответственности в случае установления факта несоблюдения получателем гранта условий и порядка предоставления гранта, а также представления Грантополучателем недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения гранта, является возврат средств гранта в доход краевого бюджета - в полном объеме. На основании п. 8 ст. 5 Закона о господдержке министерством в форме приказов от 13.12.2021 № 590-О, от 13.12.2021 № 591-0, от 13.12.2021 Ms 592-о, принято решение о применении к главам К(Ф)Х ФИО38 З.И., ФИО39 Г.В. и ФИО40 С.И. - субъектам агропромышленного комплекса края, мер ответственности в виде возврата средства гранта в доход краевого бюджета. Министерством в адрес ИП глав К(Ф)Х Липняговой З.И., Липнягова Г.В. и Козлова СИ. направлены письменные уведомления от 14.12.2021 № 23-27/5167, от 12.12.2021 № 23-27/5168, от 14.12.2021 № 23-27/2166, о возврате в доход краевого бюджета в 10-дневный и 30-дневный срок со дня получения уведомления средств гранта в размерах, указанных в уведомлениях, которые вручены ФИО41 З.И. и ФИО42 Г.В. - 22.12.2021, ФИО43 СИ. - 18.12.2021. Учитывая, что возврата ответчиками полученных средств гранта не последовало, в связи с чем просит суд взыскать с ФИО44 З.И. в пользу министерства, которое в данном случае является главным распорядителем бюджетных средств, грант в размере 2 790 000 рублей, с ФИО45 Г.В. грант в размере 3 000 000 рублей, из которых 1 500 000 рублей - средства федерального бюджета, 1 500 000 рублей - средства краевого бюджета и с ФИО46 С.И. грант в размере 3 832 000 рублей.
Представитель истца Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО47 А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенном в исковом заявлении основаниям и просил суд их удовлетворить, показав, что в отношении ФИО48 С.И. приговор не был вынесен, однако по платежному поручению от 25.08.2015 года денежные средства в сумме 3 832 000 рублей были перечислены на расчетный счет ФИО49 С.И., поэтому сумма гранта подлежит взысканию с ФИО50 С.И. Так же приговором суда установлен факт незаконного получения средств гранта ФИО51 З.И. и ФИО52 Г.В., поэтому денежные средства подлежат возврату в бюджет в полном объеме не зависимо от того куда были потрачены средства, поскольку частичный возврат не предусмотрен.
Ответчик ФИО53 З.И. в судебном заседании по заявленным требованиям возражала и показала, что все средства гранта были потрачены на развитие фермы. Приобреталась техника, скот, строились помещения. Все средства были пущены в развитие хозяйства. Об их хозяйстве рассказывали по телевидению, и претензий со стороны Министерства не было. В настоящее время денежных средств, что бы вернуть средства гранта у нее нет.
Ответчик ФИО54 Г.В. в судебном заседании по заявленным требованиям возражал и показал, что с 2017 года их бизнес фактически закрыли, так как все имущество в рамках уголовного дела арестовали и не дали работать. За эти 5 лет, если бы их хозяйство работало, что они бы вернули все деньги. В настоящее время у него нет таких денежных средств. Долг по налогам составляет около 500 тыс. руб. Все средства гранта, полученные из Министерства они тратили на развитие хозяйства, которое работало стабильно. Заявление в полицию на возбуждение уголовного дела поступило от конкурента, что бы убрать их с рынка и не дать работать. В настоящее время работать не возможно, так как все расчеты проводятся без налично, а у них арестованы все счета. Не согласен, что бы с него взыскали денежные средства. Путь государство заберёт все имущество, приобретенное на средства гранта для погашения долга.
Ответчик ФИО55 С.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, путем направления судебной повестки по известному месту жительства, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, предоставленные в материалы дела в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ч.1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу ч.1, 3 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Законом Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (далее – Закон края), Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. №506-п (в ред. от 02.04.2014 г.) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», Постановлением Правительства Красноярского края №155-п от 22.04.2014 г., Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 198 от 22.03.2012 г. (в ред. от 02.10.2013 г.) «О реализации Постановления правительства РФ от 28.02.2012г. №165» предусмотрена государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края.
В соответствии с п. 1 ст. 21 прим. 5 Закона Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в редакции от 20.03.2014г.), реализуемого Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее - Министерство) государственная поддержка предоставляется главам крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), в том числе в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм по плану расходов в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях края крестьянско-фермерских хозяйств, включая: строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства.
В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в редакции от 20.03.2014г.), государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края оказывается в целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой продукции, производимой в крае, развития сельских территорий, роста занятости и уровня жизни сельского населения. Предоставление главам КФХ грантов осуществляется на конкурсной основе по решению конкурсной комиссии, созданной при Министерстве, уполномоченной на осуществление проверки, поданных кандидатами документов, и на принятие решения о предоставлении государственной поддержки.
Постановлением Правительства Красноярского края №155-п от 22.04.2014г., Приложением №2 к Приказу Министерства сельского хозяйства РФ № 198 от 22.03.2012 г. (в ред. от 02.10.2013 г.) «О реализации Постановления правительства РФ от 28.02.2012 № 165» предусмотрен порядок и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
В соответствии с п. 3 ст. 21 прим. 5 Закона Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в редакции от 20.03.2014г.), размер гранта на развитие семейных животноводческих ферм, предоставляемого конкретному главе КФХ, определяется органом исполнительной власти края, в сфере агропромышленного комплекса на основании решения конкурсной комиссии с учетом собственных средств главы КФХ и его плана расходов. Собственные средства КФХ на развитие семейной животноводческой фермы должны составлять не менее 40 % его плана расходов.
В соответствии с п. 4 ст.21 прим. 5 Закона Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в редакции от 20.03.2014г.), расходование грантов на развитие семейной животноводческой фермы осуществляется главой КФХ в течение 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расходов, указанному в плане расходов.
В соответствии со ст.5 Закона Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в редакции от 20.03.2014г.), п. 9 Порядка предоставления грантов на развитие животноводческих ферм, предусмотренного Постановлением Правительства Красноярского края №155-п от 22.04.2014г. ответственность за достоверность, полноту и актуальность предоставленных сведений несет заявитель.
Согласно ч.2 ст.6 Закона Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в редакции от 20.03.2014г.) одним из оснований для отказа в предоставлении государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса края является установление факта представления субъектом агропромышленного комплекса края, претендующим на получение государственной поддержки, документов, содержащих недостоверные сведения.
В соответствии с п. 5.2 Порядка и условий предоставления грантов на развитие семейных ферм (утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 22.04.2014 года № 155-п) мер ответственности в случае установления факта несоблюдения получателем гранта условий и порядка предоставления гранта, а так же предоставления грант получателем недостоверных сведений содержавшихся в документах, представленных им для получения гранта, является возврат средств гранта в доход краевого бюджета – в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно статье 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу имеет преюдициальное значение для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, только по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
В судебном заседании установлено, что приговором Балахтинского районного суда от 22 июня 2021 года ФИО56 признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 159, ч. 2 ст. 174.1 УК РФ и ей назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы, условно с испытательным сроком 2 года. ФИО57 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 3 лет 2 месяцев лишения свободы, условно с испытательным сроком 2 года. Согласно приговора ФИО58 З.И. совершила мошенничество, то есть хищение чужого имущества, путем обмана, совершенное в особо крупном размере, а так же мошенничество, то есть хищение чужого имущества, путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, а так же совершила финансовые операции и другие сделки с денежными средствами, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами, совершенное в крупном размере, ФИО59 Г.В. совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества, путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах.
С 14.12.2012 г. ФИО60 З.И. являлась ИП главой КФХ, которое зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Красноярскому краю. Законом Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (далее – Закон края), Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. №506-п (в ред. от 02.04.2014 г.) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», Постановлением Правительства Красноярского края №155-п от 22.04.2014 г., Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 198 от 22.03.2012 г. (в ред. от 02.10.2013 г.) «О реализации Постановления правительства РФ от 28.02.2012г. №165» предусмотрена государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края. В соответствии с п. 1 ст. 21 прим. 5 Закона края (в редакции от 20.03.2014г.), реализуемого Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее - Министерство) государственная поддержка предоставляется главам крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), в том числе в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм по плану расходов в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях края крестьянско-фермерских хозяйств, включая: строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства. В соответствии со ст. 3 Закона края государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края оказывается в целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой продукции, производимой в крае, развития сельских территорий, роста занятости и уровня жизни сельского населения. Предоставление главам КФХ грантов осуществляется на конкурсной основе по решению конкурсной комиссии, созданной при Министерстве, уполномоченной на осуществление проверки, поданных кандидатами документов, и на принятие решения о предоставлении государственной поддержки. Постановлением Правительства Красноярского края №155-п от 22.04.2014г., Приложением №2 к Приказу Министерства сельского хозяйства РФ № 198 от 22.03.2012 г. (в ред. от 02.10.2013 г.) «О реализации Постановления правительства РФ от 28.02.2012 № 165» предусмотрен порядок и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм. В соответствии с п. 3 ст. 21 прим. 5 Закона края размер гранта на развитие семейных животноводческих ферм, предоставляемого конкретному главе КФХ, определяется органом исполнительной власти края, в сфере агропромышленного комплекса на основании решения конкурсной комиссии с учетом собственных средств главы КФХ и его плана расходов. Собственные средства КФХ на развитие семейной животноводческой фермы должны составлять не менее 40 % его плана расходов. В соответствии с п. 4 ст.21 прим. 5 Закона края расходование грантов на развитие семейной животноводческой фермы осуществляется главой КФХ в течение 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расходов, указанному в плане расходов. В соответствии со ст.5 Закона края, п. 9 порядка предоставления грантов на развитие животноводческих ферм, предусмотренного Постановлением Правительства Красноярского края №155-п от 22.04.2014г. ответственность за достоверность, полноту и актуальность предоставленных сведений несет заявитель. В соответствии с ч.2 ст.6 Закона края одним из оснований для отказа в предоставлении государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса края является установление факта представления субъектом агропромышленного комплекса края, претендующим на получение государственной поддержки, документов, содержащих недостоверные сведения. В нарушение условий, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства №198 от 22.03.2012г. и порядка предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы, установленного Постановлением Правительства Красноярского края №155-п от 22.04.2014 г., ФИО61 З.И., заведомо зная о государственной программе поддержки малых форм бизнеса из средств массовой информации, с целью введения в заблуждение членов конкурсной комиссии, о своих преступных намерениях незаконного получения гранта и намерениях строительства производственного помещения по переработке молока и реконструкции помещения для содержания и доения коз, для участия в конкурсном отборе глав КФХ для предоставления грантов, не позднее 17.06.2014 г., преследуя корыстную цель хищения бюджетных денежных средств в особо крупном размере, в неустановленном месте, при помощи персонального компьютера, принтера и ксерокса, изготовила и 17.06.2014 г. в 14 часов 29 минут предоставила в Министерство, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 125 документы, содержащие, в том числе, недостоверные сведения, а именно:
- заявление на участие в конкурсе по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств, для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, бизнес-план инвестиционного проекта «Развитие молочно-товарной козоводческой фермы», содержащие недостоверные сведения о намерении ФИО62 З.И. реконструировать помещение для содержания и доения коз, осуществить строительство производственного объекта по переработке молока. Общая стоимость инвестиционного проекта, согласно бизнес-плана, составляла 4 650 000 рублей, источником инвестиционных затрат должны быть собственные средства в размере не менее 40% от заявленных расходов (1 860 000 рублей) и средства государственной поддержки в размере 60 % от заявленных расходов (2 790 000 рублей);
- выписку по движению денежных средств банковского счета ИП главы КФХ ФИО63 З.И., справку об открытом счете в дополнительном офисе ОАО «Россельхозбанк», свидетельствующие о наличии на 16.06.2014 г. на счету ИП главы КФХ ФИО64 З.И. собственных денежных средств в размере 1 868 531, 47 рублей, что фактически не соответствовало действительности, так как в июне 2014 года, точная дата следствием не установлена, ФИО65 З.И. заняла у ФИО66 С.В. денежные средства в сумме 2 000 000 рублей, которые были сняты 24.06.2014 г. ФИО67 З.И. с расчетного счета и возвращены ФИО68 С.В.;
- копию соглашения о создании фермерского хозяйства «ИП глава КФХ ФИО69 З.И.» от 10 декабря 2012 года, включив в состав членов КФХ в том числе, находящегося под опекой несовершеннолетнего ребенка - ФИО70 Т.А., не достригшей на момент заключения соглашения 16-тилетнего возраста, которая указанное соглашение не подписывала и в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ФЗ-№74 не могла являться членом КФХ.
03.07.2014 г. члены конкурсной комиссии при Министерстве, считая, что документы, предоставленные ФИО71 З.И., содержат достоверные сведения, не подозревая о преступных намерениях последней, приняли решение о включении в реестр заявителей ФИО72 З.И. с указанием суммы гранта, рекомендуемой для предоставления с учетом собственных средств и представленного плана расходов. В связи с чем, 30.07.2014 г. Министерством, в лице исполняющего обязанности заместителя председателя Правительства Красноярского края – министра сельского хозяйства Красноярского края ФИО73 Л.Н. с главой КФХ ФИО74 З.И. заключено соглашение № 15-3/1 о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы субсидии в размере 2 790 000 рублей, в соответствии с которым ФИО75 З.И. приняла на себя обязательства по выполнению условий соглашения, в том числе:
- использовать Грант в течении 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы КФХ по каждому наименованию (статье) расхода, указанному в плане расходов;
- согласовывать с конкурсной комиссией изменение плана расходов гранта, в том числе в пределах предоставленного гранта;
- в случае возникновения экономии средств гранта по итогам исполнения статей расходов, предусмотренных планом расходов, возвратить в краевой бюджет средства гранта, составляющие сумму экономии в течение 15 календарных дней со дня окончания периода расходования гранта;
- в случае неисполнения плана расходов по статьям расходов в полном объеме по истечении периода расходования гранта возвратить полученный грант в бюджет края в течение 15 календарных дней со дня окончания периода расходования гранта;
- обеспечить оплату не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, в том числе за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования Приобретений;
- гарантировать достоверность документов, представляемых для получения Гранта, и информации, предоставляемой в рамках Соглашения;
- нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения Гранта, а также в отчетах о целевом расходовании Гранта и документах, подтверждающих целевое использование Гранта, и иных отчетах, предусмотренных Приказом Минсельхоза РФ № 198 от 22.03.2012 года «О реализации Постановления Правительства РФ от 28.02.2012г. № 165».
В соответствии с условиями вышеуказанного соглашения №15-3/1 от 30.07.2014 г. Министерством на расчетный счет №№, открытый 18.01.2013 г. ИП главе КФХ ФИО76 З.И. в дополнительном офисе №3349/49/07 Красноярского филиала РФ АО «Россельхозбанк», расположенном по адресу: 662340, Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Заречная, 32, строение 5, 21.08.2014г. Министерством перечислена сумма гранта в размере 2 790 000 рублей из средств краевого бюджета. 25.08.2014г. ФИО77 З.И. сняла со своего расчетного счета, поступившие бюджетные средства, получив возможность распоряжаться денежными средствами. После чего, в нарушение п. 4 ст.21 прим. 5 Закона края, п.2.2 Соглашения о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм № 15-3/1 от 30.07.2014 г., обратила их в свою пользу, израсходовав на цели, не связанные с условиями, предусмотренными соглашением, бизнес-планом инвестиционного проекта, планом расходов гранта. С целью сокрытия обязанности возврата гранта, предусмотренной п. 2.2 Соглашения о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм № 15-3/1 от 30.07.2014 г. и п. 28 Приложения №2 к Приказу Минсельхоза РФ № 198 от 22.03.2012 года «О реализации Постановления Правительства РФ от 28.02.2012г. № 165» и придания видимости целевого использования бюджетных денежных средств в период с 21.08.2014 г. до 10.04.2015 г. ФИО78 З.И., используя персональный компьютер, принтер и ксерокс, изготовила, подделав подписи от имени ФИО79 В.И., в несоответствующих действительности договорах подряда, актах приемки выполненных работ, актах приема-передачи денежных средств, согласно которых её брат ФИО80 В.И., якобы осуществлял работы по строительству производственного помещения по переработке молока и по реконструкции помещения для содержания и доения коз из собственных материалов, акты приема - передачи денежных средств, согласно которых ФИО81 В.И., якобы получил от ФИО82 З.И. денежные средства за выполненные обязательства на общую сумму 4 650 000 рублей с учетом 40% собственных средств ФИО83 З.И. (1 860 000 рублей) и 60 % средств гранта ( 2 790 000 рублей), и в этот же период времени предоставила указанные документы в Министерство. Предоставленные ФИО84 З.И. документы содержали недостоверные сведения, так как фактически ФИО85 В.И. на основании вышеуказанных документов строительные работы не производил и денежные средства от ФИО86 З.И. не получал. Продолжая свои преступные действия, ФИО89 З.И., желая похитить путем обмана, бюджетные средства при получении гранта, достоверно зная, что ее брат ФИО90 С.И. с 13.03.2013 г. является ИП главой КФХ, которое зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю, однако фактически предпринимательскую деятельность не осуществляет, введя его в заблуждение относительно своих преступных намерений завладеть средствами государственной поддержки в личных корыстных интересах, предложила ФИО87 С.И., не предполагающему о её преступных намерениях, подать документы от его имени в Министерство для получения гранта. В соответствии со ст. 21 прим. 5 Закона края (в редакции от 19.03.2015 г.), реализуемого Министерством, гранты на развитие семейных животноводческих ферм предоставляются главам КФХ в форме субсидий на софинансирование затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с настоящим Законом, по плану расходов в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях края КФХ, включая: строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; комплектацию семейных животноводческих ферм оборудованием и техникой, покупку сельскохозяйственных животных. ФИО88 З.И., в нарушение условий установленных Приказом Министерства сельского хозяйства № 198 от 22.03.2012 г. и порядка предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 22.04.2014 г. №155-п (в редакции от 02.03.2015 г.) не позднее 14.04.2015 г. в неустановленном месте, при помощи персонального компьютера, принтера и ксерокса, изготовила и 14.04.2015 г. в 15 часов 28 минут предоставила от имени ФИО91 С.И. в Министерство, подготовленные ею документы, содержащие заведомо недостоверные сведения, а именно:
- заявление на участие в конкурсе по отбору глав КФХ для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, которое ФИО92 С.И. не подписывалось, бизнес-план инвестиционного проекта «Создание фермы по выращиванию овец», содержащий недостоверные сведения о намерении ФИО93 С.И. реконструировать ферму для содержания и выращивания овец с наличием родильного отделения, приобрести овец и баранов, приобрести трактор с двумя прицепами и навесным оборудованием. Общая стоимость инвестиционного проекта согласно бизнес-плана составляла 6 386 700 рублей, источником инвестиционных затрат должны быть собственные средства в размере не менее 40% от заявленных расходов (2 554 700 рублей) и средства государственной поддержки в размере 60 % от заявленных расходов (3 832 000 рублей).Также, ФИО94 З.И. в заявлении и бизнес-плане указано о наличии основных средств на 01.04.2015 г. у ИП главы КФХ ФИО95 С.И., а именно: 3 помещений для содержания животных и птиц в собственности, которые фактически отсутствовали, а также о наличии собственных денежных средств в вышеуказанной сумме (2 554 700 рублей).
- выписку из похозяйственной книги о наличии сельскохозяйственных животных, выданную Главой администрации Грузенского сельсовета ФИО96 П.И., которая содержала в себе недостоверные сведения о наличии в собственности ФИО97 С.И. сельскохозяйственных животных.
12.05.2015 г. члены конкурсной комиссии при Министерстве, считая, что документы, предоставленные ФИО98 З.И., содержат достоверные сведения, не подозревая о преступных намерениях последней, приняли решение о включении ФИО99 С.И. в реестр заявителей, определив ему сумму гранта, рекомендуемую для предоставления с учетом собственных средств и плана расходов. В связи с чем, Министерством, было подготовлено и выдано соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм от 15.07.2015 г. №15-3/4, согласно которого ИП главе КФХ ФИО100 С.И. предоставлен грант на развитие семейных животноводческих ферм в размере 3 832 000 рублей, подпись от имени ФИО101 С.И. в котором была подделана ФИО102 З.И. Согласно вышеуказанного соглашения №15-3/4 от 15.07.2015 на ФИО103 С.И. возложены следующие обязательства:
- использовать Грант в течение 24-х месяцев со дня поступления средств на счет главы КФХ по каждому наименованию (статье) расхода, указанному в плане расходов;
- использовать имущество, приобретенное за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы;
- осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения Гранта;
- согласовывать с конкурсной комиссией изменение плана расходов гранта, в том числе в пределах предоставленного гранта;
- реализовывать план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснованию строительства, реконструкции и модернизации семейной животноводческой фермы сроком окупаемости не более 8 лет, согласно предусмотренным в нем срокам и объемам;
- в случае возникновения экономии средств гранта по итогам исполнения статей расходов, предусмотренных планом расходов, возвратить в краевой бюджет средства гранта, составляющие сумму экономии, в течение 15 календарных дней со дня окончания периода расходования гранта;
- обеспечить оплату не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее – Приобретения), указанных в плане расходов, в том числе за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования Приобретений;
- гарантировать достоверность документов, представляемых для получения Гранта, и информации, предоставляемой в рамках Соглашения;
- нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения Гранта, а также в отчетах о целевом расходовании Гранта и документах, подтверждающих целевое использование Гранта, и иных отчетах, предусмотренных Приказом Минсельхоза РФ №198 от 22.03.2012 года «О реализации Постановления Правительства РФ от 28.02.2012г. № 165».
В соответствии с условиями вышеуказанного соглашения №15-3/4 от 15.07.2015 г. Министерством на расчетный счет №№, открытый 19.04.2013 г. ИП главе КФХ ФИО104 С.И. в дополнительном офисе №3349/49/07 Красноярского филиала РФ АО «Россельхозбанк», расположенном по адресу: 662340, Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Заречная, 32, строение 5, 25.08.2015 г. перечислена сумма гранта в размере 3 832 000 рублей из средств краевого бюджета. 27.08.2015 г. ФИО105 З.И. прибыла совместно с ФИО106 С.И. в здание дополнительного офиса № 3349/49/07 Красноярского филиала РФ АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК", расположенного по адресу: 662340, Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Заречная, 32, строение 5, где ввела в заблуждение ФИО107 С.И., относительно законности поступивших на его расчетный счет денежных средств. ФИО108 С.И., не зная о преступных намерениях ФИО120 З.И., по ее просьбе, снял со своего расчетного счета наличные денежные средства в сумме 1 500 000 рублей и передал их ФИО109 З.И. После чего, 31.08.2015 г. ФИО110 З.И. с целью получения возможности самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на расчётном счете ФИО111 С.И., предложила ФИО112 С.И. оформить нотариальную доверенность, согласно которой ФИО113 З.И. будет уполномочена осуществлять от его имени все банковские операции, а также быть представителем во всех учреждениях и организациях по вопросам управления КФХ и заключать разрешенные законом сделки, связанные с деятельностью КФХ, на что он согласился и выдал ФИО114 З.И. доверенность №, удостоверенную нотариусом. В период с 09.09.2015 г. по 26.11.2015 г. ФИО115 З.И., действуя по указанной доверенности, сняла с расчетного счета ИП главы КФХ ФИО116 С.И. оставшиеся денежные средства, полученные в качестве гранта ИП главой КФХ ФИО117 С.И., обратив их в свою пользу и израсходовав на цели, не связанные с условиями, предусмотренными соглашением, бизнес-планом инвестиционного проекта, планом расходов гранта. С целью сокрытия обязанности возврата гранта, предусмотренной п. 2.2 Соглашения о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм № 15-3/4 от 15.07.2015 г. и п. 28 Приложения №2 к Приказу Минсельхоза РФ № 198 от 22.03.2012 года «О реализации Постановления Правительства РФ от 28.02.2012 г. № 165» и придания видимости целевого использования бюджетных денежных средств в период с 27.08.2015 г. по 05.10.2017 г. ФИО118 З.И. предоставила в Министерство и в отдел сельского хозяйства администрации Балахтинского района, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Сурикова, д.8, документы, содержащие заведомо ложные сведения, вместе с заведомо ложными отчетами о целевом расходовании гранта:
- договоры, акты приема-передачи денежных средств и товара, согласно которым ФИО119 С.И. якобы приобрел строительные материалы у ФИО121 Н.А., что не соответствовало действительности, так как ни ФИО122 С.И., ни ФИО123 Н.А. документы о поставке строительных материалов не подписывали и не были осведомлены о сделках от их имени;
- договоры, акты приема-передачи денежных средств и товара, согласно которым ФИО124 С.И. якобы приобрел сельскохозяйственных животных у ФИО125 И.Ш.О., что не соответствовало действительности, так как ни ФИО126 С.И., ни ФИО127 И.Ш.О. документы о поставке сельскохозяйственных животных не подписывали и не были осведомлены о сделках от их имени;
- договоры, акты приема-передачи денежных средств и товара, согласно которым ФИО128 С.И. якобы приобрел сельскохозяйственную технику у ФИО129 Л.Д., указав в отчетных документах завышенную стоимость приобретенной сельскохозяйственной техники, а также недостоверные сведения о заключении договора на приобретение КУНа к трактору и 2-х телег. При этом, фактически понеся затраты на приобретение трактора <данные изъяты> на сумму 500 000 рублей;
Таким образом, ФИО130 З.И., обязательства по соглашениям о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм не выполнила, а полученными денежными средствами в общей сумме 6 622 000 рублей, из которых 2 790 000 рублей получены в виде гранта на имя ИП главы КФХ ФИО131 З.И. и 3 832 000 рублей на имя ИП главы КФХ ФИО132 С.И., распорядилась по своему усмотрению, тем самым похитила их путем обмана, распорядившись по своему усмотрению, причинив бюджету Красноярского края в лице Министерства материальный ущерб в особо крупном размере.
Кроме того, ФИО133 З.И., заведомо зная о возможности получения государственной поддержки начинающих фермеров, предусмотренной Законом Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (далее Закон края) и постановлением Правительства Красноярского края от 05.05.2014 года №183-п (далее постановление Правительства края), весной 2016 года, более точное время, следствием не установлено, желая похитить путем обмана бюджетные средства, при получении гранта, предложила своему супругу ФИО134 Г.В. зарегистрироваться в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее КФХ), с целью дальнейшего получения гранта на создание и развитие КФХ, как начинающему фермеру, на что последний согласился. Действуя в рамках единого преступного умысла, ФИО135 Г.В. 18.04.2016 г. зарегистрировался в качестве ИП главы КФХ с ИНН № в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Красноярскому краю. Законом Красноярского края №17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (далее Закон края), Постановлением Правительства Красноярского края №183-п от 05.05.2014 г., Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012 г. № 197 «О реализации Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 г. №166» предусмотрена государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края. В соответствии с ч.1 ст. 27 прим.4 Закона края (в редакции от 04.02.2016 г.), реализуемого Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (Далее Министерство) государственная поддержка на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства предоставляется гражданам РФ, являющимся главами КФХ, в том числе в виде грантов на создание и развитие КФХ по плану расходов в целях создания и развития на территории сельских поселений межселенных территориях края КФХ, включая: приобретение сельскохозяйственных животных, приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В соответствии со ст.3 Закона края государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края оказывается в целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой продукции, производимой в крае, развития сельских территорий, роста занятости и уровня жизни сельского населения. Предоставление главам КФХ грантов осуществляется на конкурсной основе по решению конкурсной комиссии, созданной при Министерстве, уполномоченной на осуществление проверки, поданных кандидатами документов, и на принятие решения о предоставлении государственной поддержки. В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края № 183-п от 05.05.2014 г. (в ред. от 06.04.2016 г.), приложением №2 к Приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012г. №197 «О реализации постановления Правительства РФ от 28.02.2012г. №166» предусмотрен порядок и условия предоставления гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства для начинающих фермеров. В соответствии с п.4 ст.27 прим.4 Закона края размер гранта на создание и развитие КФХ предоставляемого конкретному начинающему фермеру определяется органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса на основании решения конкурсной комиссии с учетом собственных средств начинающего фермера и его планов расходов. В соответствии с п.5 ст.27 прим. 4 Закона края, грант на создание и развитие КФХ должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов в течение 18 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера. Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта должно быть оформлено в собственность начинающего фермера и использоваться им в деятельности его КФХ на территории края. Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта не подлежит передаче в пользование другим лицам в течение 10 лет со дня получения гранта. В соответствии с п.1.2 постановления Правительства Красноярского края № 183-п от 05.05.2014 г. (в ред. от 06.04.2016 г.) начинающим фермером признается гражданин Российской Федерации, являющийся главой КФХ, отвечающий установленным Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» критериям микропредприятия, зарегистрированного на сельской территории Красноярского края, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации. В соответствии с п.9 порядка предоставления грантов на создание и развитие КФХ, предусмотренного постановлением Правительства Красноярского края № 183-п от 05.05.2014 г. (в ред. от 06.04.2016 г.) ответственность за достоверность, полноту и актуальность предоставленных документов в составе заявки несет заявитель. В соответствии с ч.2 ст.6 Закона края одним из оснований для отказа в предоставлении государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса края является установление факта представления субъектом агропромышленного комплекса края, претендующим на получение государственной поддержки, документов, содержащих недостоверные сведения. ФИО136 З.И., реализуя совместный преступный сговор с ФИО137 Г.В., преследуя корыстную цель хищения бюджетных денежных средств, выделенных в качестве гранта ФИО138 Г.В., в нарушение условий, установленных Приказом Министерства № 197 от 22.03.2012 г. и Порядка предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы, установленного Постановлением Правительства Красноярского края № 155-п с целью введения в заблуждение членов конкурсной комиссии о своих преступных намерениях незаконного получения гранта на приобретение техники и сельскохозяйственных животных ИП главой КФХ ФИО139 Г.В., для участия в конкурсном отборе глав КФХ для предоставления гранта не позднее 17.05.2016 г., преследуя корыстную цель хищения бюджетных денежных средств в особо крупной размере в неустановленном месте, при помощи персонального компьютера, принтера и ксерокса, изготовила документы, содержащие недостоверные сведения, которые впоследствии были подписаны ФИО140 Г.В. и ФИО141 З.И. 17.05.2016 г. указанные документы от имени ФИО142 Г.В. предоставлены в Министерство, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 125, а именно:
- заявление на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров на предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство, бизнес-план по созданию производственной базы молочно-мясного направления, содержащий недостоверные сведения о намерении ФИО143 Г.В. приобрести технику и сельскохозяйственных животных. Общая стоимость расходов проекта согласно бизнес-плана составляла 3 337 500 рублей, из них средства гранта не более 90% от суммы расходов в размере 2 352 000 рублей и собственные средства заявителя не менее 10 % от суммы расходов в размере 265 500 рублей.
Кроме того, ФИО144 З.И. в бизнес-плане указаны недостоверные сведения о наличии у ИП главы КФХ ФИО145 Г.В. в собственности производственного помещения, молочной фермы для содержания скота общей площадью 120 кв.м., производственного помещения для выращивания молодняка, КРС, помещения для хранения кормов, которые в действительности у него отсутствовали:
- письменное подтверждение на имя Министра сельского хозяйства Красноярского края, содержащее недостоверные сведения о том, что ФИО146 Г.В. не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет, однако фактически ИП ФИО147 Г.В. состоял на налоговом учете с 16.11.2011 г. по 09.12.2014 г. в МИФНС №12 по Красноярскому краю, осуществлял предпринимательскую деятельность и оплату налогов в специальном налоговом режиме (единый сельскохозяйственный налог);
- выписку из похозяйственной книги, содержащую недостоверную информацию об общем количестве сельскохозяйственных животных, принадлежащих ФИО148 Г.В.;
- договор купли-продажи, согласно которого ФИО149 Г.В. приобрел у ФИО150 С.В. тракторный прицеп, и копии технических паспортов на сельскохозяйственное оборудование, приобретенное за счет нецелевого использования средств гранта, полученных на имя ФИО151 С.И., который фактически не заключался.
В период с 17.06.2016 г. по 20.06.2016 г. члены конкурсной комиссии при Министерстве, считая, что документы, предоставленные ФИО152 З.И. и ФИО153 Г.В. содержат достоверные сведения, не подозревая об их преступных намерениях, приняли решение о включении в реестр заявителей ФИО154 Г.В. с указанием суммы гранта, рекомендуемой для предоставления с учетом собственных средств и представленного плана расходов. В связи с чем, 23.06.2016 г. Министерством, в лице заместителя министра сельского хозяйства Красноярского края ФИО155 О.И. с ИП главой КФХ ФИО156 Г.В. было заключено соглашение № 15-3/2 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 3 000 000 рублей. В соответствии с указанным соглашением ФИО157 Г.В. принял на себя обязательства по выполнению условий соглашения, в том числе:
- израсходовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет;
- оформить имущество, приобретенное за счет средств Гранта, в собственность начинающего фермера и использовать его в деятельности своего КФХ на территории края;
- не осуществлять продажу, дарение, обмен, взнос в виде пая или вклада, передачу в аренду, передачу в пользование другим лицам и не отчуждать иным способом имущество, приобретенное за счет гранта в течение 10 лет со дня получения гранта;
- согласовывать с конкурсной комиссией изменение плана расходов гранта, в том числе в пределах предоставленного гранта;
- в случае возникновения экономии средств гранта по итогам исполнения статей расходов, предусмотренных планом расходов, возвратить в краевой бюджет средства гранта, составляющие сумму экономии, в течение 15 календарных дней со дня окончания периода расходования гранта;
- обеспечить оплату за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов.
- гарантировать достоверность документов, представляемых для получения гранта, подтверждений целевого расходования средств гранта и информации, предоставляемой в рамках настоящего соглашения;
- нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения гранта, а также в отчетах о целевом расходовании гранта, подтверждающих целевое расходование средств гранта, и иных отчетах, предусмотренных Приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012 года «О реализации Постановления Правительства РФ от 28.02.2012 года № 166».
В соответствии с условиями вышеуказанного соглашения № 15-3/2 Министерством на расчетный счет № №, открытый 06.05.2016 г. ФИО158 Г.В. в дополнительном офисе №3349/49/07 Красноярского филиала РФ АО «Россельхозбанк», расположенном по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Заречная, 32 стр.5, 28.06.2016 г. перечислена сумма гранта в размере 3 000 000 рублей. Продолжая свои преступные действия, ФИО159 Г.В., в период с 30.06.2016 г. по 01.09.2016 г., находясь в помещении дополнительного офиса АО «Россельхозбанк» по вышеуказанному адресу, снял со своего расчетного счета, поступившие бюджетные денежные средства, и в нарушение п. 4 ст.27 прим.4 Закона края, п. 2.2. соглашения № 15-3/2 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство, израсходовал их совместно с Липняговой З.И. на цели, не связанные с условиями, предусмотренными соглашением, бизнес-планом, обратив их в свою пользу и получив возможность распоряжаться денежными средствами. С целью сокрытия обязанности возврата гранта, предусмотренной п. 2.2. соглашения № 15-3/2 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство, и придания видимости целевого использования бюджетных денежных средств в неустановленным следствием время, в неустановленном месте, ФИО160 З.И., используя персональный компьютер, принтер и ксерокс, изготовила договоры купли-продажи, акты приема-передачи денежных средств и товара, согласно которым ФИО161 Г.В. приобрел сельскохозяйственную технику у ФИО162 Ю.Д., что не соответствовало действительности, так как фактически указанные сделки между ФИО163 Г.В. и ФИО164 Ю.Д. не заключались. Кроме того, ФИО165 З.И. и ФИО166 Г.В. в целях подготовки и предоставления документов о целевом расходовании бюджетных денежных средств договорились о совершении сделки с ФИО167 Ю.Д., не осведомленным о преступных действиях ФИО168 З.И. и ФИО169 Г.В., по купли-продажи автомобиля «<данные изъяты> без намерения фактического его приобретения. Действуя по ранее достигнутой договоренности, ФИО170 З.И. договорилась с ФИО171 Ю.Д. о заключении вышеуказанной мнимой сделки, в декабре 2016 года ФИО172 З.И. заключила мнимую сделку с ФИО173 Ю.Д. о приобретении у него автомобиля «<данные изъяты> на ФИО174 Г.В. Последний, будучи осведомленным о наличии договоренности с ФИО175 Ю.Д. осуществил регистрацию в РЭО ОГИБДД МВД России «Балахтинский» право собственности на указанный автомобиль. Спустя год после заключения мнимой сделки между ФИО176 Ю.Д. и ФИО177 Г.В. последним со своего расчетного счета №№ на расчетный счет ФИО178 Ю.Д. №№ по платежному поручению №№ от 28.12.2017 г. с назначением платежа «оплата по договору купли-продажи транспортного средства б/н от 17.12.2016 г. за рефрижератор» осуществлен перевод денежных средств в размере 1 249 000 рублей, при этом фактически автомобиль ФИО179 Ю.Д. не отчуждался, а также денежных средств в размере 1 064 500 рублей по платежному поручению №№ от 28.12.2017 г. с назначением платежа «оплата по договору купли-продажи транспортного средства б/н от 28.12.2017 за прицеп тракторный», что соответствовало якобы понесенным затратам ИП главой КФХ ФИО180 Г.В. на погрузчик-копновоз универсальный ПКУ 09, грабли колесно-пальцевые прицепные ГКП -5,3, прицеп тракторный, ковш тракторный – 0,3 куб.м, пресс-подборщик рулонный ПР – 150 М. В период с 28.12.2017 г. по 29.12.2017 г. по просьбе ФИО181 З.И. перечисленные денежные средства за автомобиль возвращены ФИО182 Ю.Д. на расчётный счет №№ ФИО183 З.И. ФИО184 З.И., действуя совместно и согласованно с ФИО185 Г.В. в период с 07.10.2016 г. по 30.12.2017 г. в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов, предоставила в Министерство и в отдел сельского хозяйства администрации Балахтинского района Красноярского края, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Сурикова, д.8, подготовленные документы вместе с отчетами, содержащими заведомо ложные сведения о целевом расходовании денежных средств, а также о якобы фактическом приобретении вышеназванного оборудования. Таким образом, ФИО186 З.И. совместно с ФИО187 Г.В., скрыв нецелевой характер использования средств гранта, во избежание возврата ФИО188 Г.В. бюджетных средств согласно п. 2.2 соглашения №15-3/2 от 23.06.2016 года, похитили бюджетные денежные средства в особо крупном размере на общую сумму 3 000 000 рублей, распорядившись похищенными бюджетными средствами по своему усмотрению, причинив бюджету Красноярского края в лице Министерства материальный ущерб в особо крупном размере.
Кроме того, в период времени с 17.05.2016 г. по 30.12.2017 г. ФИО189 З.И. путем предоставления заведомо недостоверных сведений и подложных документов членам конкурсной комиссии, созданной при Министерстве сельского хозяйства Красноярского края (далее –Министерство) и представителей Министерства и отдела сельского хозяйства администрации Балахтинского района, уполномоченных на проверку обоснованности расходов средств гранта, и введения их таким образом в заблуждение, совершила хищение бюджетных средств на общую сумму 3 000 000 рублей, выделяемых на ФИО190 Г.В. по программе государственной поддержки, предусмотренной ст. 27 прим.4 Закона Красноярского края № 17-4487 от 21.02.2006 г. «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». Совершив хищение денежных средств, ФИО191 З.И. изготовила и предоставила в Министерство, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 125 и в отдел сельского хозяйства администрации Балахтинского района, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Сурикова, 8, фактически не заключавшиеся договоры на якобы приобретенное имущество, а именно: договор купли-продажи транспортного средства от 17.12.2016г., согласно которого ФИО192 Ю.Д. продал автомобиль - рефрижератор «<данные изъяты> по цене 1 349 000 рублей ФИО193 Г.В.; договоры купли-продажи от 28.12.2017 г. и акты приема-передачи транспортных средств, согласно которых ФИО194 Ю.Д. продал сельскохозяйственное оборудование на общую сумму 1 064 500 рублей ФИО195 Г.В., а также платежное поручение №№ от 28.12.2017 гг. с назначением платежа «оплата по договору купли-продажи транспортного средства б/н от 17.12.2016 г. за рефрижератор» и платежное поручение № 112 от 28.12.2017 г. с назначением платежа «оплата по договору купли-продажи транспортного средства б/н от 28.12.2017 г. за прицеп тракторный». После чего, 29.12.2017 г. ФИО196 З.И., заведомо зная, о том, что ФИО197 Г.В., в период с 28.12.2017 г. по 29.12.2017 г., перечислил с расчетного счета, открытого на имя ИП главы КФХ ФИО198 Г.В. № №, на расчётный счет, открытый в ПАО «Сбербанк» на имя ФИО199 Ю.Д. №№ денежные средства на сумму 1 249 000 рублей платежным поручением №№ от 28.12.2017 г., и на сумму 1 064 500 рублей платежным поручением №№ от 28.12.2017 г., в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению частью похищенными ею совместно с ФИО200 Г.В. денежных средств, сообщила ФИО201 Ю.Д. о необходимости возврата перечисленных в качестве оплаты по договору купли-продажи денежных средств путем их перечисления с расчетного счета физического лица ФИО202 Ю.Д. на расчетный счет физического лица ФИО203 З.И., открытый в ПАО Сбербанк России, без указания назначения платежа. В период с 29.12.2017 г. по 18.01.2018 г. ФИО204 Ю.Д., не осведомленный о преступных действиях ФИО205 З.И. перечислил со своей банковской карты № № на банковскую карту ФИО206 З.И. № № денежные средства в сумме 2 220 100 рублей, которые ею были ранее похищены, тем самым ФИО207 З.И. придала законный вид источнику происхождения денежных средств, похищенных ею путем мошенничества (т.1 л.д. 35-193).
Согласно приказа Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края № 592-о от 13.12.2021 года решено применить к ИП главе К(Ф)Х ФИО208 З.И. меру ответственности в виде возврата полученных сумм гранта в доход краевого бюджета в размере 2790000 руб. в связи с вступлением в законную силу приговора Балахтинского районного суда от 22.06.2021 года, которым установлены факты нарушения ИП ФИО209 З.И. условий предоставления в 2014 году гранта на развитие семейной животноводческой фермы и предоставления виновной документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения, повлекшие неправомерное получение ИП главой К(Ф)Х ФИО210 З.И. гранта ( т.1 л.д. 13).
14.12.2021 года Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края направило ФИО211 З.И. уведомление о возврате в доход краевого бюджета в 10-ти дневный срок со дня получения уведомления гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 2790000 руб. ( т.1 л.д. 14, 15-16, т.2 л.д. 47).
Согласно справки от 15.02.2022 года № физическое лицо (ИНН №) не является индивидуальным предпринимателем ( т.1 л.д. 17).
Приказом Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 04.02.2020 года № 96-о глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО212 (ИНН №) исключена из реестре субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки, индивидуального предпринимателя (т.1 л.д. 18).
По выписки из ЕГРИП от 15.02.2022 года и от 12.05.2022 года ФИО213 прекратила свою деятельность индивидуального предпринимателя 07.09.2021 года ( т.1 л.д. 19-20, 214-215).
Согласно приказа Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края № 590-о от 13.12.2021 года решено применить к ИП главе К(Ф)Х ФИО214 С.И. меру ответственности в виде возврата полученных сумм гранта в доход краевого бюджета в размере 3832000 руб. в связи с вступлением в законную силу приговора Балахтинского районного суда от 22.06.2021 года в отношении ФИО215 З.И., которым установлены факты предоставления виновной, уполномоченной на основании нотариально удостоверенной доверенности действовать от имени и в интересах индивидуального предпринимателя ИП главы К(Ф)Х ФИО216 С.И. (ИНН №) документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения, повлекших нарушение ИП главой К(Ф)Х ФИО217 С.И. условий предоставления в 2015 году гранта на развитие семейной животноводческой фермы и не правомерное им получение гранта ( т.1 л.д. 21, т.2 л.дд. 63).
14.12.2021 года Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края направило ФИО218 С.И. уведомление о возврате в доход краевого бюджета в 10-ти дневный срок со дня получения уведомления гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 3832000 руб. ( т.1 л.д. 22, 23, т.2 л.д. 59-60).
По выписки из ЕГРИП от 15.02.2022 года ФИО219 зарегистрирован в качестве ИП 13.02.2013 года (т.1 л.д. 24, 211-212).
Согласно приказа Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края № 591-о от 13.12.2021 года решено применить к ИП главе К(Ф)Х ФИО220 Г.В. (ИНН №) меру ответственности в виде возврата полученных сумм гранта в доход краевого бюджета в размере 300000 руб., из которых 150000 руб. средства федерального бюджета, 1500000 – средства краевого бюджета, в связи с вступлением в законную силу приговора Балахтинского районного суда от 22.06.2021 года в отношении ФИО221 Г.В., которым установлены факты нарушения ИП, главой К(Ф)Х ФИО222 Г.В. условий предоставления в 2016 году гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а так же факты предоставления виновным документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения, повлекших неправомерное получение им гранта ( т.1 л.д.25).
14.12.2021 года Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края направило ФИО223 Г.В. (ИНН №) уведомление о возврате в доход краевого бюджета в 30-ти дневный срок со дня получения уведомления гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 300000 руб. из которых 150000 руб. средства федерального бюджета, 1500000 – средства краевого бюджета ( т.1 л.д. 26-27, 28, т.2 л.д. 48).
Согласно справки от 15.02.2022 года № физическое лицо (ИНН №) не является индивидуальным предпринимателем ( т.1 л.д. 29).
Приказом Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 22.01.2021 года № 28-о глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО224 (ИНН №) исключен из реестра субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки, индивидуального предпринимателя (т.1 л.д. 30).
По выписки из ЕГРИП от 12.05.2022 года ФИО225 прекратил свою деятельность индивидуального предпринимателя 10.09.2021 года ( т.1 л.д. 213).
Платежным поручением № № от 25.08.2015 года ФИО226 С.И. главе К(Ф)Х перечислена субсидия на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 3832000 руб. ( т.2 л.д.д 72).
Оценив и исследовав все доказательства в их совокупности, суд, удовлетворяя требования истца о взыскании средств гранта мотивирует это тем, что ответчики ФИО227 З.И. и ФИО228 Г.В. не являлись добросовестными предпринимателями, имея преступный умысел, направленный на хищение бюджетных денежных средств, а так же ФИО229 С.И., который не знал о преступных действиях ФИО230 З.И., которая действовала от имени и в интересах главы К(Ф)Х ФИО231 С.И. предоставляли в Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края заявления на предоставление гранатов в 2014, 2015 и 2016 году наряду с иными документами, в составе вышеуказанных заявок, содержали заведомо ложные и недостоверные сведения. На основании чего члены конкурсной комиссии при Министерстве сельского хозяйства и торговли Красноярского края 03.07.2014 года, 12.05.2015 года и 20.06.2016 года включили ФИО232 З.И., ФИО233 Г.В. и ФИО234 С.И. в реестр заявителей с указанием суммы гранта, рекомендуемой для предоставления, с последующим заключением соглашения № 15-3/1 с ФИО235 З.И. о представлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 2 790 000 руб., соглашения № 15-3/4 с ФИО236 С.И. о предоставления гранта на развитие семейных животноводческих ферм в размере 3 832 000 руб. и соглашения № 15-3/2 с ФИО237 Г.В. о предоставления гранта на создание и развитие крестьянско (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в сумме 3 000 000 руб. Указанные денежные средства были перечислены на расчетные счета ответчиков. Несмотря на тот факт, что предоставление документов от имени ФИО238 С.И. на основании нотариальной удостоверенной доверенности № от 31.08.2015 года осуществлялось ФИО239 З.И., однако в соответствии с действующим законодательством РФ именно ФИО240 С.И. несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых им для включения в перечень получателей субсидий и получения субсидий, в связи чем ФИО241 С.И. несет ответственность в виде возврата средств гранта в доход краевого бюджета. Вина ответчиков в причинении ущерба субъекту Российской Федерации – Красноярскому краю в лице действующего от имени Красноярского края уполномоченного органа по распределению средств, главного распорядителя краевого бюджета – Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края установлена вступившим в законную силу приговором суда, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Ответственность по возмещению ущерба подлежит возложению на ответчиков в суммах полученных средств гранта с ФИО242 З.И. в размере 2 790 000 руб., с ФИО243 Г.В. в размере 3 000 000 руб. из которых 1 500 000 руб. средства федерального бюджета, 1 500 000 руб. – средства краевого бюджета и с ФИО244 С.И. в размере 3 832 000 руб.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, установленная п.п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 22150 руб. (13200+1790000х0,5%) с ФИО245 З.И., в размере 23200 руб. (13200+200000х0,5%) с ФИО246 Г.В. и 27360 руб. ( 13200+2 832 000 х 0,5%) с ФИО247 С.И.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░248 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 790 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░249 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 000 ░░░., ░░ ░░░░░░░ 15000 ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 150000 ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░250 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3832000 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░251 ░ ░░░░░ 22150 ░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 23200 ░░░. ░ ░ ░░░252 ░ ░░░░░ 27360 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░