Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3338/2023 ~ М-572/2023 от 15.02.2023

УИД 32RS0027-01-2023-000677-23

Дело № 2-3338/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2023 года                                                                                            гор. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи                                                              Сочень Т.Ю.

при секретаре                                                                                          Нехаевой Ю.А.,

с участием представителя истца, действующей на основании доверенности № 40-2023 от 24.05.2023 г. помощника прокурора Фокинского района г. Брянска Лузгановой О.В.,

представителя третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, действующего на основании доверенности № 25/16-1515 от 06.03.2023 г., Алексян В.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фокинского района города Брянска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, водопровод (ул. И. Кустова, 42), ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения, выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов. Согласно данным на территории Фокинского района г. Брянска имеется объект водоснабжения, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного - водопровод (протяженностью 0,0055 км.) по адресу г. Брянск, ул. И. Кустова, 42. На основании изложенного, истец просил обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - водопровод (протяженностью 0,0055 км.) по адресу г. Брянск, ул. И. Кустова, 42.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела определением суда от 27.03.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены ППК «Роскадастра», ООО «Прометей».

Определением суда от 15.06.2023 года производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий в части требований к ответчику Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации прекращено в связи с отказом представителя истца от исковых требований к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации. Комитет исключен из числа соответчиков по гражданскому делу, привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика.

Дело рассмотрено на основании ст.ст. 167, 233 ГПК РФ в порядке заочного производства в отсутствии неявившихся в судебное заседание представителя ответчика Брянской городской администрации, представителей третьих лиц МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, МУП «Брянский городской водоканал», Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, ООО «Прометей», ППК «Роскадастра», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Фокинского района г. Брянска Лузганова О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить, против рассмотрения дела в порядке заочного производства и предоставления срока исполнения решения не возражала.

Представитель третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Алексян В.Т. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав на то, что данный объект является линейным, не является самостоятельным объектом, в связи с чем, не подлежит постановке на учет, в случае удовлетворения иска просил учесть необходимость финансирования и предоставить срок для исполнения решения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения, выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.

Согласно данным, представленным Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, на территории Фокинского района г. Брянска имеется следующий объект, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного – уличный водопровод, протяженностью 0,0055 км., расположенную по адресу: г. Брянск, ул. И. Кустова, 42.

Согласно сведениям Управления имущественный отношений Брянской области от 24.04.2023 г. водопровод и земельный участок, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. И. Кустова, 42, в реестре государственного имущества Брянской области не значатся.

Исходя из ответа ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № 1-2/1225 от 24.04.2023 г. в архиве учетно–технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации Брянской области на объекты недвижимости – водопровод и земельный участок, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. И. Кустова, 42, сведений о принадлежности не имеется.

Как следует из письма МУП «Брянский городской водоканал» от 21.04.2023 г., объект недвижимости – водопровод, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Транспортная, 24, на балансе МУП «Брянский городской водоканал» не находится, сведения о принадлежности земельного участка по указанному адресу не имеется.

Согласно сведениям Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 27.04.2023 г. № 29/07-6081, в реестре муниципальной собственности города Брянска и в перечне бесхозяйного недвижимого имущества водопровод, по адресу: г. Брянск, ул. И. Кустова, 42, отсутствует.

Спорный объект имущества – водопровод, по адресу: г. Брянск, ул. И. Кустова, 42, также отсутствует в реестре федерального имущества, что подтверждается сведениями МТУ Росимущество Калужской, Брянской и Смоленской областях от 03.05.2023 г.

Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)», утвержденному приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (ред. от 13 октября 2017 г.), сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться водопроводы в совокупности со всеми устройствами, составляющими единый функциональный комплекс.

Таким образом, спорный объект обладает признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ и является недвижимым имуществом.

В силу положений ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

В реестрах федерального, государственного имущества Брянской области указанные объекты недвижимости не значатся. Сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности г. Брянска не имеется.

Таким образом, спорные объекты не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу ч. 5 ст. 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 44 Устава города Брянска городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 45 Устава города Брянска к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся вопросы организации в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 5-6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей с обязательным приложением к заявлению документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1532, в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документа, подтверждающего, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданного органами учета государственного и муниципального имущества; документа, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что уличный водопровод, протяженностью 0,0055 км. по ул. И. Кустова, 42 г. Брянска является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.

Поскольку спорный объект не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчика.

Поскольку спорный участок уличной канализации не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчика.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных и земельных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах непринятие ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по водоснабжению.

Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд, в порядке ст. 204 ГПК РФ, учитывая необходимость подготовки технической документации, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.06.2024 года.

Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию в срок до 01.06.2024 года в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – уличный водопровод, по ул. И. Кустова, 42 г. Брянска протяженностью 0,0055 км.

Копию заочного решения направить ответчику с уведомлением о вручении, разъяснив право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                                                Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 22.06.2023 г.

2-3338/2023 ~ М-572/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Фокинского района г.Брянска
Ответчики
Комитет по ЖКХ Брянской городской Администрации
Брянская городская администрация
Другие
Управление имущественных и земельных отношения Брянской городской администрации
Управление Росреестра по Брянской области
МУП «Брянский горводоканал»,
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Филиал ППК Роскадастра по Брянской области
ООО Прометей
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Сочень Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее