Дело № 12-12/2022
УИД 21RS0007-01-2021-000465-22
Решение
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
25 января 2022 года г. Цивильск
Судья Цивильского районного суда Чувашской Республики Петров С.Г., рассмотрев жалобу Николаева Владимира Александровича на постановление №1881002100001334201, вынесенное 15 сентября 2021 года начальником ОГИБДД ОМВД России по Козловскому району Федоровым А.Н. о назначении Николаеву В.А. административного наказания предусмотренного ст.8.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Козловскому району ЧР Федорова А.Н. от 15 сентября 2021 года, должностное лицо – главный механик ОАО «ДЭП №139» Николаев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.22 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Николаев В.А. обжаловала его в Козловский районный суд Чувашской Республики на предмет отмены, по основанию отсутствия состава административного правонарушения. Указывает, что у него отсутствуют полномочия и обязанность проверки автотранспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласно диагностической карте № от 13 июля 2021 года, содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортного средства КАМАЗ 55111С, с государственным регистрационным знаком № не превышает допустимые значения, предусмотренные ГОСТ 33997-2016. Измерения проведены измерителем дымности №23743 МЕТА 01МП №23743, срок поверки до 09.11.2021 г.
Определением судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 8 ноября 2021 года жалоба Николаева В.А. на указанное постановление передана для рассмотрения в Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Заявитель Николаев В.А., своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в суд не явился, и его неявка не препятствует судье рассмотреть жалобу по правилам ч.3 ст.30.6 КоАП РФ.
Изучив представление материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 04.05.1999 №96 – ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охране атмосферного воздуха», транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 ст.19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» утверждены «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее – Основные положения).
В силу п.11 указанных Положений, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению). Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом 33997-2016 «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» (издан Приказом Росстандарта от 18 июля 2017 года № 708-ст) (далее – ГОСТ 33997-2016).
Согласно п.4.9.3 ГОСТ 33997-2016, дымность отработавших газов КТС с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значения, указанного в документах, удостоверяющих соответствие КТС требованиям, либо значений, указанных на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или на КТС, либо приведенных изготовителем в эксплуатационной документации.
При отсутствии указанных сведений дымность отработавших газов не должна превышать следующих значений:
а) для двигателей экологического класса 3 и ниже: - 2,5 м-1 для двигателей без наддува; - 3,0 м-1 для двигателей с наддувом;
б) для двигателей экологического класса 4 и выше - 1,5 м-1.
На основании п.12 Основных положений, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Николаев В.А. является должностным лицом – главным механиком ОАО «ДЭП №139» на основании приказа генерального директора ОАО «ДЭП №139» № от 16 сентября 2014 года.
В соответствии с должностной инструкцией (утв. 27.10.2016), основными задачи и функциями главного механика ОАО «ДЭП №139» являются: организация технически грамотной эксплуатации автотранспортных средств, с учетом безопасности дорожного движения, технического контроля автомобильного транспорта, средств механизации. В его обязанности, в том числе, входит: контроль работы техники и механизмов (п. 3.3.); обеспечение содержание подвижного состава автотранспортных средств в технически исправном состоянии (п. 3.5.); организация выпуска на линию подвижного состава в технически исправном состоянии (п.3.11.) и т.д.
Статьей 8.22 КоАП РФ за допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, установлена административная ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Объективная сторона правонарушения по ст.8.22 КоАП РФ в данном случае, заключается в выпуске в эксплуатацию транспортных средств с превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ.
Субъективная сторона правонарушения по ст. 8.22 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.
Основанием для привлечения Николаева В.А. к административной ответственности по ст.8.22 КоАП РФ послужили изложенные в постановлении №1881002100001334201, вынесенном 15 сентября 2021 года начальником ОГИБДД ОМВД России по Козловскому району Федоровым А.Н. выводы о том, что 8 сентября 2021 года в 7 часов 30 минут по ул. П. Иванова, возле д.6 г. Цивильск, должностное лицо – главный механик Николаев В.А. выпустил на линию транспортное средство ЭД-405 КАМАЗ 55111С, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя Л., у которого содержание загрязняющих веществ превысило нормативы установленные ГОСТ РФ. При замере дымности отработанных газов 08.09.2021, результат составил 8.55 – 1 м, что превышает предусмотренные ГОСТ 33937-2016 допустимые значения.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказательствами по делу об административном правонарушении, как предусмотрено ч.1 ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст. 26.2КоАП РФ).
Обжалуемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении 21 НМ №081177, составленного 15 сентября 2021 года в отношении Николаева В.А. начальником ОГИБДД ОМВД России по Козловскому району Федоровым А.Н. года, в котором также отражено о нарушении дымности отработанных газов, превышающих предусмотренные ГОСТ 33937-2016 допустимые значения.
Делая вывод о виновности Николаева В.А. в совершении правонарушения предусмотренного ст.8.22 КоАП РФ, должностное лицо указало на содержание загрязняющих веществ (дымность) превышающих установленные нормы по несуществующему ГОСТу, без указания пунктов Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и (или) Правил дорожного движения.
В действующей до 13 июля 2021 года диагностической карте №, транспортное средство КАМАЗ 55111С, государственный регистрационный знак №, на дату проверки – 12 января 2021 года не содержит параметры, по которым установлено его несоответствие к предъявляемым требованиям.
Безусловные доказательства, подтверждающие выпуск Николаевым В.А. в эксплуатацию транспортного средства КАМАЗ 55111С, государственный регистрационный знак В152НО21 rus с превышением установленных нормативов (ГОСТ 33997-2016) выброса загрязняющих веществ на дату выявления административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом не представлены и административное дело их не содержит.
На основании ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая отсутствие безусловных доказательств совершения Николаевым В.А.. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.22 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Отменить постановление №1881002100001334201 начальника ОГИБДД ОМВД России по Козловскому району Федорова А.Н. от 15 сентября 2021 года о назначении Николаеву В.А. административного наказания, предусмотренного ст.8.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и производство по административному делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии путем подачи жалобы через Цивильский районный суд ЧР.
Судья С.Г. Петров