Судья: Башмакова Т.Ю. адм. дело № 33а-13477/2022
№ 2а-5513/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
с участием прокурора Никитиной Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Жесткова С.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 12 октября 2022 г. по административному делу № 2а-5513/2022 по административному иску начальника Отдела полиции №1 Управления Министерства внутренних дел России по городу Самаре к Жесткову С.А. об установлении дополнительных ограничений административного надзора,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОП №1 Управления МВД России по г. Самаре обратился в суд с административным иском об установлении дополнительных ограничений в отношении Жесткова С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу <адрес>, как лица, в отношении которого установлен административный надзор.
В обоснование заявленных требований указал, что Жестков С.А., осужден ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Самары по <адрес> УК РФ и назначено ему наказание: по <адрес> УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 (два) года; по <адрес> УК РФ в виде лишения на срок 3 (три) года 6 (шесть) месяцев с ограничением свободы на срок 1 (один) год. На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно Жесткову С.А. назначить наказание в виде лишения свободы сроком 4 (четыре) года 6 (шесть) месяцев с отбыванием в исправительной колонии строго режима с ограничением свободы на срок 1 (один) год. Содержался в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области с 24.05.2016 по 26.03.2019, откуда ДД.ММ.ГГГГ освобожден по постановлению Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14.03.2019, которым Жесткову С.А. заменена неотбытая часть наказания более мягким видом наказания по приговору Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24.05.2016. Заменено осужденному Жесткову С.А. наказание в виде лишения свободы на ограничение свободы сроком 2 месяца 27 дней. Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21.03.2019 г. в отношении Жесткова С.А. установлен административный надзор и административные ограничения на срок погашения судимости восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, подлежащий исчислению после отбытия наказания по приговору Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24.05.2016 г. в виде ограничения свободы на срок один год, со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Установлены в отношении Жесткова С.А. административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, запрещение выезда за пределы территории муниципального образования г. Самара. Жестков С.А. состоит на профилактическом учете в ОП №1 У МВД России по г. Самаре с15.12.2020, предупрежден об ответственности за нарушение ограничений административного надзора. За время срока административного надзора, Жестков С.А. совершил два административных правонарушения, за что был привлечен к административной ответственности, а именно: 17.08.2022 привлечен к административной ответственности пост. <данные изъяты> КоАП РФ (несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре) (несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния)), за что постановлением заместителя начальника полиции ОП №1 по Кировскому району по г. Самаре от 17.08.2022 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. 28.01.2022 привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территорий, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев предусмотренных ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса), (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), за что постановлением Красноярского районного суда Самарской области от 28.01.2022 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. С целью индивидуально-профилактического воздействия и предупреждения совершения Жестковым С.А. преступлений, считают, что имеются основания для установления дополнительных ограничений предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд рассмотреть вопрос об установлении дополнительных ограничений Жесткову С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <адрес> в виде: явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в установленные данным органом дни. Запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 12 октября 2022 г. постановлено: «Административный иск начальника Отдела полиции №1 Управления Министерства внутренних дел России по городу Самаре к Жесткову С.А. об установлении дополнительных ограничений административного надзора удовлетворить.
Установить Жесткову С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <адрес> дополнительные административные ограничения в виде:
- явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях» (л.д. 28-31).
В апелляционной жалобе Жестков С.А. выражает несогласие с вынесенным решением. Просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 33-35).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Прокурор Никитина Е.С. в заключении полагала, что решение суда законно и обоснованно, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Административный надзор устанавливается, продляется, прекращается, а также административные ограничения отменяются и дополняются в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федерального закона N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" орган внутренних дел вправе обратиться с заявлением о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На основании части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Жестков С.А., осужден ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Самары по <данные изъяты> УК РФ и назначено ему наказание: по <данные изъяты> УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 (два) года; по <данные изъяты> УК РФ в виде лишения на срок 3 (три) года 6 (шесть) месяцев с ограничением свободы на срок 1 (один) год. На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно Жесткову С.А. назначить наказание в виде лишения свободы сроком 4 (четыре) года 6 (шесть) месяцев с отбыванием в исправительной колонии строго режима с ограничением свободы на срок 1 (один) год. (л.д. 5-7).
Жестков С.А. содержался в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области с 24.05.2016 по 26.03.2019, откуда ДД.ММ.ГГГГ освобожден по постановлению Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14.03.2019, которым Жесткову С.А. заменена неотбытая часть наказания более мягким видом наказания по приговору Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24.05.2016. Заменено осужденному Жесткову С.А. наказание в виде лишения свободы на ограничение свободы сроком 2 месяца 27 дней (л.д. 8, 14)).
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21.03.2019 в отношении Жесткова С.А. установлен административный надзор и административные ограничения на срок погашения судимости восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, подлежащий исчислению после отбытия наказания по приговору Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24.05.2016 в виде ограничения свободы на срок один год, со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Установлены в отношении Жесткова С.А. административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, запрещение выезда за пределы территории муниципального образования г. Самара (л.д. 9-10).
Жестков С.А. состоит на профилактическом учете в ОП №1 У МВД России по г. Самаре с 15.12.2020, предупрежден об ответственности за нарушение ограничений административного надзора.
За время срока административного надзора Жестков С.А. совершил два административных правонарушения, за что был привлечен к административной ответственности, а именно:
17.08.2022 привлечен к административной ответственности пост. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ (несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре) (несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния)), за что постановлением заместителя начальника полиции ОП №1 по Кировскому району по г. Самаре от 17.08.2022 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 13).
28.01.2022 привлечен к административной ответственности по ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территорий, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев предусмотренных ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса), (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), за что постановлением Красноярского районного суда Самарской области от 28.01.2022 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей (л.д. 11-12).
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, принимая во внимание, что Жестков С.А., имея неснятую и непогашенную судимость, совершает административные правонарушения, нарушает обязанности, возложенные на него судом, суд признал указанные выше обстоятельства, свидетельствующими о целесообразности возложения на осужденного дополнительных административных ограничений.
В связи с указанным, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворении административных исковых требований и необходимости установлении Жесткову С.А. дополнительных административных ограничений в виде: - явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; - запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При этом, при разрешении заявленных административным истцом требований, судом первой инстанции были учтены данные, характеризующие личность осужденного и его поведение в период действия административного надзора.
Судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлены дополнительные ограничения в виде обязательной явки 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации, запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В апелляционной жалобе объективных оснований для отмены или изменения судебного акта не представлено.
Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что за два административных правонарушения, совершенных Жестковым С.А., он привлекался к административной ответственности, то есть уже понес наказание и за указанные правонарушения на него не может быть повторно наложено наказание в виде назначения дополнительных административных ограничений. Кроме того, полагает, что второе правонарушение, за которое он привлекался к ответственности по ст.20.6.1 КоАП РФ не имеет отношение к нарушению возложенных на него судом обязанностей в рамках дела об установлении административного надзора и административных ограничений, в связи с чем, факт совершения указанного правонарушения не может быть положен в основу обжалуемого решения.
Указанные доводы подлежат отклонению судебной коллегией в виду следующего.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Так, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что административным ответчиком в период административного надзора совершено два административных правонарушения, за которые последний привлекался к административной ответственности.
17.08.2022 привлечен к административной ответственности по ст. <данные изъяты> КоАП РФ (несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре) (несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния)), за что постановлением заместителя начальника полиции ОП №1 по Кировскому району по г. Самаре от 17.08.2022 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (л.д. 13).
28.01.2022 привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территорий, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев предусмотренных ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса), (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), за что постановлением Красноярского районного суда Самарской области от 28.01.2022 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 11-12).
Административное правонарушение, за которое Жестков С.А. привлечен к административной ответственности 28.01.2022 является обстоятельством, характеризующим личность административного ответчика и в силу норм закона, а также вышеизложенных разъяснений Верховного Суда РФ подлежат учету при принятии судом решения о необходимости установления в отношении последнего дополнительных административных ограничений.
Следует отметить, что установленные судом дополнительные административные ограничения являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
Административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).
Установление административного надзора и административных ограничений, вопреки доводам апелляционной жалобы согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и другие).
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Самары от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Жесткова С.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: