Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-17/2024 (2-491/2023;) ~ М-423/2023 от 22.09.2023

УИД 29RS0-03

Дело № 2- 17/2024                                                        Мотивированное решение составлено

                                                  24 января 2024 года

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

17 января 2024 г.                                                                                          п. Коноша

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Зайцевой М.В.,

при секретаре Ширяевской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице <адрес> территориального отдела к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» и муниципальному унитарному предприятию «ТеплоСервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице <адрес> территориального отдела (далее - Управление Роспотребнадзора по <адрес>, Роспотребнадзор) обратилось с иском к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее администрация МО «Коношский муниципальный район») о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства (дело № 2-491/2023), а именно обязать ответчика разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения:

1) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);

3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

4) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>)

и получить санитарно- эпидемиологическое заключение (СЭЗ) о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам до 01.11.2024.
        Исковые требования мотивированы тем, что хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию вышеуказанных источников питьевого водоснабжения и поставляющим холодную питьевую воду в распределительную сеть на территориях муниципальных образований «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» является муниципальное унитарное предприятие «ТеплоСервис» муниципального образования «<адрес> муниципальный район» (сокращенное наименование - ГУП «<данные изъяты>»), ИНН , ОГРН

Источники водоснабжения, находящиеся в эксплуатации МУП «ТеплоСервис»:

1) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);

3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

4) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>).

В настоящее время СЭЗ на проект ЗСО источников питьевого водоснабжения для администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район», МУП «ТеплоСервис», а также для иных лиц Управлением Роспотребнадзора по <адрес> не выдавалось.

Таким образом, администрацией МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» не исполняются требования п. 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.1,1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02:

- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения по вышеуказанным адресам.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие «ТеплоСервис».

Также Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к МУП «ТеплоСервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства (дело №2-492/2023), а именно обязать МУП «ТеплоСервис» получить санитарно-эпидемиологические заключения (СЭЗ) о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов:

1) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);

3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

4) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>),

используемых в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей на территориях муниципальных образований «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» по адресам расположения вышеуказанных водозаборных скважин, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Коношский муниципальный район».

Определением Коношского районного суда <адрес> от 15.11.2023 вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производств, делу присвоен № 2-491/2023 (2-17/2024).

Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представители ответчиков - МУП «ТеплоСервис» и администрации МО «Коношский муниципальный район», извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали.

Согласно отзывов администрации МО «Коношский муниципальный район» объекты водоснабжения:1) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);2)скважина (МО «<адрес>», <адрес>);3)скважина (МО «<адрес>», <адрес>);4) скважина (МО «<адрес>», <адрес>); 5) скважина(МО«<адрес>», п. ФИО1, <адрес>)переданы в хозяйственное ведение ресурсоснабжающей организации МУП «ТеплоСервис».По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для разработки проектов зон санитарной охраны проведены следующие мероприятия:разработаны и согласованы программы производственного контроля по вышеизложенным скважинам( ДД.ММ.ГГГГ);проведены лабораторные исследования проб воды артезианских скважин «Центром гигиены и эпидемиологии в <адрес> и НАО»; по собранным коммерческим предложениям по услуге разработки проектов ЗСО определен исполнитель услуг - «Экологический консалтинговый центр» <адрес>. Указывают, что ориентировочный срок разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, составит 18 месяцев. Данный срок обусловлен множеством этапов, а именно: 1) разработка и утверждение программы производственного контроля качества питьевой воды (выполнено); 2) ее согласование и представление результатов в Управление РПН по АО (от 1 месяца); 3) разработку проекта зон санитарной охраны у проектировщика (от 3 месяцев); 4) получение экспертного заключения на соответствие зон санитарной охраны требованиям санитарного законодательства (от 2 месяцев); 5.) получение санитарно-эпидемиологического заключения включающего в себя (в течение 20 рабочих дней): разработку материалов (проекта) по использованию водного объекта, включая: программу ПК качества воды, результаты лабораторных исследований проб воды, отработанных в соответствии с ПК в течение года; получение экспертного заключения на соответствие материалов по использованию водного объекта (срок рассмотрения 2 месяца); 6) утверждение проекта зон санитарной охраны в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> (от 1 месяца).

Из отзывов МУП «ТеплоСервис» следует, что по данным источникам водоснабжения ДД.ММ.ГГГГ разработаны и согласованы Программы производственного контроля, заключен договор ПК с <адрес> филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и НАО», проведены лабораторные исследования проб воды с артезианских скважин. В 2024 году МУП «ТеплоСервис» муниципального образования «Коношский муниципальный район» с Администрацией муниципального образования «Коношский муниципальный район» обязуется разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, изучив исковое заявление, позицию ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

         Статья 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федерального закона № 52-ФЗ) закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

         В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

         Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.

В силу п.п.1,3,5 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п.1). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п.3). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (п.5).

Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. (Пункты 1,3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., с 1 июня 2002 г.

Санитарные правила и нормы (СанПиН) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» разработаны на основании Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившего «Положение о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации» и «Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании». Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. (п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены(п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.(п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п. 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.(п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п.1), в соответствии с которыми качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

         Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) регламентирован Приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований"

В соответствии с п. 16 данного Административного регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в Управление заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, проектной документации по формам, установленным в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Административному регламенту соответственно; результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, проведенных и оформленных в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (зарегистрирован Минюстом России 20.07.2007, регистрационный N 9866) с изменениями, внесенными приказами Роспотребнадзора от 30.04.2009 N 359 (зарегистрирован Минюстом России 09.06.2009, регистрационный N 14054), от 12.08.2010 N 309 (зарегистрирован Минюстом России от 07.09.2010, регистрационный N 18366), от 22.07.2016 N 813 (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2016, регистрационный N 43802), от 04.04.2017 N 208 (зарегистрирован Минюстом России 24.04.2017, регистрационный N 46463), от 01.12.2017 N 1117 (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2017, регистрационный N 49281), от 16.11.2018 N 950 (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2018, регистрационный N 53135) (далее - приказ N 224).

Как следует из материалов дела, водозаборные скважины:

1) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);

3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

4) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>),

используются в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей <адрес>, д. ФИО1 <адрес>.

Данные водозаборные скважины находятся в собственности МО «Коношский муниципальный район».

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию вышеуказанных источников питьевого водоснабжения и поставляющим холодную питьевую воду в распределительную сеть на территориях муниципальных образований «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» является муниципальное унитарное предприятие «ТеплоСервис» муниципального образования «Коношский муниципальный район» (сокращенное наименование - МУП «ТеплоСервис»), ИНН , ОГРН .

Данные факты подтверждаются копиями следующих документов: информацией администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением главы администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжениями главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ -р, от ДД.ММ.ГГГГ -р, от ДД.ММ.ГГГГ -р, от ДД.ММ.ГГГГ -р; актами приема-передачи имущества, находящегося в собственности МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения администрацией МО «Коношский муниципальный район» не разработаны, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования по адресам вышеуказанных водозаборных скважин администрацией МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» не выдавались.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом приведенных положений законодательства требования, предъявленные к ответчикам администрации МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» подлежат удовлетворению в полном объеме.

На администрацию МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» суд полагает необходимым возложить обязанность разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно -эпидемиологическим правилам и нормативам, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования по адресам расположения водозаборных скважин в отношении следующих источников водоснабжения:

1) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

2) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

4) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>)

используемых в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей <адрес>, д. ФИО1 <адрес>.

Истец просит установить срок для устранения выявленных нарушений - до 01.11.2024.

В соответствии с п.2 ст.206 ГПК РФ при определении срока исполнения решения, суд учитывает характер выявленных нарушений, возможности ответчиков администрации МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» по устранению вышеуказанных требований законодательства и находит возможным установить для исполнения ответчиками вышеуказанных обязанностей срок до 1 ноября 2024 года, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице Вельского территориального отдела к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» и муниципальному унитарному предприятию «ТеплоСервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» ФИО1 <адрес> и муниципальное унитарное предприятие «ТеплоСервис» в срок до 01.11.2024 разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования по адресам расположения водозаборных скважин в отношении следующих источников водоснабжения:

1) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);

3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

4) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);

5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>)

используемых в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей <адрес>, д. ФИО1 <адрес>.

         Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд <адрес>.

Председательствующий                                                           М.В. Зайцева

2-17/2024 (2-491/2023;) ~ М-423/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области
Ответчики
администрация МО "Коношский муниципальный район"
МУП "ТеплоСервис"
Другие
администрация МО "Коношский муниципальный район"
Суд
Коношский районный суд Архангельской области
Судья
Зайцева Марина Владимировна
Дело на странице суда
konoshasud--arh.sudrf.ru
22.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2023Передача материалов судье
28.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.10.2023Предварительное судебное заседание
30.10.2023Предварительное судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее