УИД 29RS0№-03
Дело № 2- 17/2024 Мотивированное решение составлено
24 января 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2024 г. п. Коноша
Коношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Зайцевой М.В.,
при секретаре Ширяевской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице <адрес> территориального отдела к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» и муниципальному унитарному предприятию «ТеплоСервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице <адрес> территориального отдела (далее - Управление Роспотребнадзора по <адрес>, Роспотребнадзор) обратилось с иском к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее администрация МО «Коношский муниципальный район») о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства (дело № 2-491/2023), а именно обязать ответчика разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения:
1) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);
3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);
4) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>)
и получить санитарно- эпидемиологическое заключение (СЭЗ) о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам до 01.11.2024.
Исковые требования мотивированы тем, что хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию вышеуказанных источников питьевого водоснабжения и поставляющим холодную питьевую воду в распределительную сеть на территориях муниципальных образований «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» является муниципальное унитарное предприятие «ТеплоСервис» муниципального образования «<адрес> муниципальный район» (сокращенное наименование - ГУП «<данные изъяты>»), ИНН №, ОГРН №
Источники водоснабжения, находящиеся в эксплуатации МУП «ТеплоСервис»:
1) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);
3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);
4) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>).
В настоящее время СЭЗ на проект ЗСО источников питьевого водоснабжения для администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район», МУП «ТеплоСервис», а также для иных лиц Управлением Роспотребнадзора по <адрес> не выдавалось.
Таким образом, администрацией МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» не исполняются требования п. 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.1,1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02:
- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения по вышеуказанным адресам.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие «ТеплоСервис».
Также Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к МУП «ТеплоСервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства (дело №2-492/2023), а именно обязать МУП «ТеплоСервис» получить санитарно-эпидемиологические заключения (СЭЗ) о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов:
1) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);
3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);
4) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>),
используемых в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей на территориях муниципальных образований «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» по адресам расположения вышеуказанных водозаборных скважин, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Коношский муниципальный район».
Определением Коношского районного суда <адрес> от 15.11.2023 вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производств, делу присвоен № 2-491/2023 (2-17/2024).
Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители ответчиков - МУП «ТеплоСервис» и администрации МО «Коношский муниципальный район», извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали.
Согласно отзывов администрации МО «Коношский муниципальный район» объекты водоснабжения:1) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);2)скважина (МО «<адрес>», <адрес>);3)скважина (МО «<адрес>», <адрес>);4) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>); 5) скважина(МО«<адрес>», п. ФИО1, <адрес>)переданы в хозяйственное ведение ресурсоснабжающей организации МУП «ТеплоСервис».По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для разработки проектов зон санитарной охраны проведены следующие мероприятия:разработаны и согласованы программы производственного контроля по вышеизложенным скважинам( ДД.ММ.ГГГГ);проведены лабораторные исследования проб воды артезианских скважин «Центром гигиены и эпидемиологии в <адрес> и НАО»; по собранным коммерческим предложениям по услуге разработки проектов ЗСО определен исполнитель услуг - «Экологический консалтинговый центр» <адрес>. Указывают, что ориентировочный срок разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, составит 18 месяцев. Данный срок обусловлен множеством этапов, а именно: 1) разработка и утверждение программы производственного контроля качества питьевой воды (выполнено); 2) ее согласование и представление результатов в Управление РПН по АО (от 1 месяца); 3) разработку проекта зон санитарной охраны у проектировщика (от 3 месяцев); 4) получение экспертного заключения на соответствие зон санитарной охраны требованиям санитарного законодательства (от 2 месяцев); 5.) получение санитарно-эпидемиологического заключения включающего в себя (в течение 20 рабочих дней): разработку материалов (проекта) по использованию водного объекта, включая: программу ПК качества воды, результаты лабораторных исследований проб воды, отработанных в соответствии с ПК в течение года; получение экспертного заключения на соответствие материалов по использованию водного объекта (срок рассмотрения 2 месяца); 6) утверждение проекта зон санитарной охраны в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> (от 1 месяца).
Из отзывов МУП «ТеплоСервис» следует, что по данным источникам водоснабжения ДД.ММ.ГГГГ разработаны и согласованы Программы производственного контроля, заключен договор № ПК с <адрес> филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и НАО», проведены лабораторные исследования проб воды с артезианских скважин. В 2024 году МУП «ТеплоСервис» муниципального образования «Коношский муниципальный район» с Администрацией муниципального образования «Коношский муниципальный район» обязуется разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, изучив исковое заявление, позицию ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федерального закона № 52-ФЗ) закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
В силу п.п.1,3,5 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п.1). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п.3). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (п.5).
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. (Пункты 1,3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., с 1 июня 2002 г.
Санитарные правила и нормы (СанПиН) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» разработаны на основании Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившего «Положение о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации» и «Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании». Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. (п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены(п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.(п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п. 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.(п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п.1), в соответствии с которыми качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) регламентирован Приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований"
В соответствии с п. 16 данного Административного регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в Управление заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, проектной документации по формам, установленным в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Административному регламенту соответственно; результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, проведенных и оформленных в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (зарегистрирован Минюстом России 20.07.2007, регистрационный N 9866) с изменениями, внесенными приказами Роспотребнадзора от 30.04.2009 N 359 (зарегистрирован Минюстом России 09.06.2009, регистрационный N 14054), от 12.08.2010 N 309 (зарегистрирован Минюстом России от 07.09.2010, регистрационный N 18366), от 22.07.2016 N 813 (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2016, регистрационный N 43802), от 04.04.2017 N 208 (зарегистрирован Минюстом России 24.04.2017, регистрационный N 46463), от 01.12.2017 N 1117 (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2017, регистрационный N 49281), от 16.11.2018 N 950 (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2018, регистрационный N 53135) (далее - приказ N 224).
Как следует из материалов дела, водозаборные скважины:
1) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);
3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);
4) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>),
используются в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей <адрес>, д. ФИО1 <адрес>.
Данные водозаборные скважины находятся в собственности МО «Коношский муниципальный район».
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию вышеуказанных источников питьевого водоснабжения и поставляющим холодную питьевую воду в распределительную сеть на территориях муниципальных образований «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» является муниципальное унитарное предприятие «ТеплоСервис» муниципального образования «Коношский муниципальный район» (сокращенное наименование - МУП «ТеплоСервис»), ИНН №, ОГРН №.
Данные факты подтверждаются копиями следующих документов: информацией администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением главы администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжениями главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р; актами приема-передачи имущества, находящегося в собственности МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения администрацией МО «Коношский муниципальный район» не разработаны, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования по адресам вышеуказанных водозаборных скважин администрацией МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» не выдавались.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом приведенных положений законодательства требования, предъявленные к ответчикам администрации МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» подлежат удовлетворению в полном объеме.
На администрацию МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» суд полагает необходимым возложить обязанность разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно -эпидемиологическим правилам и нормативам, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования по адресам расположения водозаборных скважин в отношении следующих источников водоснабжения:
1) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
2) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);
3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);
4) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>)
используемых в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей <адрес>, д. ФИО1 <адрес>.
Истец просит установить срок для устранения выявленных нарушений - до 01.11.2024.
В соответствии с п.2 ст.206 ГПК РФ при определении срока исполнения решения, суд учитывает характер выявленных нарушений, возможности ответчиков администрации МО «Коношский муниципальный район» и МУП «ТеплоСервис» по устранению вышеуказанных требований законодательства и находит возможным установить для исполнения ответчиками вышеуказанных обязанностей срок до 1 ноября 2024 года, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице Вельского территориального отдела к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» и муниципальному унитарному предприятию «ТеплоСервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» ФИО1 <адрес> и муниципальное унитарное предприятие «ТеплоСервис» в срок до 01.11.2024 разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования по адресам расположения водозаборных скважин в отношении следующих источников водоснабжения:
1) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
2) скважина (МО ««<адрес>», <адрес>);
3) скважина (МО «<адрес>», <адрес>);
4) скважина № (МО «<адрес>», <адрес>);
5) скважина (МО «<адрес>», д. ФИО1, <адрес>)
используемых в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей <адрес>, д. ФИО1 <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд <адрес>.
Председательствующий М.В. Зайцева