Дело № 2-1282/2020
УИД 21RS0016-01-2020-001536-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 октября 2020 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,
с участием: истца Плотниковой С.В.
представителя ответчика, третьего лица Кондратьевой В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотниковой С.В. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об установлении факта признания гражданина оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет
У С Т А Н О В И Л:
Плотникова С.В. обратилась в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Плотнитковой С.В. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об установлении факта признания гражданина оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет; признании права на дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исковые требования мотивированы тем, что Плотникова С.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве о рождении имеются сведения о родителях: мать - ФИО1, отец -<данные изъяты> (записан по заявлению матери в соответствии с справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ), иных сведений об отце не имеется.
Заявитель находилась под попечительством своей матери - ФИО1 до ее смерти ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти матери, Плотниковой С.В. было полных <данные изъяты> лет.
В начале августа 2019 года заявитель выехала в <адрес> для сдачи государственных экзаменов в <данные изъяты>). После успешного прохождения экзаменов, осталась проживать и учится в данном городе. Таким образом, с момента смерти матери ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия заявитель проживала в <адрес>.
Однако с момента смерти матери ДД.ММ.ГГГГ и до достижения совершеннолетнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, органами опеки и попечительства, образовательным учреждением не было совершено действий по выявлению обстоятельства того, что Плотникова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ осталась без попечительства родителей и без защиты ее законных прав и интересов.
При обращении в орган опеки и попечительства администрации Чебоксарского района истцу разъяснено о необходимости самой обратится в суд с указанным вопросом. Другим способом подтвердить этот статус она не может, так как отсутствует оговоренная Законом или положением процедура установления данного факта во внесудебном порядке.
Истец просит установить факт признания ее оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет; признать право на дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Определением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ судом принят отказ Плотниковой С.В. от иска к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в части признания за права на дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании истец Плотникова С.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика- администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, третьего лица – сектора по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Кондратьева В.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, указав, что с момента смерти матери до достижения совершеннолетия у Плотниковой С.В. имелось достаточно времени для реализации права на дополнительные гарантии, предоставленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика-третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 3,4 «Конвенции о правах ребенка» во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Согласно абзацу третьему ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов.
Таким образом, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Из ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ следует, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Таким образом, целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Плотникова С.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ. В графе «мать» указана - ФИО1, в графе «отец» - <данные изъяты>.
В силу статьи 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти №.
Согласно ст. 122 Семейного кодекса РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ст. 145 Семейного кодекса РФ, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Из материалов дела не усматривается факт выявления обстоятельств того, что Плотникова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ осталась без попечительства родителей и без защиты ее законных прав и интересов.
Из показаний истца, и не оспаривается представителем ответчика-третьего лица Кондратьевой В.Н., следует, что при устном обращении Плотниковой С.В. в сектор опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Чебоксарского района Чувашской Республики с вопросом о признании ее лицом, оставшимся без попечения родителей и получения дополнительных гарантий, положенных таким лицам ей было рекомендовано обратиться в суд.
Согласно договору № об образовании на обучение по основной образовательной программе высшего образования от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время Плотникова С.В. обучается в <данные изъяты>
Судом установлено, что в отношении истца Плотниковой С.В. с момента смерти матери, т.е. ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ею совершеннолетнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, органами опеки и попечительства, образовательным учреждением не было совершено действий по выявлению факта нахождения истицы без попечительства родителей и без защиты ее законных прав и интересов.
Таким образом, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Установить факт отсутствия родительского попечения в отношении Плотниковой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Плотникову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <данные изъяты> оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Ю. Тяжева
Решение в окончательной форме принято 13 октября 2020 года.