Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2023 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Кит М.В.
при секретаре – Лазаревой А.С.,
с участием адвоката Музыченко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по иску Администрации г. Керчи Республики Крым к Фурман Юлии Эдуардовне, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о продаже земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Керчи Республики Крым обратилась в суд с исковым заявлением к Фурман Ю.Э. о продаже земельного участка. Исковые требования мотивированны тем, что ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, снт Изобилный, участок 161, кадастровый номер №, при этом, ответчик является гражданином иностранного государства - Украины, следовательно, земельным участком в приграничной территории Российской Федерации владеет незаконно. В установленный статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации срок земельный участок ответчиком не отчужден, что нарушает установленный режим права частной собственности на землю в приграничной территории, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском, в котором Администрация города Керчи Республики Крым, уточнив исковые требования, просит суд принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенного по адресу: Республика Крым, город Керчь, <адрес> на праве собственности гражданке Украины Фурман Юлии Эдуардовне, с последующей передачей Фурман Юлии Эдуардовне вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных Администрацией города Керчи на отчуждение имущества; начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Представитель истца Администрации города Керчи Республики Крым Цыганков Я.Г. поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика адвокат Музыченко И.Н., привлеченный к участию в деле в порядке ст. 50 ГПК РФ, исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в суд для участия в рассмотрении дела не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик по делу Фурман Юлия Эдуардовна является собственником земельного участка, площадью 1200 кв.м., кадастровый номер № категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенного по адресу: Республика Крым, город Керчь, снт Изобильный, уч. 161. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ответчиком 28.07.2017 (л.д. 6, 23-37).
Ответчик Фурман Ю.Э., ДД.ММ.ГГГГ, является гражданкой Украины, документирована общегражданским заграничным паспортом иностранного гражданина серия ВК № 804136, выданного 18.05.2011 Славянским ГО ГУМВД Украины в Донецкой области Украина.
Доказательств принадлежности ответчицы к гражданству Российской Федерации материалы дела не содержат, в ходе рассмотрения дела судом обратного не установлено (л.д.7).
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 (далее - Перечень приграничных территорий).
В соответствии с подпунктом 44.15 пункта «а» Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года № 26», территория муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым входит в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Согласно пункту 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Оказавшиеся в собственности иностранных лиц земельные участки подлежат отчуждению в течение одного года. Данный срок исчисляется с момента признания земельных участков имуществом, которое не может принадлежать на праве собственности иностранным лицам.
Применительно к настоящему делу срок на добровольное отчуждение земельного участка исчисляется с момента включения территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в Перечень приграничных территорий.
Как было указано ранее, ответчик является иностранным гражданином.
В установленный законом срок, а именно, до ДД.ММ.ГГГГ ответчик уклонилась от отчуждения принадлежащего ей земельного участка, до настоящего времени сохраняет за собой регистрацию права собственности на земельный участок.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. (п. 2 ст. 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 448, 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
На основании вышеприведенных норм права, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Суд также полагает необходимым указать о том, что отчуждение земельного участка в данном случае не влечет отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на нем, что не противоречит принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О «По запросу Геленджикского городского суда <адрес> о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации», принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.
Руководствуясь ст. ст. 264, 268, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
Исковое заявление Администрации г. Керчи Республики Крым к Фурман Юлии Эдуардовне, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о продаже земельного участка удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенного по адресу: Республика Крым, город Керчь, <адрес>, принадлежащий на праве собственности гражданке Украины Фурман Юлии Эдуардовне, с последующей передачей Фурман Юлии Эдуардовне вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных Администрацией города Керчи на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья – Кит М.В.