Дело № 2-380/2023
УИД 56RS0033-01-2023-000289-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 года г. Орск
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Васильева А.И.,
при секретаре Кичигиной Н.А.,
с участием истца Нуртазинова Жумабая Аускановича, представителя истца Кушаева Руслана Дауреновича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуртазинова Жумабая Аускановича к администрации г. Орска о признании факта принадлежности документа, определении долей, принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
Нуртазинов Ж.А. обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать факт принадлежности ФИО7 договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 20 июня 1993 года, зарегистрированный в реестровой книге № 80 о праве собственности на объект капитального строительства, помещение под реестровым номером 103а; установить, что ФИО3, ФИО2, Нуртазинов Ж.А., Нуртазинова С.А. являются участниками договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность от 20 июня 1993 года, расположенного по адресу: <адрес>; определить ФИО3, ФИО2, Нуртазинову Ж.А., Нуртазиновой С.А. по ? доли каждому в квартире, расположенной по адресу: <адрес>; признать факт принятия Нуртазиновым Ж.А. наследства, оставшегося после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать факт принятия Нуртазиновым Ж.А. наследства, оставшегося после смерти матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать за Нуртазиновым Ж.А. право собственности на ? долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес> по праву наследования по закону после смерти отца ФИО2; признать за Нуртазиновым Ж.А. право собственности на ? долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, по праву наследования по закону после смерти матери ФИО3
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – ФИО2, а ДД.ММ.ГГГГ умерла мать - ФИО3 После их смерти осталось имущество в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В 2023 года истец обратился к нотариусу г. Орска для подачи заявления о вступлении в наследство, однако в договоре на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в отчестве ФИО3 допущена ошибка: вместо «ФИО3» указано ФИО19, и кроме этого не определены доли. На момент приватизации в вышеуказанной квартире были зарегистрированы: ФИО3, ФИО2, Нуртизинова С.А., Нуртазинов Ж.А.
Определением от 09 февраля 2023 года судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска.
Истец Нуртазинов Ж.А., представитель истца Кушаев Р.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Пояснили, что ? доля спорной квартиры принадлежит сестре.
Представитель ответчика администрации г. Орска, представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации г. Орска, третьи лица Нуртазинов А.А., Нуртазинов А.А., Нуртазинова А.А., Нуртазинова С.А., Нуртазинов Н.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения истца, представителя истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением партийного, комсомольского, профсоюзного билетов, воинских документов, паспорта и свидетельства, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении.
Из положения ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.
Из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 20 июня 1993 года, заключенному между Орской биофабрикой в лице зам.дир. – ФИО9 и ФИО3, ФИО2, Нуртазиновым Ж.А., Нуртазиновой С.А., следует, что в совместную собственность ФИО3, ФИО2, Нуртазинову Ж.А., Нуртазиновой С.А. передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>, состоящая из 4 комнат, общей площадью 63 кв.м., в том числе жилой 44,30 кв.м. В указанном договоре отчество ФИО3 указано ФИО20
Свидетельством о смерти III-PA № и справкой о заключении брака № № установлено, что отчество ФИО3 не ФИО21, а «ФИО3».
Суд приходит к выводу, об удовлетворении требования Нуртазинова Ж.А. об установлении факта принадлежности ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 20 июня 1993 года, заключенному между Орской биофабрикой в лице зам.дир. – ФИО9 и ФИО3, ФИО2, Нуртазиновым Ж.А., Нуртазиновой С.А.
Установление данного факта имеет для Нуртазинова Ж.А. юридическое значение, так как позволит ему реализовать право наследования.
Рассматривая требования Нуртазинова Ж.А. о признании ФИО3, ФИО2, Нуртазинова Ж.А., Нуртазиновой С.А. участниками договора и определении долей, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения перехода, причинения (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с п.2 ст.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 названного закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, Законом презюмировалось, пока не доказано обратное, что если жилое помещение приватизировано, то значит на приватизацию имеется согласие всех проживающих в жилом помещении членов семьи. Также презюмировалось, что приватизирует жилое помещение то количество лиц, которое указывалось в договоре в качестве членов семьи, пока не представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что кто-то из членов семьи отказался от участия в приватизации. Данный факт может быть подтвержден только письменным заявлением этого человека органу, уполномоченному заключать договор приватизации, о том, что он отказывается от участия в приватизации и дает согласие на приватизацию жилого помещения другими членами своей семьи.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно свидетельству о смерти III-РЖ № ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельством о смерти III-PA № подтверждается, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа нотариуса Аббасовой Н.А. следует, что к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и умершей ФИО3 наследственные дела не открывались.
Поскольку все члены семьи заявляли о своём участии в приватизации, договор исполнен, то ФИО3, ФИО2, Нуртазинов Ж.А., Нуртазинова С.А. подлежат включению в число участников этого договора.
В соответствии с п.1 ст.245 Гражданского кодекса Российской Федерации если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В соответствии со ст. 3.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Поскольку иное соглашение участников договора приватизации по долям отсутствует, то суд считает возможным определить ФИО3, ФИО2, Нуртазиновым Ж.А., Нуртазиновой С.А. по 1/4 доли за каждым в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Разрешая требования истца о принятии наследства и признании права собственности на имущество, оставшееся после смерти ФИО2, ФИО3, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В соответствии со ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
Как следует из статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно записи акта о рождении № от 24 марта 1962 года родителями ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 и ФИО3.
Согласно сведениям, указанным на официальном Интернет-сайте Федеральной нотариальной палаты, после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственные дела не открывались.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания). Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем.
В п. 11 Постановления № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Справкой 8А от 11 января 2023 года, выданной ООО «УК «Советская», подтверждается, что ФИО3 на момент смерти – ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 06 августа 1986 года по 18 октября 1997 года совместно с сыном – Нуртазиновым Ж.А.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО11, ФИО12 – знакомые истца показали, что Нуртазинов Ж.А. нес расходы по организации похорон своих родителей, забрал принадлежащие им вещи, фактически проживает и поддерживает в надлежащем состоянии жилое помещение по адресу: <адрес>. Подтвердили, что никто из родственников не вступал в права наследования после смерти ФИО2, ФИО3
У суда нет оснований, ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелем. Данных о какой-либо заинтересованности свидетеля в исходе дела нет.
Суд приходит к выводу, что Нуртазинов Д.А. совершил действия, свидетельствующие о своевременном принятии наследства, открывшегося после смерти его родителей – ФИО2 и ФИО3
Установление факта принятия наследства имеет для истца юридическое значение, так как позволит реализовать свои наследственные права.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, позицию администрации г. Орска, Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска, Нуртазинова А.А., Нуртазинова А.А., Нуртазиновой А.А., Нуртазиновой С.А., Нуртазиновой Н.А., не возражавших против удовлетворения иска, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Нуртазинова Жумабая Аускановича удовлетворить.
Признать факт принадлежности ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Определить ФИО3, ФИО2, Нуртазинова Жумабая Аускановича, Нуртазинову Салиму Аускановну участниками договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 20 июня 1993 года, расположенную по адресу: <адрес>, заключенному между Орской биофабрикой в лице зам.дир. – ФИО9 и ФИО3, ФИО2, Нуртазиновым Жумабаем Аускановичем, Нуртазиновой Салимой Аускановной.
Определить за ФИО3, ФИО2, Нуртазиновым Жумабаем Аускановичем, Нуртазиновой Салимой Аускановной по 1/4 доли за каждым в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Установить факт принятия Нуртазиновым Жумабаем Аускановичем наследства, открывшегося после смерти матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт принятия Нуртазиновым Жумабаем Аускановичем наследства, открывшегося после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Нуртазиновым Жумабаем Аускановичем право собственности по праву наследования по закону на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оставшуюся после смерти матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Нуртазиновым Жумабаем Аускановичем право собственности по праву наследования по закону на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оставшуюся после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.И. Васильев
Мотивированное решение составлено 06 марта 2023 года.
Судья: А.И. Васильев