РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
10 июня 2019 года п.Советский Республики Марий Эл
Судья Советского районного суда Республики Марий Эл Шемуранов И.Н. при секретаре Казанцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе акционерного общества «Советский ветсанутильзавод по производству мясокостной муки» (далее - АО «Советский ветсанутильзавод») на постановление Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <данные изъяты> по ст. 9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенному в отношении АО «Советский ветсанутильзавод»,
УСТАНОВИЛ:
30 апреля 2019 года Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении юридического лица - АО «Советский ветсанутильзавод», был составлен протокол об административном правонарушении <данные изъяты> по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ - за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно протокола об административном правонарушении от 30 апреля 2019 года № <данные изъяты> старшим государственным инспектором марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Булатовым <данные изъяты>., обнаружен факт нарушения требований пункта 1 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно установлено, что согласно Комплексной системы информатизации Ростехнадзора АО «Советский ветсанутильзавод», расположенным по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, д.Новотроицкое, ул. Новотроицкое не представлены в срок до 1 апреля 2019 года сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в АО «Советский ветсанутильзавод» за 2018 год в федеральный орган исполнительной власти, в области промышленной безопасности - Федеральную службу по экологическому технологическому и атомному надзору, что является нарушением п. 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» согласно которому сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Согласно Комплексной системы информатизации Ростехнадзора АО «Советский ветсанутильзавод по производству мясокостной муки» эксплуатирует опасные производственные объекты: сеть газопотребления ОАО «Советский ветсанутильзавод», рег. <данные изъяты>, адрес местонахождения: <данные изъяты>; цех производственный, рег. № <данные изъяты>, адрес местонахождения: <данные изъяты>
АО «Советский ветсанутильзавод» в течение трех месяцев 2019 года до 1 апреля 2019 года имело возможность представить в Приволжское управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год АО «Советский ветсанутильзавод» были представлены в Приволжское управление Ростехнадзора лишь 17 апреля 2019 года (<данные изъяты>
По данному факту уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора в отношении Акционерного общества «Советский ветсанутильзавод» 07 мая 2019 года было вынесено постановление по делу об административном правонарушении <данные изъяты> по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ - за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и юридическое лицо АО «Советский ветсанутильзавод», было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель АО «Советский ветсанутильзавод» Шестаков <данные изъяты>. факт совершения административного правонарушения не оспаривал, пояснил, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год были представлены в Приволжское управление Ростехнадзора 15 апреля 2019 года. Временной промежуток нарушения срока представления сведений об организации производственного контроля является незначительным и составляет 15 дней, вред либо угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц в результате совершения АО «Советский ветсанутильзавод» административного правонарушения отсутствуют. Просит учесть тяжелое материальное положение предприятия, учесть последствия назначения большой суммы штрафа для предприятия, которое занимается сельхозяйственным производством и отнесено к предприятиям малого бизнеса.
Представитель Ростехнадзора Булатов <данные изъяты>. просил оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников судебного заседания, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно требований п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты установлены Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 №263.
Согласно п. 14 и 14(1) Правил, эсплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы. Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
Требования к форме предоставления сведений об организации производственного контроля установлены приказом №25 от 23.01.2014 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В п. 1 ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г., указано, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу требований п. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В случае, если организация, эксплуатирующая опасный производственный объект не представила в Ростехнадзор информацию об организации производственного контроля в установленный срок, то имеет место отсутствие надлежащего осуществления производственного контроля в организации.
В свою очередь, отсутствие надлежащего осуществления производственного контроля в организации свидетельствует о сомнении в принятии мер на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и в обеспечении готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
В судебном заседании было установлено, что на момент проведения проверки - 08 апреля 2019 года АО «Советский ветсанутильзавод» знало о наличии за Обществом зарегистрированного в установленном порядке опасных производственных объектов, а, следовательно, о необходимости предоставления в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». АО «Советский ветсанутильзавод» эксплуатирует опасные производственные объекты с нарушением требований Федерального законодательства в области промышленной безопасности: в нарушение п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 14 и п. 14(1) Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263, в части нарушения сроков предоставления в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, устанавливающих их предоставление ежегодно в срок до 01 апреля. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год были представлены АО «Советский ветсанутильзавод по производству мясокостной муки» в Приволжское управление Ростехнадзора 15 апреля 2019 года, что не оспаривалось в судебном заседании представителем АО «Советский ветсанутильзавод по производству мясокостной муки» Шестаковым <данные изъяты>..
Организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Вина АО «Советский ветсанутильзавод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается исследованным в судебном заседании протоколом об административном правонарушении от 30 апреля 2019 года <данные изъяты>, постановлением по делу об административном правонарушении <данные изъяты> и другими материалами административного дела.
На основании изложенного суд пришел к выводу о совершении АО «Советский ветсанутильзавод» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - и о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения.
Протокол и постановление об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями закона, лицом, уполномоченным на их составление.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Смягчающими обстоятельствами по делу суд признает признание вины, установление допущенного нарушения.
Отягчающими ответственность обстоятельством суд признает повторное совершение АО «Советский ветсанутильзавод» однородного административного правонарушения, так как 04 мая 2018 года АО «Советский ветсанутильзавод» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Санкция ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридического лица в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении наказания АО «Советский ветсанутильзавод» суд, руководствуясь ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, принял во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины, а так же неблагоприятное последствия для юридического лица в случае назначения наказания в размере <данные изъяты> рублей, суд счел возможным, назначить АО «Советский ветсанутильзавод» наказание в виде штрафа ниже низшего предела, предусмотренное санкцией статьи в соответствие с требованиями ст. 4.1 ч.3.2, ч.3.3 КоАП РФ согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст.ст.30.3-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление по делу об административном правонарушении <данные изъяты>, вынесенное старшим государственным инспектором Марийского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора Булатова <данные изъяты>. о привлечении юридического лица – акционерного общества «Советский ветсанутильзавод по производству мясокостной муки» к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ - за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности и назначении юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей - изменить.
В соответствии со ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа за совершенное Акционерным обществом «Советский ветсанутильзавод по производству мясокостной муки» правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: И.Н. Шемуранов