Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-361/2024 ~ М-253/2024 от 25.06.2024

Дело № 2-361/2024

УИД 75RS0019-01-2024-000501-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    2 сентября 2024 г.                                                                           г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Чебан Ю.С.,

при секретаре Юринском Е.В.,

с участием помощника прокурора Сретенского района Забайкальского края Перунова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района Забайкальского края в интересах Боробовой Ю.Е. к МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании задолженности по заработной плате, судебных расходов, компенсации морального вреда, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сретенского района Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Боробовой Ю.Е., указав в обоснование, что истец с 2020 года принята на должность учителя английского языка в МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа». МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» неверно производились начисления и выплаты заработной платы работнику по причине включения компенсационной выплаты (надбавки за классное руководство) в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, что нарушает трудовые права работника и не соответствует положениям и нормам Конституции РФ и трудовому законодательству. В целях защиты трудовых прав истцом по договору возмездного оказания услуг от 4 ноября 2023 г. произведен расчет выплат за классное руководство, стоимость услуг по договору составила 1000 руб. Просит взыскать с МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» в пользу Боробовой Ю.Е. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 67232,56 руб. за период с октября 2022 года по октябрь 2023 года; возложить обязанность на МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство без включения вознаграждения за классное руководство в состав МРОТ с ноября 2023 года по декабрь 2023 года, сумму задолженности выплатить Боробовой Ю.Е.; взыскать с МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» в пользу Боробовой Ю.Е. компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., судебные расходы в размере 1000 руб.; возложить обязанность на администрацию муниципального района «Сретенский район» профинансировать МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» при выплате задолженности по заработной плате Боробовой Ю.Е.

В дальнейшем прокурор заявленные исковые требования уточнил, просил взыскать с МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» в пользу Боробовой Ю.Е. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 73511,34 руб. за период с октября 2022 года по декабрь 2023 года; взыскать с МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» в пользу Боробовой Ю.Е. компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., судебные расходы в размере 1000 руб.; возложить обязанность на администрацию муниципального района «Сретенский район» профинансировать МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» при выплате задолженности по заработной плате Боробовой Ю.Е. в случае отсутствия либо недостаточности денежных средств у МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа».

Определением суда от 14 августа 2024 г. принят отказ прокурора от исковых требований в части возложения обязанности на МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство без включения вознаграждения за классное руководство в состав МРОТ с ноября 2023 года по декабрь 2023 года, а сумму задолженности выплатить Боробовой Ю.Е., производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Сретенского района Перунов А.И. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, указал, что материальным истцом срок исковой давности на обращение в суд о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы не пропущен, работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, Боробова Ю.Е. в ноябре 2023 года обратилась в прокуратуру с заявлением о защите ее нарушенных трудовых прав, то есть обратилась своевременно.

Материальный истец Боробова Ю.Е., ответчики МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа», администрация муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, третье лицо Министерство образования и науки Забайкальского края о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в материалах дела имеется заявление материального истца о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Министерства образования и науки Забайкальского края представило отзыв, в котором заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. Указано, что работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Истец обратился в суд с иском 25 июня 2024 г. Истцом не указаны уважительные причины пропуска срока на обращение в суд о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с октября 2022 года по октябрь 2023 года, ходатайств о восстановлении срока в исковом заявлении не заявлено. Кроме того, считает, что ежемесячное денежное вознаграждение педагогическим работникам за классное руководство (кураторство) является составной частью заработной платы педагогического работника, соответственно, данная выплата учитывается в составе минимального размера оплаты труда. Полагает, что требования истца о компенсации морального вреда завышены.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке

Заслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абз. 7 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации – далее ТК РФ).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч. 1 ст. 9 ТК РФ).

Абзацем 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ установлено, что работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 2 и 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статьей 56 ТК РФ определено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (условия) по соглашению сторон (ст. 57 ТК РФ).

К числу обязательных для включения в трудовой договор являются, в том числе такие условия как как дата начала работы, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (абз. 4, 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч.3 ст. 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч.4 ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Частью 2 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Особенности режима рабочего времени педагогических работников).

Согласно п. 2.1. Особенностей режима рабочего времени педагогических работников выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом № 1601.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Согласно п. 2.2 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее - занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

В силу п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Законом Забайкальского края от 16 июля 2020 г. № 1843-ЗЗК «О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования» (далее – Закон № 1843-ЗЗК) установлено, что в период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2025 г. педагогические работники государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (далее – государственные и муниципальные образовательные организации), имеют право на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в размере, установленном ч. 1 ст. 2 настоящего Закона края (ст. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 1843-ЗЗК размер ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций составляет 5000 руб. (в ред. Закона Забайкальского края от 07.12.2022 № 2132-ЗЗК), а с 1 июля 2023 г. 5 667 руб. (в ред. Закона Забайкальского края от 29.06.2023 № 2222-ЗЗК) (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в двух и более классах).

На ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч.2 ст. 2 Закона № 1843-ЗЗК).

Как следует из п. 7 Разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, направленных письмом Министерства просвещения РФ от 28 мая 2020 г. № ВБ-1159/08, деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Осуществление педагогическими работниками классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 руб. за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

Пунктом 12 указанных Разъяснений предусмотрено, что согласно квалификационным характеристикам, утвержденным в установленном порядке, классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.

Согласно п. 4.9 Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных письмом Министерства образования и науки России от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02, к видам выплат компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ. К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 151 ТК РФ установлено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

31 января 2022 г. председателем профсоюзного комитета школы согласовано, директором МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа»» утверждено Положение «Об оплате труда работников МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» 2022-2023 учебный год (далее – Положение об оплате труда).

Пунктом 2.1.1 Положения об оплате труда предусмотрено, что заработная плата работников организации за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.

Из п. 2.2.2 Положения об оплате труда следует, что работникам организации устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

К условиям, отклоняющимся от нормальных, относятся: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и праздничные дни) (п. 2.2.5 Положения об оплате труда).

Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).

В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1,3 и 4).

В силу ст. ст. 315 - 317 ТК РФ в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П).

В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 17-П, от 16 декабря 2019 г. № 40-П).

В силу Федерального закона от 6 декабря 2021 г. № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2022 г. минимальный размер оплаты труда установлен 13 890 руб. в месяц.

Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2022 г. № 973 с 01 июня 2022 г. минимальный размер оплаты труда увеличен на 10% до 15 279 руб.

Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ с 1 января 2023г. минимальный размер оплаты труда установлен 16242 руб.

Таким образом, на основании вышеприведенных норм права суд приходит к выводу, что вознаграждение за классное руководство должно быть включено в часть заработной платы сверх минимального размера оплаты труда, поскольку является доплатой компенсационного характера за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей.

Как установлено судом и следует из материалов дела 30 сентября 2020 г. между МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» (работодатель) и Боробовой Ю.Е. (работник) заключен трудовой договор №, по условиям которого последняя принята на должность учителя английского языка.

Пунктом 2.4 трудового договора сторонами согласовано, что устанавливаются следующие условия оплаты труда: базовый должностной оклад без учета доплат, надбавок, иных компенсационных и стимулирующих выплат составляет 7497 руб. в месяц. Базовый должностной оклад выплачивается при условии выполнения аудиторной нагрузки в объеме от 18 до 24 часов в неделю и иной нормируемой работы в суммарном с аудиторной нагрузкой объеме 36 часов в неделю; доплата за проверку письменных работ составляет 947,13 руб. в месяц; надбавка за квалификационную категорию составляет 5% от базового должностного оклада; размеры и порядок осуществления стимулирующих выплат определяются действующим Положением о стимулировании (премировании) труда работников школы, утверждаемым решением совета школы и приказом директора школы.

В соответствии с дополнительным соглашением от 1 июля 2023г. № 1 к трудовому договору № 144 от 30 сентября 2020 г. стороны согласовали, что размер оклада с 1 июля 2023 г. на 20% 8997 руб., размер районного коэффициента с 1 июля 2023 г. уменьшение 20% в связи с принятием закона Забайкальского края от 29 июня 2023 г. № 2222-ЗЗК «Об обеспечении роста заработной платы в Забайкальском крае и о внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края».

1 сентября 2022 г. директор МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» приказом № 59 назначил, в том числе Боробову Ю.Е. классным руководителем 6 класса.

1 сентября 2023 г. директор МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» приказом № 40 назначил, в том числе Боробову Ю.Е. классным руководителем 7 класса.

Должностная инструкция учителя МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа», утвержденная советом МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа», протокол от 25 мая 2015 г. № 2, не содержит указание на то, что классное руководство входит в должностные обязанности учителя данного учреждения (далее – должностная инструкция учителя)

В разделе II должностной инструкции учителя «Должностные обязанности учителя» указано, что в случае возложения на учителя обязанностей классного руководителя, заведующего кабинетом (мастерскими и т.д.), либо иных обязанностей, не входящих в должностные обязанности учителя, предусмотренные настоящей должностной инструкцией, учитель осуществляет выполнение указанных обязанностей согласно соответствующим рабочим инструкциям, утвержденным в установленном порядке. В рабочее время учителя включается преподавательская, воспитательная работа, индивидуальная работа с учащимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная настоящей должностной инструкцией.

31 августа 2023 г. протоколом заседания Профкома согласовано, 1 сентября 2023 г. директором МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» утверждена должностная инструкция учителя средних и старших классов (далее – должностная инструкция учителя средних и старших классов), в которой обязанности по классному руководству возлагаются на учителя лишь в случае поручения ему работы по классному руководству.

31 августа 2023 г. управляющим советом МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» согласовано, директором МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» утверждено Положение о классном руководстве.

Пунктом 7 Положения о классном руководстве предусмотрено, что ежемесячные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства являются обязательным условием возложения на них с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.

            Из расчетных листов за период с октября 2022 года по декабрь 2023 года следует, что вознаграждение за классное руководство начислялось истцу в период с октября 2022 года по июнь 2023 года в размере 5000 руб., с июля 2023 года по декабрь 2023 года в размере 5667 руб.

            Вместе с тем, ответчиками не оспорен тот факт, что в спорный период вознаграждение за классное руководство Боробовой Ю.Е. учитывалось при доплате до минимального размера оплаты труда, в связи с чем суд приходит к убеждению, что начисление и выплата заработной платы в спорный период производилось Боробовой Ю.Е. не в полном объеме.

            Стороной истца представлен расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы Боробовой Ю.Е. за период с октября 2022 года по декабрь 2023 года, проверив который, суд приходит к выводу, что сведения, отраженные в расчете, соответствуют данным тарификационных списков, он произведен в соответствии с установленными нормами закона, является арифметически правильным, произведен с учетом НДФЛ. Ответчиками контррассчета суду не представлено, как и доказательств, свидетельствующих о недостоверности расчета и опровергающие отраженные в нем суммы.

            Разрешая ходатайство Министерства образования и науки Забайкальского края о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности на обращение в суд о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы суд приходит к следующему.

            Как разъяснено в абз. 5 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, поэтому соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.

            В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, в числе прочего, отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

            В соответствии с п. 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 г. № 192, Министерство обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая, в том числе, расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края.

             Таким образом, из приведенных правовых норм, а также разъяснений, изложенных в абз. 5 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», следует, что Министерстве образования и науки Забайкальского края вправе заявлять ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, так как удовлетворение иска повлияет на его законные права и интересы.

            Как следует из ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

            Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

            При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 5 ст. 392 ТК РФ).

            В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

            Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15), и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.

            В абз. 3 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

            Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке (абз. 4 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда от 29.05.2018 № 15).

            В абз. 5 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 отмечено, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

            Из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что с учетом положений ст. 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями ст. 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) ГПК РФ суд обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела при решении вопроса о своевременности обращения истца в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

            Поскольку согласно трудовому договору и расчетным листам заработная плата Боробовой Ю.Е. выплачивается два раза в месяц до15 и до 30 числа текущего месяца, то за взысканием задолженности по заработной плате за период с октября 2022 года истец должен был обратиться в суд до 30 октября 2023 г., за период с ноября 2022 года – до 30 ноября 2023 г.

            27 ноября 2023 г. Боробова Ю.Е. обратилась в прокуратуру Сретенского района с заявлением о нарушении ее трудовых прав, что исходя из разъяснений, данных в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15, является своевременным обращением с письменным заявлением в органы прокуратуры.

            В силу абз. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

            Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 данного Федерального закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из данных норм следует, что органы прокуратуры РФ, не являясь органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении трудовых прав работников и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону приказ руководителя организации и обращения в суд.

             25 июня 2024 г. прокурор Сретенского района обратился в суд с иском в интересах Боробовой Ю.Е. о взыскании задолженности по заработной плате за период с октября 2022 года по декабрь 2023 года.

            Поскольку в суд обратился не сам истец, а прокурор в защиту ее трудовых прав, суд полагает, что срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате пропущен лишь за октябрь 2022 года, а за остальной период подлежит взысканию, так как доказательств того, что прокурору было известно о наличии задолженности перед истцом ранее даты ее обращения в прокуратуру (27.11.2023), не представлено.

            Учитывая представленный истцом расчет с МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» в пользу Боробовой Ю.Е. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 72386,78 руб. за период работы с ноября 2022 года по декабрь 2023 года.

            Кроме того, суд полагает подлежащими удовлетворению требования о возложении на администрацию муниципального района «Сретенский район» обязанности профинансировать МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» выплату задолженности по заработной плате Боробовой Ю.Е. в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» ввиду следующего.

            В силу ч. 1 ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

            В соответствии с ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

            Согласно п. 1 ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Ответственность учреждения по своим обязательствам имеет особенности, которые определяются правилами абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21, п.п. 3-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, а также требованиями ряда специальных федеральных законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций.

            Как следует из ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1). Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) (п. 2). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п.п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3).

            Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).

            Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (п.5 ст. 123.22 ГК РФ).

            Уставом МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» установлено, что учреждение относится к типу бюджетное. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район «Сретенский район» Забайкальского края.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» учредителем учреждения является администрация муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу ч. 1ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на администрацию муниципального района «Сретенский район» возложена обязанность по обеспечению финансирования в области оплаты труда работников муниципального образовательного учреждения в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа».

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт начисления и выплаты истцу заработной платы в меньшем размере, требования о взыскании компенсации морального вреда суд считает обоснованными, с учетом размера задолженности, периода некорректного начисления и выплаты заработной платы, требования разумности и справедливости, полагает возможным взыскать в пользу материального истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Материальным истцом по настоящему делу было заказано составление расчета задолженности по заработной плате, в связи с чем она была вынуждена заключить договор возмездного оказания услуг для составления данного расчета и оплатить данные услуги в размере 1000 руб., что подтверждается чеком по операции от 5 декабря 2023 г. Данные расходы являлись необходимыми для определения размера задолженности, в связи с чем также подлежат взысканию с МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа».

Исковые требования прокурора удовлетворены на 98,47% (73511,34/72386,78*100), в связи с чем с МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 984,7 руб. (1000 руб.*98.47%).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора района.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7519002845, ░░░░ 1027500742796) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 72386,78 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 984,7 ░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7519002845, ░░░░ 1027500742796) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 7519000157, ░░░░ 1027500743610) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░..

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

                                ░░░░░                             ░.░. ░░░░░

                                ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░░ 2024 ░.

2-361/2024 ~ М-253/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Боробова Юлия Евгеньевна
Прокуратура Сретенского района Забайкальского края
Ответчики
МОУ "Ломовская СОШ"
Администрация МР "Сретенский район" Забайкальского края
Другие
Министерство образования и науки Забайкальского края
Суд
Сретенский районный суд Забайкальского края
Судья
Чебан Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
sretensk--cht.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
27.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Судебное заседание
03.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее