УИД № 57RS0022-01-2023-003271-29 Производство № 2-221/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Настепанина В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кромского района Орловской области в интересах Жильцова Николая Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Кромского района Орловской области в интересах Жильцова Н.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее – ОСФР по Орловской области) об обязании обеспечить техническим средствами реабилитации, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Кромского района Орловской области проведена проверка по обращению Жильцова Н.А., по вопросу соблюдения норм действующего законодательства в сфере предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан.
По ее результатам установлено, что Жильцов Н.А. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию и относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде обеспечения техническими средствами реабилитации (далее – TCP).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации Жильцов Н.А. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, а именно ему, среди прочего, необходимы трость белая тактильная цельная, медицинский термометр с речевым выходом, специальное устройство для чтения «говорящих» книг.
18.08.2023 Жильцов Н.А. обратился в ОСФР по Орловской области с заявлением на получение технических средств реабилитации, однако до настоящего времени в нарушение требований статей 10-11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Жильцов Н.А. не обеспечен необходимыми TCP, персональный план в предусмотренном порядке не исполнен, индивидуальная программа должным образом не реализуется, гарантированное ему законом право на получение технических средств, предусмотренных перечнем реабилитационных мероприятий, не обеспечивается.
В связи с изложенным прокурор просил суд обязать ОСФР по Орловской области обеспечить Жильцова Н.А. техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, а именно: трость белая тактильная цельная, медицинский термометр с речевым выходом, специальное устройство для чтения «говорящих» книг.
В судебном заседании помощник прокурора Кромского района Орловской области – Харькова Д.А. исковые требования уточнила и окончательно просила суд взыскать с ответчика в пользу Жильцова Н.А. компенсацию морального вреда в размере по 10 000 руб.
Истец Жильцов Н.А., в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте его проведения по месту регистрации, об уважительности причин отсутствия не сообщил и об отложении заседания не заявлял.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области – Чирикова О.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда по доводам, приведенным в письменных возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что Жильцов Н.А. не был своевременно обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации, поскольку пенсионному органу не были выделены лимиты бюджетных ассигнований, при этом ответчиком предпринимались все предусмотренные действующим законодательством меры для обеспечения Жильцова Н.А. техническими средствами реабилитации. Считала, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку доказательств нарушения неимущественных прав истца по вине ответчика не представлено. Также полагала заявленную сумму компенсации морального вреда не соответствующей требованиям разумности и справедливости.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Пунктом 6 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены, в том числе трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
Как следует из материалов дела, Жильцову Н.А., (дата обезличена) года рождения, установлена первая группа инвалидности с (дата обезличена) по бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2023 (номер обезличен), выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы (номер обезличен).
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, разработанной 28.07.2023 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 6, предусмотрена нуждаемость Жильцова Н.А. в технических средствах реабилитации: трость белая тактильная цельная, медицинский термометр с речевым выходом, специальное устройство для чтения «говорящих» книг.
18.08.2023 Жильцов Н.А. обратился в ОСФР по Орловской области с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
С указанного времени Жильцов Н.А. поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Судом также установлено, что Жильцов Н.А. обратился в ОСФР по Орловской области с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
29.01.2024 Жильцову Н.А. денежные средства, в частности компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, перечислены и получены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение положений п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 технические средства реабилитации Жильцову Н.А. выданы с нарушением установленного 15-дневного срока по прошествии более 5 месяцев, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Из взаимосвязи норм Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положений статей 150, 151 ГК РФ следует, что в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда), в том числе в результате ненадлежащего исполнения обязанности по обеспечению бесплатно лекарственными препаратами.
Законодатель, закрепив в статье 151 ГК РФ общие правила компенсации морального вреда, не установил ограничений в отношении случаев, когда допускается такая компенсация. При этом согласно пункту 2 статьи 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с этим кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Установив факт нарушения ответчиком прав Жильцова Н.А. на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации, необходимыми ему по жизненным показателям и состоянию здоровья, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОСФР по Орловской области в пользу Жильцова Н.А. компенсации морального вреда, поскольку в результате бездействия ответчика, нарушены права Жильцова Н.А. как инвалида, не созданы необходимые для него как инвалида условия, чем причинены моральные и нравственные страдания.
При определении размера компенсации морального вреда судом учитываются позиция прокуратуры Кромского района Орловской области действующей в интересах Жильцова Н.А. и пояснения Жильцова Н.А. переданные через помощника прокуратуры Кромского района Орловской области Харьковой Д.А. относительно неудобств и ограничений, которые он испытывает в связи с отсутствием технических средств реабилитации, преклонный возраст Жильцова Н.А., 14.05.1948 года рождения, его инвалидность, степень причиненных Жильцову Н.А. душевных, нравственных и физических страданий, связанных с их индивидуальными особенностями, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, принципа разумности и справедливости, исполнимости решения суда, баланса интересов сторон, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать в пользу Жильцова Н.А. компенсацию морального вреда в размере по 10 000 руб.
Указанный размер компенсации морального вреда, по мнению суда, является соразмерным тем нравственным страданиям, которые были причинены инвалиду в связи с несвоевременным обеспечением его техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида, при наличии права на их бесплатное получение, соответствует характеру причиненного вреда, требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1025700836050) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░ ((░░░░░░░░░░ ░░░░░░)) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░