Дело № 2-314/2021
Решение
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.
при секретаре Ахмадуллиной А.В.
с участием прокурора Кожемякиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого муниципального района Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Троицкого муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в срок не позднее 01 мая 2021года организовать мероприятия по ограждению территории кладбища, расположенного недалеко от п.Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области, а также кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №,
возложении обязанности в срок не позднее 01 мая 2021 года организовать мероприятия по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого кладбищем, расположенного недалеко от п.Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой Троицкого района Челябинской области по обращению Л. проведена проверка соблюдения земельного законодательства, учета муниципального имущества при организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
При проведении проверки установлено, что кладбище, расположенное недалеко от п.Ясные Поляны на земельном участке, не состоящем на кадастровом учете, а также кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, частично не огорожены. Имеются пролеты, дыры.
Прокурор полагает, что бездействие ответчика по исполнению обязанностей по содержанию мест захоронения является незаконным. По результатам ранее проведенной проверки, 17 июня 2020 года главе Троицкого муниципального района было внесено представление об устранении нарушений закона. До настоящего времени меры по устранению выявленных нарушений не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Троицкого муниципального района Кожемякина Е.А. иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Печенкина А.А. в судебном заседании исковые требования признала частично.
Представитель третьего лица - Управления муниципальным имуществом и земельным отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Кравец М.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц - администрации муниципального образования «Яснополянское сельское поселение», ООО «Авангард», Межрегионального территориального Управления Росимущества в челябинской и Курганской областях при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимали (л.д.175-177). Управлением Росимущества в Челябинской и Курганской областях представлено мнение на исковое заявление (л.д.160-166).
На основании ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, показания свидетеля исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших
Согласно ст.18 указанного Федерального закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4,5 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
В силу п.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и положениях Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», действовавшего до 01 марта 2021 года, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
С 01 марта 2021 года гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Согласно п. 53,54 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки. Площадь участков для размещения мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища.
Судом установлено, что на территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» Троицкого муниципального района Челябинской области расположено 2 кладбища. Непосредственно в пос. Ясные Поляны расположено кладбище на земельном участке с кадастровым №, площадью 9303 кв.м., вид разрешенного использования - для размещения кладбищ.
Данный земельный участок закреплен за администрацией муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» Троицкого муниципального района на праве постоянного бессрочного пользования. Указанное право зарегистрировано в Управлении Россреестра по Челябинской области 22 декабря 2017 года. На указанном кладбище имеется 1093 захоронения, возможное количество захоронений составляет 50.
Ограждение кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым №, состоит из деревянного штакетника, которое частично разрушено. Из акта обследования от 11 июня 2020 года следует, что в ограждении частично отсутствуют пролеты, имеются заплаты.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснением сторон, представлением прокурора Троицкого района от 17 июня 2020 (л.д.5-6), информацией администрацией Троицкого муниципального района от 15 июля 2020, от 16.06.2020 (л.д.7,10-11) обращением Л.. от 19.05.2020 (л.д.8) информацией муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» от 11.06.2020 (л.д.9), актом обследования кладбищ от 11.06.2020 (л.д.16), фотоматериалом (л.д.17-20), выпиской из ЕГРН от 23.03.2021 на земельный участок с кадастровым № (л.д.48-53).
Из показаний свидетеля В., являющейся и.о. начальника земельного отдела Управления муниципальным имуществом и земельным отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области следует, что кладбище, расположенное вблизи пос. Ясные Поляны Троицкого района («старое немецкое кладбище») расположено в границах земельного участка с кадастровым №.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым №, площадью 659486 кв.м., имеет вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства.
Право собственности на данный земельный участок 06 сентября 2011 года зарегистрировано за Российской Федерацией. Указанный земельный участок на основании договора № 2365-15 от 03 июля 2015 года передан в аренду ООО «Авангард», дата государственной регистрации права аренды 23 июля 2015 года.
В силу ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.6 ч.11 ст.54 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность определен Административным регламентом Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 N 270.
На момент рассмотрения иска образование земельного участка, непосредственно занятого кладбищем, не произведено, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, передача земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность не произведена.
Из акта обследования от 11 июня 2020 года следует, что («старое немецкое кладбище» расположено вблизи пос.Ясные Поляны, имеет примерно 53 захоронения, свободных мест для захоронения не имеется. Кладбище имеет частично металлическое ограждение, ограждение отсутствует со стороны р.Увелька.
Изложенное подтверждается объяснением сторон, представлением прокурора Троицкого района от 17 июня 2020 (л.д.5-6), информацией администрацией Троицкого муниципального района от 15 июля 2020, от 16.06.2020 (л.д.7,10-11) обращением Л. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) информацией муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» от 11.06.2020 (л.д.9), актом обследования кладбищ от 11.06.2020 (л.д.16),выпиской из ЕГРН от 12 апреля 2021г. земельный участок с кадастровым № (л.д.63-124).
В соответствии п.17 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Исследованными доказательствами подтверждено и не оспаривается стороной ответчика, что содержание мест захоронения - кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым № в пос. Ясные Поляны Троицкого района, кладбища, расположенного в районе п.Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области осуществляется без учета требований п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11, 53,54 СанПиН 2.1.3684-21, территории кладбищ имеют частичное ограждения. Земельный участок, занятый кладбищем, расположенный в районе п.Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области не поставлен на кадастровый учет.
Непринятие мер по ограждению территории кладбищ, непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади, занятого под кладбище земельного участка, отсутствие установленных границ земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
Учитывая указанные обстоятельства на основании п.17 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Троицкого района, возложении на ответчика обязанности организовать мероприятия по ограждению территории кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым №, возложении обязанности организовать мероприятия по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого кладбищем, расположенного в районе п.Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области, организовать мероприятия по ограждению территории указанного кладбища.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей г.Троицка на благоприятную окружающую среду.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 ГПК РФ, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Учитывая, что ответчику администрации Троицкого муниципального района Челябинской области необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, для обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда до 01 июня 2022года по организации мероприятий по ограждению территории кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым №, срок до 01 июня 2022 года по организации мероприятий по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого кладбищем, расположенного в районе п.Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области, срок до 01 января 2023 года по организации мероприятий по ограждению территории указанного кладбища.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2022░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░ 2021 ░░░░