Судья: Серова С.Н. № 33а-15344/2024 (33а-15344/2023)
УИД: 63RS0007-01-2023-000224-18
№ 2а-951/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Пудовкиной Е.С., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 15 августа 2023 г.,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Волжского района Самарской области Чепухов М.Е, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области в котором с учетом уточнений, просил:
признать незаконным бездействие администрации сельского поселение Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, выразившееся в неисполнении обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения на территории с.Черноречье в северной, севере-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала 63:17:0803008 Волжского района Самарской области (КП «Юбилейный») и магистрального водопровода соединяющего сети МУП Волжское ЖКХ и КП Юбилейный;
признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, выразившееся в неисполнении обязанности по актуализации схемы водоснабжении сельского поселения Черноречье, в соответствии с ППТ КП Юбилейный и введении в эксплуатацию централизованной системы водоснабжения на территории <адрес> в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области (КП «Юбилейный») и магистрального водопровода соединяющего сети МУП Волжское ЖКХ и КП Юбилейный;
возложить обязанность на администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов жителей поселка путем определения гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения на территории с. Черноречье в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области (КП «Юбилейный») и магистрального водопровода соединяющего сети МУП Волжское ЖКХ и КП Юбилейный;
возложить обязанность на администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов жителей поселка путем актуализации схемы водоснабжения сельского поселения Черноречье, с учетом централизованной системы водоснабжения на территории <адрес> в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области (КП «Юбилейный») и магистрального водопровода соединяющего сети МУП Волжское ЖКХ и КП Юбилейный;
признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по непринятию мер по подаче заявления в Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области об установлении тарифа на временный подвоз воды на территории КП Юбилейный в период отключения от центрального водоснабжения поселка, а также в непринятии мер по организации временного подвоза воды населению в период отключения от центрального водоснабжения поселка;
возложить на администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области обязанность по подаче заявления в департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области об установлении тарифа на временный подвоз воды на территории КП Юбилейный в период отключения от центрального водоснабжения поселка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Волжского района Самарской области в связи с обращениями граждан проведена проверка сведений об отсутствии водоснабжения на территории с. Черноречье Волжского района Самарской области, в ходе которой было установлено, что часть территории с. Черноречье (коттеджный поселок «Юбилейный» в северо-восточной части кадастрового квартала №) сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области не обеспечено системой централизованного водоснабжения. Администрацией сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области на момент проверки не было организовано нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды. В связи с этим, прокуратурой Волжского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в администрацию поселения об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения. По результатам рассмотрения указанного представления администрацией поселения в прокуратуру района предоставлен ответ, согласно которого по результатам проведенных инженерно-геофизических изысканий получено заключение о нецелесообразности организации централизованного и нецентрализованного водоснабжения на территории КП «Юбилейный» с. Черноречье. Также указано, что при необходимости администрацией поселения Черноречье будет организован подвоз питьевой воды. Проведенной прокуратурой района мониторинг состояния законности в сфере водоснабжения на территории сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области показал, что при подтвержденной нецелесообразности организации нецентрализованного водоснабжения и отсутствии централизованного водоснабжения на территории КП «Юбилейный» с. Черноречье, Администрацией поселения меры по организации подвоза воды с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не принимаются.
Также Самарина Т.А. обратилась в суд с самостоятельными требованиями, аналогичными требованиям прокурора, указав в обоснование, что исполняющий обязанности прокурора Волжского района Самарской области обратился в Волжский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по непринятию мер по организации подвоза воды населению. Указанный административный иск подан с целью защиты интересов жителей поселка КП Юбилейный и мотивирован отсутствием центрального водоснабжения в поселке, а также необходимостью подвоза воды. Вместе с тем, жители поселка обратились с коллективной жалобой, ссылаясь на то, что подвоз воды не может отвечать интересам жителей, поскольку не улучшает качество жизни жителей, а ухудшает. До сегодняшнего дня, в отношении с. Черноречье в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области (КП «Юбилейный») не определена гарантирующая организация, осуществляющая водоснабжение. Неисполнение администрацией сельского поселения Черноречье обязанностей по определению гарантирующей организации для всех объектов в с. Черноречье привело к нарушению прав и законных интересов жителей поселка, которые не имеют возможности законно получать ресурс и заключить договор с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее договор водоснабжения с. Черноречье в северной, северо-восточной и юго-восточной части квартала № Волжского района Самарской области (КП «Юбилейный») не заключен, ООО МУП Волжское ЖКХ продолжает поставлять холодную воду объектам в с. Черноречье в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области (КП «Юбилейный»), однако оплата за услуги не производится.
Решением Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Волжского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, Самариной Т.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области просит решение суда отменить как незаконное, ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований (т. 3 л.д. 178-182).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного ответчика администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, Итин С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель административного истца прокурор Никитина Е.С., заинтересованное лицо Самарина Т.А., в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области (т. 2 л.д. 33).
Постановлением администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Юбилейный» определена гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения. МУП «Юбилейный» оказывает услуги в границах сельского поселения Черноречье, сельского поселения Черновский, сельского поселения Спиридоновка (т. 2 л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ муниципальным унитарным предприятием «Волжское ЖКХ» обществу с ограниченной ответственностью «Юбилейная» были выданы технические условия на водоснабжение коттеджного поселка Юбилейный юго-западнее с. Черноречье в которых указано о необходимости:
1) предоставить в МУП «Волжское ЖКХ» на согласование разработанную и утвержденную в установленном порядке проектную документацию. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию в установленном порядке;
2) осуществить врезку в существующий водопровод d=1020 мм под напором с установкой задвижки и регулятора давления. На месте врезки в водопровод запроектировать камеру с узлом учета расхода воды. Диаметр подключаемого водопровода рассчитать проектом;
3) установить станцию водоочистки для хозяйственно-питьевых нужд, мощность рассчитать проектом;
4) проектирование, а также работы по прокладке водовода и подключение к водопроводным сетям осуществляет специализированная организация;
5) приобрести и смонтировать ультразвуковой прибор учета расхода воды на водозаборе МУП «Волжское ЖКХ» <адрес>;
6) производство работ согласовать с МУП «Волжское ЖКХ» и другими заинтересованными лицами. МУП «Волжское ЖКХ» осуществляет надзор за выполнением мероприятий по подключению;
7) до ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию заказчик обязан обеспечить доступ представителя МУП «Волжское ЖКХ» к объектам, подключаемым к сетям инженерно-технического обеспечения, для проверки выполнения условий подключения;
8) получить справку о выполнении ТУ. Заключить договор с МУП «Волжское ЖКХ» на водопользование, составить акт границ ответственности.
9) в случае если в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства превышен срок действия условий его подключения к сетям инженерно- технического обеспечения, указанный срок продлевается по согласованию с МУП «Волжское ЖКХ» на основании обращения заказчика.
10) по окончании работ произвести планировку и благоустройство территории.
Технические условия действительны для реализации в течение двух лет (т. 1 л.д. 234)
Постановлением администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области» в связи с актуализацией схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области на период с 2016 по 2035 гг. Утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области на период с 2016 по 2035 гг. (т. 2 л.д. 31-32).
Постановлением администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области №Б от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области» в связи с актуализацией схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области на период с 2020 по 2035 гг. Утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области на период с 2020 по 2035 гг. (т. 2 л.д. 147).
Заинтересованное лицо Самарина Т.А. обращалась к главам муниципального района Волжский Самарской области и сельского поселения Черноречье с заявлениями, в которых просила обратиться в регистрационный орган с заявлением о постановке сети водоснабжения с. Черноречье в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области на учет в качестве бесхозяйного объекта; наделить статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения на территории <адрес> в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области МУП «Волжское ЖКХ»; установить, что зоной деятельности МУП «Волжское ЖКХ» является территория <адрес> в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области (т. 1 л.д. 36-39).
Самарина Т.А. также обращалась в прокуратуру Самарской области с жалобой на бездействие администраций муниципального района Волжский и сельского поселения Черноречье (т. 1 л.д. 40-44, 53-55).
Указанные жалобы носили в том числе коллективный характер, о чем свидетельствуют подписи, поставленные в жалобах жителями КП «Юбилейный».
Заместителем прокурора Волжского района Самарской области в адрес главы муниципального района Волжский Самарской области Макридина Е.А. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, которым требовалось безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленных нарушений закона, организации и обеспечению нецентрализованного холодного водоснабжения коттеджного поселка «Юбилейный», с. Черноречье и с. Николаевка сельского поселения Черноречье с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды, недопущению подобных нарушений впредь (т. 1 л.д. 45-47).
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора Волжского района Самарской области Чепуховым М.Е. в адрес Главы сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области Игнатова К.В. внесено представление № об устранении нарушений законодательства о водоснабжении которым было установлено, что часть территории с. Черноречье (коттеджный поселок в северо-восточной части кадастрового квартала №) сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области не обеспечено системой централизованного водоснабжения. Вместе с тем, администрацией поселения до настоящего времени не организовано нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды. Так, администрацией не определены возможные источники для обеспечения водоснабжения указанной части с. Черноречье, не установлен гарантирующий поставщик для нецентрализованной системы водоснабжения и (или) подвоза воды на территории населенного пункта.
Данным предписанием исполняющий обязанности прокурора Волжского района Самарской области потребовал:
- принять меры к устранению нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих;
- организовать определение возможных источников водоснабжения населения указанной части с. Черноречье и экономическую целесообразность их использования, организовать их разведку и разработку;
- организовать нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды;
- в установленном порядке рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя главы сельского поселения за допущенные нарушения (т. 1 л.д. 117-118).
В ответ на указанное представление, главой сельского поселения Игнатовым К.В. в адрес заместителя прокурора Волжского района Самарской области Чепухова М.Е. направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следует, что с целью организации централизованного водоснабжения на территории КП «Юбилейный», а также с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения администрацией сельского поселения был заключен договор № с ООО «Посейдон-А» о проведении инженерно-геофизических изысканий с целью изучения геологического разреза в районе расположения КП «Юбилейный» для определения целесообразности бурения водозаборных скважин на его территории. По результатам проведенных работ получено заключение о нецелесообразности организации централизованного и нецентрализованного водоснабжения на данной территории, в связи с тем, что пробуренные скважины будут малодебитные, в воде будет большое количество содержание железа. Кроме того, указано, что земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации на территории КП «Юбилейный» с. Черноречье согласно данных Росреестра находятся в собственности ООО «Юбилейная». В настоящее время водоснабжение жителей КП «Юбилейный» осуществляется в индивидуальном порядке (частные скважины, колодцы). Обращения жителей по организации подвоза питьевой воды в Администрацию сельского поселения Черноречье не поступали. Обстоятельства, изложенные в ответе главы сельского поселения Черноречье также подтверждаются представленными в материалы дела документами, а именно договором подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией сельского поселения Черноречье и ООО «Посейдон-А», а также заключение о инженерно-геофизических изысканиях, подготовленного ООО «Посейдон-А» (т. 1 л.д. 119-130).
При подтвержденной нецелесообразности организации нецентрализованного водоснабжения и отсутствии централизованного водоснабжения на территории КП «Юбилейный» с. Черноречье администрацией поселения меры по организации подвоза воды не приняты, что явилось основанием для обращения и.о. прокурора Волжского района Самарской области Чепуховым М.Е. в суд с настоящим административным иском.
В дальнейшем административным истцом в уточненном иске также указано на неисполнение администрацией муниципального района с.п.Черноречье обязанностей по определению гарантирующей организации для всех объектов в с. Черноречье и актуализации схем водоснабжения, непринятие администрацией мер по подаче заявления в департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области об установлении тарифа на временный подвоз воды на территории КП Юбилейный в период отключения от центрального водоснабжения поселка.
Заинтересованное лицо, заявляющее самостоятельные требования, Самарина Т.А. оспаривала аналогичные бездействия административного ответчика.
Разрешая спор и, удовлетворяя требования и.о. прокурора Волжского района Самарской области Чепухова М.Е., заинтересованного лица, заявляющего самостоятельные требования, Самариной Т.А., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» вопросы организации водоснабжения населения, относятся к полномочиям муниципального района, вместе с тем администрация муниципального района с.п. Черноречье не исполняет возложенные на нее обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения на территории с.Черноречье, актуализации схемы водоснабжения сельского поселения Черноречье, не принимает меры по подаче заявления в департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области об установлении тарифа на временный подвоз воды на территории КП «Юбилейный и организации временного подвоза воды населению в период отключения от центрального водоснабжения поселка, чем создает угрозу нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Пунктом 4 части 1 статья 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения, в числе прочих, относится организация водоснабжения населения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2007 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В случае отсутствия на территории (части территории) округа централизованной системы холодного водоснабжения, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным и Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении)
Под нецентрализованной системой холодного водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Из приведенного правового регулирования следует, что органы местного самоуправления организовывают водоснабжение и водоотведение на соответствующей территории публичного правового образования вне зависимости от формы собственности расположенных на этой территории земельных участков.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Юбилейная» (исполнитель) и Сониным А.В. (заказчик) был заключен договор № по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется в том числе заключить в интересах и за счет заказчика от своего имени договора с третьими лицами на строительство (создание) инженерной инфраструктуры общего пользования (электрических сетей, водоснабжения, газификации, подъездных путей и элементов благоустройства) для обеспечения функционирования будущего коттеджного жилого поселка, находящегося по адресу: <адрес> в северо-восточной, северной, юго-восточной части кадастрового квартала №. Заказчик обязуется уплатить исполнителю вознаграждение за выполнение этого поручения в соответствии с условиями настоящего договора (т. 3 л.д. 19-22).
ДД.ММ.ГГГГ между Сониным А.В. (цедент) и Самариной Т.А. (цессионарий) заключен договор уступки права требования, в соответствии со статьей 1 которого цедент передаёт, а цессионарий принимает право требования цедента к ООО «Юбилейная» по целевым взносам на строительство системы водоснабжения, к земельному участку: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадью 1000+/- 22 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в районе с. Черноречье, в северной части кадастрового квартала №, кадастровый № в размере <данные изъяты> рублей, на газификацию указанного участка в размере <данные изъяты> рублей и его электрификацию в размере <данные изъяты>, возникшие из обязательства: справка от ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ, и договор № от ДД.ММ.ГГГГ Право требования к должнику уступается в следующем объёме: обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить строительство (создание) системы водоснабжения, к земельному участку: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадью 1000+/- 22 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в северной части кадастрового квартала №, кадастровый №, обеспечить газификацию и электрификацию указанного участка, которые оплачены в полном объеме в общей сумме <данные изъяты> рублей, в том числе права возникшие из этого обязательства и права требовать исполнения обязательств или возврата аванса, а также все подлежащие вследствие просрочки исполнения должником своих обязательств, начислению санкции, в том числе проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойки, а также иные требования, связанные с неисполнением или некачественным исполнением должником своего обязательства (т. 3 л.д. 16-18).
Согласно справке, выданной ООО «Юбилейная», по данным бухгалтерского учета на праве собственности ООО «Юбилейная» в качестве основных средств учтено инженерное сооружение – внутриплощадочный водопровод, расположенный на территории 1<адрес> (т. 1 л.д. 231).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится в том числе определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Часть 1 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении предусматривает, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно части 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») (часть 3 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Из совокупного буквального толкования вышеприведенных положений Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что органы местного самоуправления наделены обязанностью по организации водоснабжения и водоотведения для населения муниципального образования для чего уполномочены определять для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующую организацию и утверждать схему водоснабжения и водоотведения.
При этом определение гарантирующей организации осуществляется по правилам, установленным Законом о водоснабжении и водоотведении, и в частности с учетом статей 2, 6, 8, 12 указанного Закона, и исходя из фактических обстоятельств по данному вопросу в муниципальном образовании.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Юбилейная» (исполнитель) и Петровой В.В. (заказчик) заключен договор № о подключении (технологическом присоединении) к существующей системе водоснабжении, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить действия по подключению объекта заказчика к существующим сетям централизованной системы водоснабжения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) (т. 1 л.д. 56-57).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Юбилейная» (арендодатель) и ООО «Волжские коммунальные системы» (арендатор) был заключен договор аренды сетей водоснабжения №, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору имущество объект – сети водоснабжения во временное владение и пользование за плату в целях оказания услуг холодного водоснабжения, расположенное по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 173-175).
В соответствии с п. 3.1 Договора срок договора аренды устанавливается на 11 месяцев с момента подписания акта приема-передачи имущества.
Согласно акту приема-передачи, арендодатель передал, а арендатор принял сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, указанные на схематичном плане. Сети построены из ПВХ труб, согласно проектно-смертной документации, протяженностью 14000 м. с подключенной нагрузкой для подачи воды – 45 куб.м/час. Сети водоснабжения арендатором осмотрены, соответствуют использованию его по назначению. Какие-либо претензии к передаваемому имуществу у арендатора отсутствуют.
Согласно отзыву департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области на административное исковое заявление, приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ООО «Волжские коммунальные системы» (с.п. Черноречье) муниципальный район Волжский» утверждена производственная программа и установлен тариф на техническую воду для потребителей ООО «Волжские Коммунальные Системы» в размере 73,68 руб./м3 (т. 1 л.д. 169-170).
Постановлением департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № № от ДД.ММ.ГГГГ Беляков А.А., занимающий должность директора ООО «Юбилейная» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа (т. 2 л.д. 157-159). Указанное постановление решением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ изменено, снижен размер штрафа, в остальной части постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (т. 2 л.д. 165-169).
Из указанных постановления и решения суда следует, что в ходе проверки прокуратурой Волжского района Самарской области установлено, что между ООО «Юбилейная» и МУП «Волжское ЖКХ» заключен договор холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 2 л.д. 160-163), согласно которому МУП «Волжское ЖКХ» обязуется поставлять ООО «Юбилейная» через присоединенную сеть из центральных систем холодного водоснабжения холодную (техническую) воду, а ООО «Юбилейная» обязуется оплачивать полученную (принятую) холодную (техническую) воду по тарифам, установленным уполномоченным органом. ООО «Юбилейная» воду, приобретенную у МУП «Волжское ЖКХ» не использует для собственных нужд, а перемещает ее до потребителя. При этом собственники земельных участков КП «Юбилейный» оплачивают ООО «Юбилейная» поставленную воду и содержание сетей. При этом между собственниками земельных участков КП «Юбилейный» и МУП «Волжское ЖКХ» договора водоснабжения не заключалось. Таким образом, осуществление ООО «Юбилейная» фактически регулируемого вида деятельности в сфере холодного водоснабжения на территории КП «Юбилейный» без установления тарифов на данную деятельность в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 416-ФЗ является незаконным.
Исходя из вышеизложенного, вопреки доводам жалобы, следует, что в коттеджном поселке «Юбилейный» имеются водопроводные сети, которые присоединены к централизованной системе холодного водоснабжения и являются ее частью.
Также судом установлено, что между собственниками земельных участков КП «Юбилейный» и МУП «Волжское ЖКХ» договор водоснабжения не заключался, при этом собственники земельных участков КП «Юбилейный» оплачивают ООО «Юбилейная» расходы за поставленную воду и содержание сетей.
В этой связи администрации сельского поселения для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, необходимо было установить организацию, осуществляющую водоснабжение и водоотведение на указанной территории.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств того, что администрацией сельского поселения была определена гарантирующая организация с указанием зоны ее деятельности, а именно на территории с. Черноречье в северной, северо-восточной и юго-восточной части кадастрового квартала № Волжского района Самарской области (КП «Юбилейный») и магистрального водопровода соединяющего сети МУП Волжское ЖКХ и КП Юбилейный, в материалы административного дела не представлено.
В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований прокуратуры Волжского района Самарской области и Самариной Т.А. в указанной части.
Согласно пунктам 1, 2, 6 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении Развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782 (далее - Правила) актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при наличии одного из следующих условий:
а) ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
б) изменение условий водоснабжения (гидрогеологических характеристик потенциальных источников водоснабжения), связанных с изменением природных условий и климата;
в) проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения;
г) реализация мероприятий, предусмотренных планами снижения сбросов загрязняющих веществ, программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в подпункте "д" пункта 7 настоящих Правил;
д) реализация мероприятий, предусмотренных планами по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями;
е) изменение объема поставки горячей воды, холодной воды, водоотведения по централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с реализацией мероприятий по прекращению функционирования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на закрытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения);
ж) необходимость внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов либо исключения таких сведений из схемы водоснабжения и водоотведения.
Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем (пункт 9 Правил).
Схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления (пункт 10 Правил).
В 2014 году МУП «Волжское ЖКХ» были выданы технические условия на водоснабжение КП «Юбилейный» (т. 1 л.д. 234).
В подтверждение выполнения технических условий, между МУП «Волжское ЖКХ» и ООО «Юбилейная» был заключен договор водоснабжения №. В 2016 г. была утверждена схема водоснабжения сельского поселения Черноречье. В настоящее время сети водоснабжения переданы по договору аренды ООО «Волжские коммунальные системы».
В материалы административного дела представлены постановления от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 31) и ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 147) об актуализации схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области.
Вместе с тем, сведений об актуализации схемы водоснабжения и водоотведения именно в связи с введением водопроводных сетей в КП «Юбилейный» в материалы дела не представлено, что в свою очередь противоречит пункту 8 ранее указанных Правил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенном административным ответчиком бездействии, выразившемся в не актуализации схемы водоснабжения и водоотведения.
Также является правильным вывод суда о правомерности заявленных требований о незаконности бездействия со стороны административного ответчика, поскольку меры по обеспечению водоснабжением жителей КП Юбилейный административным ответчиком не принимались.
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее - Правила), предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холоднее водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с указанными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При этом, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения (что в рамках данного дела подтверждается соответствующим заключением) органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение. При этом, во всяком случае холодное водоснабжение должно производиться с использованием источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении, организация водоснабжения граждан является прямой обязанностью органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, доказательства исполнения органом местного самоуправления государственной политики по обеспечению жителей поселка качественной водой отсутствуют.
Таким образом, административным ответчиком не предприняты достаточные и эффективные меры, направленные на организацию водоснабжения и водоотведения указанных в административном иске территорий сельского поселения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно определил фактические обстоятельства дела, направлены на переоценку фактов, установленных судебным решением, и основаны на субъективном мнении о них лица, подавшего жалобу, а также неверном толкованием действующего законодательства
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, отмене по данным доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: