Дело № 2-2289/23
50RS0042-01-2023-001407-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2023 года город Сергиев Посад, МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Л.В.
при секретаре Казановой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емануилова А. Ф. к АО «Мосэнергосбыт», ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» о признании задолженностей по электроснабжению, вывозу твердых коммунальных отходов недействительными, применении мер социальной поддержки, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Емануилов А. Ф. обратился в суд с иском к АО «Мосэнергосбыт», ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» о признании задолженностей по электроснабжению, вывозу твердых коммунальных отходов недействительными, применении мер социальной поддержки, компенсации морального вреда.
В судебном заседании представитель Емануилова А.Ф. по доверенности Емануилова В.П. исковые требования поддержала и пояснила, что Емануилов А.Ф. является собственником жилого <адрес> Указанный жилой дом используется истцом только в летний период времени. Несмотря на это, в январе 2023 года был получен счет об оплате за потребленную электроэнергию в размере 1 893,14 руб., за вывоз мусора 10 792,09 руб. Пояснила, что осенью истец выезжает из дома, передает последние показания электросчетчика и до следующего летнего сезона показания в АО «Мосэнергосбыт» не передает. Поскольку задолженности по электроэнергии не имеется, просила суд признать выставленную сумму задолженности недействительной. Также пояснила, что договор на вывоз мусора между региональным оператором и собственником <адрес> не заключался, услуги фактически не оказывались, поскольку мусорные контейнеры в деревне были установлены только в 2022 году. Контейнерами, расположенными в других местах Емануилов А.Ф. не пользовался, все отходы жизнедеятельности уничтожались с помощью огня на участке. При таких обстоятельствах, полагала, что задолженность об оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов также подлежит признанию недействительным. Поскольку истец Емануилов А.Ф. достиг 80-летнего возраста, является инвалидом он имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате за электроэнергию и вывоз мусора, однако ответчики данные обстоятельства игнорируют. В связи с чем, просила суд обязать ответчиков применять меры социальной поддержки, предусмотренные законом. Требования ответчиков об оплате указанных расходов влекут за собой повышение давления, расстройство сна, нервное напряжение, в связи с чем поддержала требования о взыскании с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда в размере 200 000 руб.
Представитель ответчика АО «Мосэнергосбыт» в судебное заседание не явился, в суд представлены письменные возражения по заявленным требованиям. Из письменных возражений усматривается, что по <адрес> открыт лицевой счет, учет электроэнергии осуществляется с помощью прибора учета №. Прибор исправен. 20.11.2022 года абонентом Емануиловым А.Ф. были переданы показания равные 7 875 кВт, на которые произведены начисления в размере 1 296 руб. 13.04.2023 года от Емануилова А.Ф. поступило заявление о корректировке начислений в соответствии с актуальными показаниями прибора учета – 7678 кВт. Был произведен перерасчет на 197 кВт в размере 851,04 руб. Остаток задолженности на апрель 2023 года по лицевому счету составил 1 042,10 руб., который соответствует потребленной коммунальной услуги. Просили суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» по доверенности Силантьев А.И. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Из представленного отзыва на исковое заявление усматривается, что обращение с твердыми бытовыми отходами относиться к коммунальным услугам, обязанность по оплате которых в силу ст. 154 ЖК РФ возлагается на собственника жилого дома. Несмотря на отсутствие контейнерных площадок, собственник жилого дома обязан нести указанные выше расходы, поскольку вправе использовать ближайшие обустроенные площадки, в связи с чем, полагал, что оснований для признания задолженности об оплате услуги «вывоз ТБО» недействительным не имеется. Также пояснил, что полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» не наделен. Просил суд исковые требования оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Администрации Сергиево-Посадского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика АО «Мосэнергосбыт», третьего лица Администрации Сергиево-Посадского городского округа.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его введении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При этом с учетом п. 3 ст. 539 и п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
В соответствии со ст. 13 ФЗ N 261 от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно п.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 27.08.2013) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной электрической энергии.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что плата за потребленную электроэнергию начисляется по показаниям индивидуального прибора учета, переданным истцов в адрес гарантирующего поставщика, с применением тарифа, установленного в указанный в платежном документе. Данные обстоятельства представитель истца в судебном заседании не оспаривал. Доказательств оплаты потребленной электроэнергии в сумме 1042,10 руб., суду не представлено, равно как и наличие переплаты по потребленной услуги. При таких обстоятельствах, оснований для признания задолженности по оплате за электроэнергию по состоянию на апрель 2023 года отсутствующей ( недействительной) не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в целях организации ежемесячных начислений в формате Единого Платежного документа ч 01.01.2019 года <адрес> был присвоен единый лицевой счет № ( «обращение с ТКО» - №, электроснабжение – №
Лицевой счет на оплату ТКО как коммунальной услуги является документом первичного бухгалтерского учета, в котором отражается начисление и сбор оплаты коммунальной услуги. Оформление платежного документа является обязанностью исполнителя коммунальной услуги (п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), в связи с чем действия АО «Мосэнергосбыт» по открытию лицевого счета, оформлению (выставлению) квитанций на оплату услуг по обращению с ТКО соответствует требованиям закона.
Отсутствие заключенного письменного договора с Региональным оператором не освобождает потребителя (собственника домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг Региональным оператором, поскольку Емануилов А.Ф., как собственник жилого дома самостоятельно обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с чем, доводы представителя истца об отсутствии правовых оснований для выставления истцу счета на оплату услуг по вывозу мусора, судом отклоняются как основанные на неправильном понимании норм материального права. При этом суд учитывает, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, пунктов 5 и 7 указанных Правил обращения с ТКО.
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 31-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4, пунктом 2 статьи 24.7. Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, а региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы только в местах (на площадках) накопления отходов.
Согласно пункту 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом определение схемы размещения мест накопления входит в компетенцию органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 13.4, статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Таким образом, региональный оператор вывозит ТКО из мест, определенных органом местного самоуправления, и не может нести ответственность за недостаточное количество или отсутствие контейнерных площадок.
Отсутствие контейнерной площадки в непосредственной близости от жилого дома истца не лишает его возможности утилизировать мусор посредством бесконтейнерного сбора или путем его размещения на иных контейнерных площадках, расположенной в Сергиево-Посадском городском округе.
Учитывая вышеизложенное, суд отклоняет доводы представителя истца об отсутствии оснований для возложения на Емануилова А.Ф. обязанности по оплате услуги «Обращение с ТКО» связи с отсутствием контейнерной площадки и фактическим неоказанием услуги как несостоятельные.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Емануилов А.В., являясь собственником жилого помещения и потребителем коммунальной услуги, в силу прямого указания закона должен нести расходы по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Задолженность, указанная в счете, образовалась в результате ненадлежащего исполнения истцом обязанности по оплате коммунальных услуг, в связи с чем не может быть признана отсутствующей либо недействительной.
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В пунктах 46,47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
В Московской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Московской области, в том числе инвалидам, пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, регулируются Законом Московской области от 23 марта 2006 года N 36-2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области".
Пунктом 1.5 ст. 14 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36-2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" установлено, что лицам, указанным в пунктах 28 и 33 статьи 1 настоящего Закона, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами в следующих размерах: прекратившим трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию - 30 процентов; достигшим возраста 70 лет и
Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 г. N 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области", действующий на момент возникновения спорных правоотношений, который определял условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), обращение с твердыми коммунальными отходами, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - получатель).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя. Такая мера социальной поддержки предоставляется территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области по социальной защите населения, наличие права на получение такой меры социальной поддержки не освобождает плательщика коммунальных услуг по ее оплате и не возлагает на ресурсоснабжающие организации обязанности по предоставлению такой услуги, а также по контролю за ее применением участниками правоотношений.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Емануилова А.Ф. о понуждении АО «Мосэнергосбыт», ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» применять меры социальной поддержки, предусмотренные законом в отношении Емануилова А.Ф., суд не усматривает.
Поскольку права и законные интересы Емануилова А.Ф., как потребителя услуг, действиями ответчиков не нарушены, оснований для компенсации морального вреда, предусмотренные ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 153-154 ЖК РФ, ст. 56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Емануилова А. Ф. к АО «Мосэнергосбыт», ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» о признании задолженностей по электроснабжению, вывозу твердых коммунальных отходов недействительными, применении мер социальной поддержки, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2023 года.
Судья Л.В.Сергеева